- Преподавателю
- Другое
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Костенко А.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕМА 1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА.
1. Понятие философии. Природа философского знания.
2. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.
3. Мировоззрение и его структура.
4. Мифология, религия и философия - исторические формы мировоззрения.
5. Человек и его бытие как центральная проблема философии.
1. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Если обратиться к этимологии слова, то в переводе с древнегреческого философия означает «любовь к мудрости». По словам Диогена Лаэртского (конец II - начало III вв. н. э.), первым назвал себя философом древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор. О том, кто такие философы, он говорил так: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины»1. Сегодня трудно согласиться с тем, что поиски истины являются исключительной монополией философии. Можно не быть философом и стремиться к знаниям и истине, будь то в физике, медицине, художественном творчестве или просто в повседневной жизни. Однако осознанные поиски истины начинались именно с философии.
Вопрос «Что такое философия?» - не из легких. Интуитивно каждый из нас чувствует, относятся ли те или иные тексты и речи к философским или нет. Но дать строго научное определение философии непросто. Достаточно попытаться, чтобы убедиться в этом. Намного легче определить, что не является философией. Например, философия не занимается выяснением структуры ДНК, не решает дифференциальные уравнения, не изучает химические реакции, не исследует движение земной коры и т.
Если взять определения предмета, скажем, ботаники или лингвистики, то имеющиеся расхождения, как правило, не затронут принципиального существа дела. Ни один ботаник не будет спорить с тем, что предметная область его науки - растительный мир. И любой лингвист согласится с тем, что предмет его науки - язык. Иное дело в философии. Философия в определении одного философа может оказаться совсем не философией в определении другого. Дефиниций философии - такое множество и они столь разнообразны, что у многих людей возникает вопрос: «А об одном ли предмете идет речь?».
В одних философских системах философия определяется как знание о высших началах или первопричинах. Так, в учении древнегреческого философа Аристотеля, это «наука о началах и причинах всего сущего»; «высшей наукой об абсолютном бытии» называет философию среднеазиатский мыслитель Абу Али ибн Сина. В других направлениях - философии принципиально отказывают в знании первопричин, как, например, в учении средневекового богослова Аль-Газали, посвятившего этому специальный труд «Опровержение философов».
В одних учениях философия мыслится предельно широко, как «познание, достигаемое посредством правильного рассуждения» (Т. Гоббс), «мыслящее рассмотрение предметов» вообще (Г. В. Гегель); в других - она понимается более узко,
например, как «логическое прояснение мыслей» (Л. Витгенштейн) или «наука об общеобязательных ценностях» (В. Виндельбанд). Как правило, те или иные дефиниции философии являются самоопределениями учений соответствующих философов, а не философии вообще, хотя, конечно, большинство философов именно свою философию и считают истинной (или настоящей) философией.
Природа философского знания:
1. Субъект как носитель деятельности и объект как обязательный ее участник. Деятельность - это процесс, развивающийся между субъектом и объектом, который состоит в преобразовании выделенного из объекта предмета в соответствии с предварительно определенной и поставленной субъектом целью с помощью адекватного цели средства, имеющегося в распоряжении субъекта.
Субъект и объект - это носители, участники деятельности, но не сама деятельность, не сам процесс, развивающийся между ними. Схематически эта ситуация выглядит
Структура такой системы, как деятельности, состоит из трех необходимых элементов: 1) цели, предшествующей процессу и направляющей весь процесс; 2) предмета, который должен быть преобразован; и 3) средства, обеспечивающего успешность метаморфозы.
2. Указанная структура необходима, но не достаточна. Деятельность - процесс принципиально двухуровневый. Первоначально он протекает в сознании субъекта в качестве модели процесса (идеальный уровень, или уровень моделирования), а затем модель воплощается в той или иной чувственно воспринимаемой форме, овеществляется.
Исходная схема усложняется:
Уровень моделирования - это духовная деятельность, или духовное производство; уровень овеществления - это материальная деятельность, или материальное производство.
3. Производство модели цели - это результат аксиологической функции сознания (ценность); производство модели средства - это результат праксеологической функции сознания (норма); производство модели предмета - это результат гносеологической функции сознания (знание).
