- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка Основы православия
Программа кружка Основы православия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черепанова О.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Черепанова Ольга Аркадьевна
|
Программа кружка «Основы православия».
Пояснительная записка.
Мы живем в России, в стране, по преимуществу своему, православной. Но при этом обладаем атеистичным прошлым. Взрослые не могут ответить на вопросы детей в области религиозных знаний вследствие своего невежества. В курсах «История древнего мира» и «История мировых цивилизаций», изучаемых в школе, христианская религия дается с точки зрения ее возникновения и развития, но целостной культуры христианского мироустройства у детей нет. И знание православных праздников, и знание основ поведения в храмах не поднимаются выше внешней обрядности. Книжное знание не основывается на реалиях действительности.
Именно поэтому возникла необходимость ознакомления детей с основами православной культуры. Программа не ставит своей целью заменить преподавание в воскресных школах, так как носит пропедевтический (ознакомительный) характер. Это не религиоведческая, а культурологическая программа. Она является экспериментальной.
Программа рассчитана на детей 6-10 лет, обучающихся в начальной школе. В это время ум ребенка тянется к познанию, а душа формирует нравственные ориентиры. Так как ребенок данного возраста практической стороной вопроса интересуется более, нежели теоретизированием, большинство тем программы содержит элементы декоративно-прикладного творчества. Это способствует не только закреплению содержания программы, но и развивает мелкую моторику - залог развития умственных способностей.
Цель программы: приобщение детей к основам православной культуры.
Задачи программы:
- изучить главные постулаты христианского вероучения
- ознакомить детей с православными праздниками (Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Благовещение)
- научить правилам поведения в храме
- привить понимание правил религиозного поведения
Формы занятий: практическая работа, беседа, игра, экскурсия.
Результат программы:
- знание вероучения, молитв, праздников, правил поведения православного человека
- правильное поведение в местах религиозного пользования
- наличие предметов декоративно-прикладного творчества, отражающих православное вероучение
Учебно-тематический план- 36 часов
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Введение. Кто такой Бог и откуда мы о нём знаем.
1
1
2.
Жизнь Иисуса Христа.
2
2
3.
Символы христианства.
2
2
4
4.
Молитва - обращение к Богу.
2
2
2
5.
Храм.
2
2
4
6.
Священнослужители.
1
1
2
7.
Церковный год.
2
1
3
8.
Рождество.
1
3
4
9.
Крещение.
2
1
3
10.
Православная кухня.
2
2
11.
Пасха.
2
2
4
12.
Троица.
1
2
3
13.
Заключение: Православное воспитание.
1
1
2
ИТОГО
18
18
36
Содержание курса
Введение. Кто такой Бог и откуда мы о нём знаем - 1 час
Теория: Священное писание: Ветхий Завет, Новый Завет. Сотворение мира.
Тема 1. Жизнь Иисуса Христа - 2 часа
Теория: Христос: от рождения до распятия. Апостолы и христианство.
Знать: Понятия «Библия», «Евангелие», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «апостол», «религия», «христианство», «православие».
Тема 2. Символы христианства - 4 часа
Теория: Крест. Молитва. Иконопись. Храм.
Практика: Изготовление аппликаций «Икона Богоматери», «Храм».
Знать: Виды креста, символика троеперстия. Молитва и ее значение. Разновидности икон, принципы иконописи. Правила поведения в храме. Понятия «распятие», «молитва», «храм», «церковь», «икона», «нимб».
Уметь: Творить крестное знаменье. Уметь вести себя в храме. Уметь работать в технике аппликации.
Тема 3. Молитва - обращение к Богу - 2 часа
Теория: Место для молитвы. Общая молитва. Богослужение.
Практика: Изготовление рамки для текста молитвы.
Знать: Молитва «Отче Наш». Понятия «богослужение», «триединство», «Отче», «аминь».
Уметь: Уметь вести себя на богослужении. Уметь изготавливать рамки.
Тема 4. Храм - 4 часа
Теория: Внешнее и внутреннее устройство храма. Ангелы и святые. Церковная служба. Экскурсия в русскую православную церковь.
Практика: Изготовление картины «Храм» пластилином на стекле.
