Программа кружка Основы православия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Черепанова Ольга Аркадьевна


Программа кружка «Основы православия».

Пояснительная записка.

Мы живем в России, в стране, по преимуществу своему, православной. Но при этом обладаем атеистичным прошлым. Взрослые не могут ответить на вопросы детей в области религиозных знаний вследствие своего невежества. В курсах «История древнего мира» и «История мировых цивилизаций», изучаемых в школе, христианская религия дается с точки зрения ее возникновения и развития, но целостной культуры христианского мироустройства у детей нет. И знание православных праздников, и знание основ поведения в храмах не поднимаются выше внешней обрядности. Книжное знание не основывается на реалиях действительности.

Именно поэтому возникла необходимость ознакомления детей с основами православной культуры. Программа не ставит своей целью заменить преподавание в воскресных школах, так как носит пропедевтический (ознакомительный) характер. Это не религиоведческая, а культурологическая программа. Она является экспериментальной.

Программа рассчитана на детей 6-10 лет, обучающихся в начальной школе. В это время ум ребенка тянется к познанию, а душа формирует нравственные ориентиры. Так как ребенок данного возраста практической стороной вопроса интересуется более, нежели теоретизированием, большинство тем программы содержит элементы декоративно-прикладного творчества. Это способствует не только закреплению содержания программы, но и развивает мелкую моторику - залог развития умственных способностей.

Цель программы: приобщение детей к основам православной культуры.

Задачи программы:

- изучить главные постулаты христианского вероучения

- ознакомить детей с православными праздниками (Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Благовещение)

- научить правилам поведения в храме

- привить понимание правил религиозного поведения

Формы занятий: практическая работа, беседа, игра, экскурсия.

Результат программы:

- знание вероучения, молитв, праздников, правил поведения православного человека

- правильное поведение в местах религиозного пользования

- наличие предметов декоративно-прикладного творчества, отражающих православное вероучение

Учебно-тематический план- 36 часов

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение. Кто такой Бог и откуда мы о нём знаем.

1


1

2.

Жизнь Иисуса Христа.

2


2

3.

Символы христианства.

2

2

4

4.

Молитва - обращение к Богу.

2

2

2

5.

Храм.

2

2

4

6.

Священнослужители.

1

1

2

7.

Церковный год.

2

1

3

8.

Рождество.

1

3

4

9.

Крещение.

2

1

3

10.

Православная кухня.


2

2

11.

Пасха.

2

2

4

12.

Троица.

1

2

3

13.

Заключение: Православное воспитание.

1

1

2


ИТОГО

18

18

36







Содержание курса

Введение. Кто такой Бог и откуда мы о нём знаем - 1 час

Теория: Священное писание: Ветхий Завет, Новый Завет. Сотворение мира.

Тема 1. Жизнь Иисуса Христа - 2 часа

Теория: Христос: от рождения до распятия. Апостолы и христианство.

Знать: Понятия «Библия», «Евангелие», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «апостол», «религия», «христианство», «православие».

Тема 2. Символы христианства - 4 часа

Теория: Крест. Молитва. Иконопись. Храм.

Практика: Изготовление аппликаций «Икона Богоматери», «Храм».

Знать: Виды креста, символика троеперстия. Молитва и ее значение. Разновидности икон, принципы иконописи. Правила поведения в храме. Понятия «распятие», «молитва», «храм», «церковь», «икона», «нимб».

Уметь: Творить крестное знаменье. Уметь вести себя в храме. Уметь работать в технике аппликации.

Тема 3. Молитва - обращение к Богу - 2 часа

Теория: Место для молитвы. Общая молитва. Богослужение.

Практика: Изготовление рамки для текста молитвы.

Знать: Молитва «Отче Наш». Понятия «богослужение», «триединство», «Отче», «аминь».

Уметь: Уметь вести себя на богослужении. Уметь изготавливать рамки.

Тема 4. Храм - 4 часа

Теория: Внешнее и внутреннее устройство храма. Ангелы и святые. Церковная служба. Экскурсия в русскую православную церковь.

Практика: Изготовление картины «Храм» пластилином на стекле.