4. На обоих уровнях деятельность может специализироваться. На уровне материального производства 1) если специализируется деятельность по производству предметов деятельности, складывается производство сырья, сырых материалов; 2) если специализируется деятельность по производству средств деятельности, складывается производство орудий и средств производства; 3) если же специализируется деятельность по производству целей деятельности, формируется производство предметов потребления.
Аналогичным образом на уровне духовной деятельности, 1) если специализируется деятельность по производству моделей целей (ценностей, возникает профессиональное искусство; 2) если специализируется деятельность по производству моделей способов (норм), возникают технологии и методологии (этико-юридические, логические, технохозяйственные); 3) если же специализируется деятельность по производству моделей предметов (знаний), формируется наука.
5. Деятельность - это отношение субъекта к объекту, опосредованная сфера, возникающая как следствие их взаимодействия, медиатор, между противоположными и исходными моментами бытия.
6. Субъект в структуре деятельности представлен прежде всего своими целями, а объект предметно. В обстоятельствах, где цель и предмет деятельности совпадают (присваивающее, охот-ничье-собирательское хозяйство), субъект отождествляет себя с объектом, что свойственно мифосознанию. Мир - такая форма сознания, когда все явления мира отождествляются с членами родовой общины и родовыми отношениями. Для мифосознания нет ни субъекта, ни объекта (S≡O), поскольку род - это и есть весь мир.
7. Философия возникает там и тогда, где и когда достаточно определенно происходит различение родовой общины (потенциального субъекта) и среды ее обитания (потенциального объекта); появляется в таких условиях проблема взаимоотношений субъекта и объекта.
2. КАТЕГОРИИ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО РАЗВИТИЯ.
Категория (высказывание, признак) - предельно общее понятие, используемое в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание выражает наиболее важные, существенные связи и отношения.
Каждое философское направление использует свой набор категорий для разговора о своих важнейших вопросах.
Для диалектического материализма важнейшими категориями являются: материя, сознания, качество, количество, сущность, явление, необходимость, случайность и т. д.
Для идеализма это - бытие, идея, мировой разум, трансценденция, творчество и пр.
Для экзистенциализма - жизнь, свобода, смерть, существование и пр. Философская антропология исследует понятия человек, общение, любовь, добро, зло и пр.
Философские категории: бытие, материя, пространство, время.
Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.
Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.
Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.
Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА.
Мировоззрение - система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение.
Мировоззрение - результат интегрального образования, совокупность знаний, убеждений, ценностей и норм. Выделяют несколько уровней мировоззрения:
1. бытовое - формируется под непосредственным влиянием материальных условий жизни,
2. религиозное, как результат веры в сверхъестественное,
3. естественно-научное, как результат научного освоения мира.
4. философское, как синтез философии и науки. Первая форма мировоззрения - миф.
Можно выделить следующие основные функции философии:
1. Мировоззренческая - разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.
2. Методологическая - ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.
3. Гносеологическая - разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления.
4. МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ.
XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым.
В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме бытия - человеческом существовании. Принципиально новый категориальный смысл существование получает у Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму понимание существования как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. Существование, по Кьеркегору, - единично, личностно, конечно. Конечное существование имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости существования, то есть от судьбы.
В ХХ веке кьеркегоровское понятие существования возрождается в экзистенциализме, где оно занимает центральное место. Существование, то есть экзистенция (отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как выход человека за собственные пределы. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым «пограничным ситуациям» - страдание, страх, тревога, вина, в которых выявляется природа существования.
Центральным у Дильтея является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Дельтей резко отделяет мир природы. Задача философии, как «науки о духе» - «понять жизнь, исходя и нее самой». В связи с этим выдвигается метод «понимания» как непосредственное постижение некоторой духовной целостности, целостного переживания. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, он противопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внешним опытом и связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собственно внутреннего мира достигается с помощью интроспекции, самонаблюдения, понимание чужого мира - путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования».
Немецкий философ Г. Риккерт, как и все неокантианство, различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Если естествознание имеет дело с реальным бытием, то философия - с миром ценностей, то есть бытие, которое предполагает долженствование.
Отвергая с позиций неокантианства «вещь в себе» как объективную реальность, Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе решается центральная для теории познания проблема трансцендентного - вопрос о независимой от сознания объективной действительности: данная в познании действительность имманентна сознанию. Вместе с тем существует объективная, независимая от субъекта истина, то есть недоступное познанию трансцендентное. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу, естествознание, и культуру, науки о культуре.