• Преподавателю
  • Другое
  • Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество

Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств, прежде всего способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.   Важнейшая задача учебно-воспитательного процесса: успешная самореализация личности в перио...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» КЛЮЧЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество


XXVII ВСЕРОССИЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО

(12 - 16 мая 2010 года) - МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ



«Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество»



ФИЛАТКИНА РАИСА ПЕТРОВНА,

учитель истории и обществознания

МОУ «Ключевская СОШ №2»

Ключевского района Алтайского края

Высшая квалификационная категория

Почётный работник общего образования РФ

Победитель конкурса «Лучший учитель России» 2008 г.








с. Ключи, 2010

«Развитие исследовательских компетенций учащихся

через школьное научное общество»


Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств, прежде всего способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Школа - важный ресурс, обеспечивающий переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращающий отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Одна из основных задач образовательной системы Российской Федерации - сформировать за годы учёбы выпускника максимально подготовленным к реалиям жизни… Из «Концепции модернизации Российского образования»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Важнейшая задача учебно-воспитательного процесса: успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  • Достижение социальной компетентности обучающихся.

  • Гарантия прав граждан на качественное образование.

  • Формирование ключевых (базовых) компетенций.

  • Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • Коммуникативные - умение вступать в диалог с целью быть понятым.

  • Информационные - владение информационными технологиями

  • Социальные - умение жить и работать в коллективе.

  • Автономизационные - способность к самоопределению и самообразованию.

  • Нравственные - способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым.

История - наука социальная. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к социальной мобильности, эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с обществом.

К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, предупреждать конфликты, толерантность и др.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача выявления и поддержки наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.

На наш взгляд, наиболее эффективной формой решения данной задачи является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Дети уже по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, способствуют тому, что школьники с большим интересом участвуют в самых разных исследовательских делах, особенно характерно это для одарённых детей, у которых знания и интерес не ограничиваются рамками учебников и уроков.

Практика проведения учебных исследований с учащимися может рассматриваться как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Все мы мечтаем, чтобы в школе детям было интересно учиться. Что можно предложить таким учащимся? Многие из них занимаются в различных кружках, клубах по интересам, объединениях, участвуют в предметных олимпиадах, интеллектуальных викторинах, предметных неделях, турнирах знатоков, конкурсах.

Но в большей степени проявить себя они могут в активной научно-исследовательской деятельности, так как она позволяет формировать творческую, разносторонне развитую личность; ориентирует учащихся на познание как ценность, выявляет познавательные интересы по школьному курсу интересующих их учебных предметов; помогает приобрести школьникам умения и навыки самостоятельной экспериментальной работы и исследовательской деятель­ности; знакомит с современными достижениями науки. Такое направление работы возможно не только в городской, но и в сельской школе.

В нашей школе сложился профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив, в котором творчески работающие учителя, стремящиеся к поиску новых педагогических технологий, сами увлеклись поисковой научно-исследовательской деятельностью, сумели заинтересовать и привлечь к этому детей.

Инициаторами научно - исследовательской деятельности в нашей школе являются учителя истории и обществознания Филаткина Р.П. (руководитель Научного общества) и Гуков Б.П. (зам. директора по научно-методической работе).

Эта инициатива была поддержана учителями географии и биологии. Надеемся, что круг заинтересованных учителей будет расширяться. Ведь сегодня уже никого не нужно убеждать, что эта технология - необходимый компонент работы с одарёнными детьми и всеми учащимися, сориентированными на получение качественного образования.
Конечно, она неизбежно отнимает у учителя много времени и сил, но именно такая деятельность и является вершиной педагогического труда. А это нужно и ученику, и учителю, и школе в целом.

Несколько лет в МОУ «Ключевская СОШ №2» существует Научное общество учащихся - НОУ «Эрудит», на базе которого созданы и действуют кружки «Юный исследователь», «Юный краевед», «Юный юрист». Занятия в научном обществе способствуют формированию ключевых (базовых) компетенций.

Учащиеся занимаются историческими, краеведческими и социологическими исследованиями. Богатый материал для исследований даёт изучение истории своего района, края. Поиск краеведческого материала активизирует деятельность детей, формирует навыки исследовательского характера, подготавливает учащихся к практической деятельности по работе с документальными и историческими источниками.

Разумеется, работа с историческими источниками имеет свою специфику и не всегда доступна учащимся. Но мы ищем такие формы и методы исследования, которые посильны старшеклассникам. План наших действий складывается из трёх направлений: изучения литературы и документальных источников; консультаций учителя - научного руководителя; сбора материала от живых свидетелей истории - старожилов. Составлен список тем, открытых для исследований и находящихся на разной стадии разработки. По многим получен, как мы называем, промежуточный результат, т.е. осуществлён основной сбор первичного материала, но требуется систематизация, анализ и изложение в виде исследовательской работы.

Исследования по некоторым из этих тем получили достойное завершение. Результатами нашей работы в течение последних лет стало успешное участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях районного, краевого и всероссийского уровней, таких, как районные и краевые историко - краеведческие конференции; ежегодные научно - практические конференции одарённых школьников «Будущее Алтая»; а также краевые конкурсы «Моя малая Родина», «Этим гордится Алтайский край», «Деловые люди Алтая», Всероссийских конкурсах - Всероссийский конкурс исторических работ «Человек в истории. Россия - XX-й век», Всероссийский конкурс юношеских научно - исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Всероссийский конкурс научно - исследовательских работ «Первые шаги», Всероссийский конкурс «Я помню. Я горжусь», «Забытый памятник незабытой войны» и других.

За последние годы учащимися получено 10 призовых мест на краевых олимпиадах по обществознанию, истории, праву, 85 призовых мест на районных олимпиадах, 55 мест на различных конкурсах.

Такие итоги - это результат большого и упорного труда, за которым обязательно приходит успех. Конечно, только тот руководитель, который проходит со своим юным исследователем тернистый путь от зарождения идеи до защиты готовой работы, способен до конца оценить, насколько он трудный и многозатратный, но очень важный и нужный.
Работа, связанная с исследовательской деятельностью, помогает обучающимся определиться в выборе своей будущей профессии, а на этапе школьной жизни расширить свой кругозор и круг общения. Главной целью такой деятельности является образовательный результат.

Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным. Исследовательская деятельность является важным средством развития личности выпускника, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Литература

  1. Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся /А.В.Леонтович //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №4. - С.24-36.

  2. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

  3. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

  4. Савенков, А.И. Истоки практики исследовательского обучения /А.И.Савенков //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.29-38.

  5. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А.И.Савенков. - М., 2003. - 132с.

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное обществоРазвитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное обществоРазвитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное обществоРазвитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное обществоРазвитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество

Развитие исследовательских компетенций учащихся через школьное научное общество



© 2010-2022