Знать: Понятия «алтарь», «иконостас», «Царские Ворота», «обедня», «всенощная», «молебен», «панихида».

Уметь: Уметь вести себя на церковной службе. Уметь работать в технике пластилиновых картин.

Тема 5. Священнослужители - 2 часа

Теория: Три степени священнослужителей: дьяконы, священники, епископы. Монахи и монастыри. Семинарии.

Практика: Облачение священнослужителей (изготовление куклы «Священнослужитель» из бумаги).

Знать: Понятия «дьякон», «священник», «епископ», «монах», «семинария». Знать значение всех частей одежды священнослужителя.

Уметь: Изготавливать объемные бумажные куклы.

Тема 6. Церковный год - 3 часа

Теория: 1 сентября - начало церковного года. Подвижные и неподвижные праздники. Богородичные праздники. Посты - время воздержания и доброделания.

Практика: Изготовление модели годового круга богослужения.

Знать: Основные церковные праздники и посты. Понятия «юлианский календарь», «пост».

Уметь: Определять даты подвижных праздников в церковном календаре с помощью модели годового круга богослужения.

Тема 7. Рождество - 4 часа

Теория: История Рождества. Рождественский пост. Сочельник. Рождественское богослужение.

Практика: Изготовление рождественской ёлки и вертепа. Подготовка и проведение праздника Рождества. Народные гуляния.

Знать: Религиозные основы празднования Рождества. Понятия «сочельник», «вертеп», «святки», «Вифлеемская звезда», «паломники», «тропарь». Знание рождественского тропаря.

Уметь: Отмечать праздник Рождества по православным традициям.

Тема 8. Крещение - 3 часа

Теория: Праздник Крещения. Освящение воды. Обычай купания в проруби. Обряд крещения. Молитва ангелу-хранителю. Экскурсия в русскую православную церковь.

Практика: Украшение сосуда для святой воды символами православия.

Знать: Понятия «богоявление», «крещение», «крестные», «обряд», «ангел-хранитель». Знание молитвы ангелу-хранителю. Знание способов использования святой воды.

Уметь: Отмечать праздник Крещения по православным традициям. Уметь вести себя в церкви во время религиозного праздника. Уметь декорировать сосуды.

Тема 9. Православная кухня - 2 часа

Практика: Приготовление простых классических блюд православной кухни. Постная кухня.

Знать: Рецепты приготовления 3-х блюд православной кухни.

Уметь: Уметь работать с плитой, осуществлять кулинарную обработку продуктов.

Тема 10. Пасха. - 4 часа

Теория: Великий Пост. Благовещение. Пасха. Крестный ход. Пасхальные песнопения.

Практика: Изготовление пасхальных сувениров и открыток. Катание яиц.

Знать: Понятия «Пасха», «Благовещение», «кулич», «писанка», «крестный ход», «литургия». Знание пасхального тропаря.

Уметь: Отмечать праздник Пасхи по православным традициям.

Тема 11. Троица - 3 часа

Теория: Празднование Троицы. Родительские дни.

Практика: Завивание венков. Хороводные игры. Троицкое гуляние.

Знать: Понятия «Троица», «родительский день», «хоровод». Знание молитвы Пресвятой Троице.

Уметь: Отмечать праздник Троицы по православным традициям.

Заключение. Православное воспитание. - 2 часа

Теория: Особенности православного воспитания.

Практика: Создание рисунков по теме «Я и православие».

Литература для педагога и родителей:

1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002.

2. Воскобойников В., Голь Н. Энциклопедия Российских праздников. - М.: РЕСПЕКС, 1997.

3. Коринфский А.А. Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. - М., 1991.

4. Люцкевич Л. Праздник своими руками. М.: Эксмо, 2008.

5. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / Сост. В.П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Панкеев Иван. Обычаи и традиции русского народа. - М.: Бета-Сервис, 1998.

7. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. Вступ. статья к книге А. Н. Розов. - М., Современник, 1992, с.3-6.

8. Шестун Евгений. Протоиерей. Православная педагогика. - М., 2001.

Литература для детей:

1.Закон Божий. /под ред. Рост. М. Добужинского. Т. 1-5. - М.: Терра, 1991

2. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1990.





© 2010-2022