• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по дисциплине: ОП. 04. Основы менеджмента и маркетинга специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)

Рабочая программа по дисциплине: ОП. 04. Основы менеджмента и маркетинга специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»










Рабочая программа



по дисциплине: ОП.04.Основы менеджмента и маркетинга

специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)






г. Владимир

2013

Рассмотрена

На заседании цикловой комиссии

Протокол___ от _______ 2013

Председатель______________

Гилева Т.А.

Утверждено

Составлена в соответствии с ФГОС

и потребностями регионального рынка труда

Должность: Зам директора по УМР

Подпись________

ФИО: Караченцева Р.П.

«______»________________ 2013г.


Составитель: Бережная Ольга Сергеевна, преподаватель 1 категории.

Рецензенты:

Преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж» Караченцева Р.П.







Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), квалификация - специалист по земельно-имущественным отношениям. Базовый уровень подготовки.










СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18






  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 Земельно - имущественные отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 120000 Геодезия и землеустройство, по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- разрабатывать мотивационную политику организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;

- анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;

- определять стратегию и тактику относительно ценообразования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, деловое общение;

- сущность и функции маркетинга;

- конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.


  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе


- подготовка сообщений;

20

- конспектирование вопросов;

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет






























2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Часть 1. Основы менеджмента



Раздел 1. Общая характеристика менеджмента


10


Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Содержание учебного материала

2







1


1.Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий

2.Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности

3.История развития менеджмента, современные подходы в менеджменте

4. Национальные особенности менеджмента





Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта на тему: «Практические предпосылки возникновения менеджмента»,

«Место менеджмента в будущей работе по специальности».

«Анализ проблем современного Российского менеджмента», «Тенденции и перспективы развития менеджмента в России».

2

3

Тема 1.2 Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

2

2

1. Цикл менеджмента - основа управленческой деятельности.

2. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада на тему: «Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль».


1


3

Тема 1.3 Принципы и методы управления

Содержание учебного материала

2

2

1. Основные принципы управления: характеристика.

2. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.




Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Достоинства и недостатки методов управления»

1

3

Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике

20


Тема 2.1 Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации

Содержание учебного материала

4

2,3

1. Организация: понятие, признаки, типология и классификация

2. Классификация организационно-правовых форм организаций. Коммерческие и некоммерческие организации. Управление в различных организациях.

3. Внутренняя среда организации: характеристика составляющих

4. Внешняя среда организации: характеристика факторов

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Факторы, влияющие на деятельность организации», «Взаимосвязь внутренних и внешних факторов».


1


3


Тема 2.2 Типы организационных структур

Содержание учебного материала

2







1,2

1. Организация как функция управления.

2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления

3. Типы структур управления: линейная, функциональная, проектная, матричная, дивизиональная. Достоинства и недостатки организационных структур управления.

4. Делегирование полномочий.







Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Достоинства и недостатки централизации и децентрализации».

1









3

Тема 2.3 Планирование в системе менеджмента

Содержание учебного материала

4

1. Планирование: виды, принципы, этапы.

2. Виды планов: перспективные, стратегические, текущие, бизнес-планы и т.д.

3. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии и т.д.

4. Текущее планирование: основные этапы.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Планирование как функция управления. Роль планирования в организации», «Стратегическое планирование. Понятие стратегии», «Реализация текущих планов»

2

3

Тема 2.4 Мотивация как функция управления

Содержание учебного материала

2

1,2

1. Сущность мотивации и стимулирования персонала.

2. Методы стимулирования персонала

3. Теории мотивации: виды и содержание

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Индивидуальная и трудовая мотивация. Ступени мотивации».


1


3


Тема 2.5 Контроль и его виды

Содержание учебного материала

2

1,2

1. Контроль: сущность, виды, этапы и принципы

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Недопустимые формы контроля».


1


3


Раздел 3. Методика принятия решений


6


Тема 3.1 Принятие управленческих решений

Содержание учебного материала

2

1,2

1. Управленческие решения: типы, принципы и этапы принятия

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Требования, предъявляемые к управленческим решениям»


1


3

Тема 3.2 Модели и методы принятия решений

Содержание учебного материала

2


1,2

1. Модели принятия решений: понятие, типы, процесс построения.

2. Методы принятия решений: виды и характеристика


Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада: «Матрица принятия решений», «Дерево решений»


1


3

Раздел 4. Социально-психологические аспекты менеджмента

15


Тема 4.1 Психология менеджмента

Содержание учебного материала

4

1,2

1. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности.

2. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы.

3. Социально-психологический климат в коллективе.





Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада: «Понятие о психике. Личность и ее структура».

Составление конспекта: «Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты».

1

3

Тема 4.2 Коммуникации и деловое общение

Содержание учебного материала

4




1,2

1. Деловое общение и его виды

2. Коммуникации в деловом общении

3. Этапы делового общения

4. Факторы повышения эффективности делового общения.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Функции и назначение управленческого общения».

Подготовка доклада: «Условия эффективного общения. Законы управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция)».


1



3

Тема 4.3 Стили руководства в управлении

Содержание учебного материала

1


1,2

1. Стили управления: достоинства и недостатки.

2. Основные типы руководителей.

3. Подчиненные и основные типы подчиненных


Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Деловые и личностные качества руководителей», «Концепции лидерства»


1


3

Тема 4.4 Особенности менеджмента в земельно-имущественных отношениях

Содержание учебного материала

1


1. Менеджмент в земельно-имущественных отношениях и его особенности: организационные, управленческие, социально-психологические и др.


