Методы активного обучения Эссе

В профессиональном образовании не первый год используются комплексы или отдельные фрагменты педагогических приемов и форм проведения занятий, получивших название методов активного обучения (МАО). Классификация их разнообразна и зависит от выбранных признаков. Различают имитационные, подразделяемые на игровые (деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) методы. Это педагогические приемы и специальные формы занятий, в которых педагогич...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы активного обучения (МАО).

В профессиональном образовании не первый год используются комплексы или отдельные фрагменты педагогических приемов и форм проведения занятий, получивших название методов активного обучения (МАО). Классификация их разнообразна и зависит от выбранных признаков. Различают имитационные, подразделяемые на игровые (деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) методы. Это педагогические приемы и специальные формы занятий, в которых педагогическая деятельность построена на имитации будущих профессионально - практических взаимоотношений учащихся ПОУ. А также имеются не имитационные МАО, которые построены на реальных профессионально - практических ситуациях. Готовность педагога к реализации технологии обучения связана с учетом педагогических и методических возможностей мастера, особенностей его педагогического стиля. Мастера, имеющие выраженные коммуникативные способности, обладающие ярким образным языком, скорее всего остановят свой выбор на технологиях игрового обучения или диалоговых технологиях. Кроме того, различные технологии обучения требуют и адекватной подготовленности мастера: знания содержания урока, методики преподавания, особенности научно - методического обеспечения.

Мастер, знающий свои возможности и возможности обучаемых может выбрать более сложные технологии обучения: модульного, контекстного и т.д.

Выбор технологии обучения зависит от :

а) приоритетности целей образования;

б) специфики содержания обучения (учебного материала);

в) состава учащихся ( их уровня развития и подготовленности; мотивации учебной деятельности и направленности интересов, количества обучающихся, их возраста и т.п.);

г) уровня развития технической оснащенности учебного процесса.

Педагогическая технология - это система знаний об инструментарии достижения целей обучения, это направленное на достижение целей обучения руководства к деятельности и непосредственная деятельность по управлении процессом обучения при ориентации на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся.

В триаде составляющих содержательного компонента основу выбора педагогических технологий определяет концептуальная составляющая, которая свидетельствует о профессионально - педагогической компетентности педагога; ориентиром в выборе педагогических технологий является дидактическая составляющая. Дидактическая составляющая педагогической технологии как найденное оптимальное сочетание содержания учебного материала, методов, методических приемов, организационных форм и дидактических средств обучения с ориентацией на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся представляет собой результат выбора педагогических технологий. Чтобы пройти путь от системы знаний об инструментарии достижения целей к выбору педагогических технологий, необходимо проектирование.

Проектирование педагогических технологий - это процесс системно обоснованного выбора содержания, методов, организационных форм, методических приемов обучения, в зависимости от целей обучения, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей личностей обучающихся. Исходя из требуемых уровней усвоения учебного материала и степени овладения профессиональной деятельностью, необходима и соответствующая глубина изучения предмета. Каждому уровню усвоения можно поставить в соответствие педагогические технологии.

Первый и второй уровни усвоения требуют знаний и умений репродуктивного плана. Второй уровень предполагает самостоятельность в деятельности и воспроизведение действий по памяти, в отличие от первого уровня, допускающего подсказку при воспроизведении знаний и умений. Педагогические технологии этих уровней усвоения можно назвать исполнительскими или репродуктивными и классифицировать в основном, следующим образом:

  • задания по алгоритмам деятельности;

  • задания по инструкции, алгоритму;

  • самостоятельные работы на воспроизведение знаний и умений;

  • самостоятельные работы на применение знаний на практике.

Третий уровень усвоения знаний и умений, ориентирующий на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на осознание алгоритмов деятельности, требует сочетания репродуктивной деятельности учащихся с продуктивной. Педагогические технологии этого уровня - проблемно - развивающие.

Для достижения усвоения на четвертом уровне, когда профессиональная учебно - познавательная деятельность характеризуется как поисковая, эвристическая, необходимо использование проблемно - развивающего обучения высокого уровня проблемности, а также заданий на анализ производственных ситуаций, самостоятельных работ, заданий проблемно - производственного характера и т.д. Педагогические технологии этого уровня будут эвристическими.

Значительное социальное расслоение привело к тому, что учиться приходят дети с разными уровнями развития. Среди них немало учащихся с неблагополучной наследственностью, замедленным познавательным развитием. Однако все они должны стать членами общества а практика показывает, что по мере взросления отставание в развитии нивелируется. Эти уровни усвоения определяются критериями мастерства.

Подготовка молодежи по избранной профессии должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения, с позицией гуманистического подхода к каждому обучаемому. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняется там, где для учащихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно - производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности.

Заключение.

Из всего сказанного хочется сделать вывод, учитывая современный подход к обучению профессии, согласно новым стандартам образования.

1. Успеха в производственном обучении добиваются те мастера, которые понимают трудности в работе учащихся и главную свою задачу видят не столько в исправлении допущенных ошибок, сколько в предупреждении этих ошибок.

Мастер производственного обучения, который не понимает трудностей учащихся, ничему не сможет их научить.

2. Важно учитывать не только результат, но и непосредственно сам процесс работы учащихся. Все это позволяет своевременно выявить затруднения учащихся, определить путь к заданной цели (усвоению материала), своевременно помочь учащемуся или направить на правильный путь выполнения поставленной задачи или просто одобрить и подбодрить.

3. Контроль за выполнением учебного задания нужно осуществлять таким образом, чтобы учащийся постоянно приучался к самостоятельному самоконтролю в процессе выполнения задания, так и результатов своего труда. И этот процесс должен быть непрерывным.

4. Необходимо помнить, что контроль - это не самоцель, а путь к верным выводам. Учащегося необходимо как можно чаще ставить (не зависимо от способностей усвоения материала) в условия, которые требуют самостоятельного применения знаний и умений (независимо от применяемых технологий). Но учитывать уровень усвоения материала каждым учащимся необходимо для того, чтобы находить новые методы и подходы к качественному обучению каждого учащегося.


© 2010-2022