Знать: Понятия «алтарь», «иконостас», «Царские Ворота», «обедня», «всенощная», «молебен», «панихида».
Уметь: Уметь вести себя на церковной службе. Уметь работать в технике пластилиновых картин.
Тема 5. Священнослужители - 2 часа
Теория: Три степени священнослужителей: дьяконы, священники, епископы. Монахи и монастыри. Семинарии.
Практика: Облачение священнослужителей (изготовление куклы «Священнослужитель» из бумаги).
Знать: Понятия «дьякон», «священник», «епископ», «монах», «семинария». Знать значение всех частей одежды священнослужителя.
Уметь: Изготавливать объемные бумажные куклы.
Тема 6. Церковный год - 3 часа
Теория: 1 сентября - начало церковного года. Подвижные и неподвижные праздники. Богородичные праздники. Посты - время воздержания и доброделания.
Практика: Изготовление модели годового круга богослужения.
Знать: Основные церковные праздники и посты. Понятия «юлианский календарь», «пост».
Уметь: Определять даты подвижных праздников в церковном календаре с помощью модели годового круга богослужения.
Тема 7. Рождество - 4 часа
Теория: История Рождества. Рождественский пост. Сочельник. Рождественское богослужение.
Практика: Изготовление рождественской ёлки и вертепа. Подготовка и проведение праздника Рождества. Народные гуляния.
Знать: Религиозные основы празднования Рождества. Понятия «сочельник», «вертеп», «святки», «Вифлеемская звезда», «паломники», «тропарь». Знание рождественского тропаря.
Уметь: Отмечать праздник Рождества по православным традициям.
Тема 8. Крещение - 3 часа
Теория: Праздник Крещения. Освящение воды. Обычай купания в проруби. Обряд крещения. Молитва ангелу-хранителю. Экскурсия в русскую православную церковь.
Практика: Украшение сосуда для святой воды символами православия.
Знать: Понятия «богоявление», «крещение», «крестные», «обряд», «ангел-хранитель». Знание молитвы ангелу-хранителю. Знание способов использования святой воды.
Уметь: Отмечать праздник Крещения по православным традициям. Уметь вести себя в церкви во время религиозного праздника. Уметь декорировать сосуды.
Тема 9. Православная кухня - 2 часа
Практика: Приготовление простых классических блюд православной кухни. Постная кухня.
Знать: Рецепты приготовления 3-х блюд православной кухни.
Уметь: Уметь работать с плитой, осуществлять кулинарную обработку продуктов.
Тема 10. Пасха. - 4 часа
Теория: Великий Пост. Благовещение. Пасха. Крестный ход. Пасхальные песнопения.
Практика: Изготовление пасхальных сувениров и открыток. Катание яиц.
Знать: Понятия «Пасха», «Благовещение», «кулич», «писанка», «крестный ход», «литургия». Знание пасхального тропаря.
Уметь: Отмечать праздник Пасхи по православным традициям.
Тема 11. Троица - 3 часа
Теория: Празднование Троицы. Родительские дни.
Практика: Завивание венков. Хороводные игры. Троицкое гуляние.
Знать: Понятия «Троица», «родительский день», «хоровод». Знание молитвы Пресвятой Троице.
Уметь: Отмечать праздник Троицы по православным традициям.
Заключение. Православное воспитание. - 2 часа
Теория: Особенности православного воспитания.
Практика: Создание рисунков по теме «Я и православие».
Литература для педагога и родителей:
1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002.
2. Воскобойников В., Голь Н. Энциклопедия Российских праздников. - М.: РЕСПЕКС, 1997.
3. Коринфский А.А. Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. - М., 1991.
4. Люцкевич Л. Праздник своими руками. М.: Эксмо, 2008.
5. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / Сост. В.П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2009.
6. Панкеев Иван. Обычаи и традиции русского народа. - М.: Бета-Сервис, 1998.
7. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. Вступ. статья к книге А. Н. Розов. - М., Современник, 1992, с.3-6.
8. Шестун Евгений. Протоиерей. Православная педагогика. - М., 2001.
Литература для детей:
1.Закон Божий. /под ред. Рост. М. Добужинского. Т. 1-5. - М.: Терра, 1991
2. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1990.