Самостоятельная работа обучающихся: выполнение эссе на тему «Особенности менеджмента в будущей профессиональной деятельности»

2


3


Часть 2. Основы маркетинга



Раздел 5. Теоретические аспекты маркетинга

45


Тема 5.1 Содержание и сущность маркетинга. Структура маркетинговой деятельности

Содержание учебного материала

4








1,2

1. Маркетинг: понятие, принципы, цели, функции.

2. Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара).

3. Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление.

4. Основные виды маркетинга: характеристика








Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «История возникновения маркетинга. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов в области земельно-имущественных отношений», «Основные требования к социально - этическому маркетингу».

Подготовка доклада: «Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга», «Особенности некоммерческого маркетинга, муниципальный маркетинг».

2


3

Тема 5.2 Рынок как экономическая основа маркетинга. Сегментация рынка

Содержание учебного материала

2




1,2

1. Рынок как экономическая основа маркетинга. Критерии сегментации рынка недвижимости.

2. Сегментация рынка: назначение, критерии и принципы

3. Позиционирование товара, условия правильного позиционирования. Стратегия ориентации на потребителя.




Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении».


1


3

Тема 5.3 Субъекты и объекты маркетинга в области земельно-имущественных отношений

Содержание учебного материала

2



1,2

1. Субъекты и объекты маркетинга

2. Субъекты и объекты рынка недвижимости.

3. Объекты: нужда, спрос, потребность. Маркетинговые мероприятия при различных видах спроса.



Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Службы и отделы маркетинга в профессиональной деятельности. Требования к специалисту по маркетингу. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями», «Потребители, классификация потребителей по разным признакам»


2

3

Тема 5.4 Окружающая и конкурентная среда маркетинга

Содержание учебного материала

6








1,2

1. Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду.

2. Микро и макросреда маркетинга.

3. Конкуренция: виды, их характерные признаки.

4. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания.

5. Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Макросреда и конъюнктура рынка»

Составление конспекта: «Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товара, конкурентные преимущества», «Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства»,

2

3

Тема 5.5 Товар и товарная политика

Содержание учебного материала

2



1,2

1. Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей.

2. Жизненный цикл товара, его основные этапы.

3. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль.


Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Средства удовлетворения потребностей: виды, их характеристика. Маркетинговое понятие товара», «Формирование ассортимента товаров. Планирование ассортимента»



2

3

Тема 5.6 Цена и ценовая политика

Содержание учебного материала

4




1,2

1. Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Цели, задачи и направления формирования цен.

2. Рыночный механизм ценообразования.

3. Особенности формирования свободных розничных цен на рынке недвижимости

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними».

Составление конспекта: «Функции цен. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Назначение цен в маркетинге. Способы ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая и неценовая конкуренция», «Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей»


2


3

Тема 5.7 Сбытовая политика

Содержание учебного материала

4






1,2

1. Сущность сбытовой политики и системы товародвижения

2. Факторы формирования сбытовой сети и функции каналов товародвижения

3. Основные методы и системы сбыта. Их преимущества и недостатки

4. Сбытовые фирмы - основное звено процесса товародвижения. Типы торговых посредников


Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Система сбыта»


2

3

Тема 5.8 Реклама

Содержание учебного материала

4





1,2

1. Реклама: понятие, назначение, цели, задачи, функции и классификация рекламы.

2. Рекламная компания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Организация рекламной компании.

3. Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы.



Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Модель потребительского восприятия рекламы.


1


3

Тема 5.9 Конъюнктура рынка недвижимости

Содержание учебного материала

2

1,2

1. Конъюнктура рынка недвижимости. Динамика спроса и предложения на рынке недвижимости с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив.




Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Анализ рынка недвижимости»

1


3

Всего

96


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач









  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов «Менеджмента» и «Маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя

- комплект учебно-наглядных пособий

- мел, доска

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

- точка доступа в Интернет

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг; учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений /А.Ф. Барышев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для ср. спец. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Магистр, 2009.

  3. Маркетинг: общий курс: учеб. Пособие / под ред. Н.Я.Калюжоновой, А.Я. Якобсона. - 3-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

  4. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие / Н.А.Добрина, Ю.В.Щербакова. - М.: Альфа - М: ИНФРА-М, 2011.

  5. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. - 6-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

  6. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Прогресс», 2011.

  2. Панова Т.И. Маркетинг. Теория, ситуации, тесты. Учебно -методическое пособие. - М.: «Книга - сервис», 2011.

  3. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачёва Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2010.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2011.

  5. ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2012 г. № 38 - ФЗ

  6. ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями)

5. zemlemer.info

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-планировать и организовывать работу подразделений;

-формировать организационную структуру управления;

-разрабатывать мотивационную политику организации;

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

-учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;

-анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;

-определять стратегию и тактику относительно ценообразования.

Знания:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности(по отраслям);

-внешнюю и внутреннюю среду организации;

-цикл менеджмента;

-процесс принятия и реализации управленческих решений;

-функции менеджмента в рыночной экономике;

-систему методов управления;

-методику принятия решений;

-стили управления, коммуникации, деловое общение;

-сущность и функции маркетинга;

- конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.

Оценка правильности выполнения практических и внеаудиторных работ.





Тестирование

Дифференцированный зачет



8


© 2010-2022