Применение некоторых приемов ТРКМ на уроках химии и биологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение некоторых приёмов технологии

развития критического мышления на уроках химии и биологии

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции- это технология развития критического мышления. Критичность ума- это умение человека объективно оценивать мысли, проверять выдвигаемые предположения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты жизни, формирует умение анализировать, делать выводы, прогнозировать свои решения, повышает уровень культуры работы с информацией. Данные факторы позволяют быть актуальной технологии критического мышления.

Вот некоторые приемы ТРКМ которые я применяю на уроках химии и биологии.

1. Кластер - это способ графической организации материала, и в систематизированном виде представить большие объемы информации. Разбивку на кластеры можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Этапы работы над кластером очень просты и легко запоминаются.
1. Необходимо написать в центре листа, классной доски ключевое слово, которое является «сердцем» темы.
2. Вокруг центрального слова записываются слова, которые выражают образы, идеи, факты. Подобие планетарной модели.
3. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевыми понятиями, т.е.устанавливается логическая связь.

В итоге получаем информационное поле, которое отражает размышления.

КЛАСТЕР ПО ТЕМЕ «КИСЛОТЫ

Применение некоторых приемов ТРКМ на уроках химии и биологии

2. Синквейн от французского слова «cing» - пять. Используется при изучении нового материала и систематизации знаний. Он может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Можно использовать на стадии вызова или стадии рефлексии.

План

1 строка - 1 слово- существительное- название темы

2 строка - 2-3 слова - прилагательные - свойства темы

3 строка - 2-3 слова - глаголы - действия темы

4 строка- 4-5 слов - ваше отношение к данной теме

5 строка - 1 -2 слова - философское понятие данной темы, синоним первой строки

Пример синквейна, составленного учениками 8 класса при изучении темы «Виды мышц»

Мышцы

Гладкие, поперечно-полосатые

Сокращаются, сгибают, разгибают

Учавствуют в движении и защите

Мускулы(двигатели)


Пример синквейна, составленного учениками 9 класса после изучения темы «Общая биология-естественно-научная дисциплина»:

Биология

Интересная, значимая

Открывает, изучает, исследует

Помогает понять живой мир

Наука

3. Таблица З-Х («Знаю - Хочу знать»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Такие таблицы можно использовать при изучении нового материала. Например при изучении темы «Заболевания почек»

Знаю

Хочу знать

узнал

Употребление алкоголя очень вредно сказывается на работе почек. Распространенное заболевание «цистит».

Какова причина этих заболеваний?

Что является причиной заболеваний

.

4. «Фишбоун» (рыбья кость)

Рисуется рыбья кость. Вписываются: в головной части -проблема, на ребрышках-«почему возникла» и «как предотвратить появление проблемы», в хвосте -профилактическая работа.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Применение некоторых приемов ТРКМ на уроках химии и биологии

Все эти методы и приёмы технологии развития критического мышления направлены на получение желаемого результата, и потому позволяют не только ученикам, но и учителю работать творчески.


© 2010-2022