- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине: ОП. 04. Основы менеджмента и маркетинга специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)
Рабочая программа по дисциплине: ОП. 04. Основы менеджмента и маркетинга специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бережная О.С. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»
Рабочая программа
по дисциплине: ОП.04.Основы менеджмента и маркетинга
специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка)
г. Владимир
2013
Рассмотрена
На заседании цикловой комиссии
Протокол___ от _______ 2013
Председатель______________
Гилева Т.А.
Утверждено
Составлена в соответствии с ФГОС
и потребностями регионального рынка труда
Должность: Зам директора по УМР
Подпись________
ФИО: Караченцева Р.П.
«______»________________ 2013г.
Составитель: Бережная Ольга Сергеевна, преподаватель 1 категории.
Рецензенты:
Преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж» Караченцева Р.П.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 120714 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), квалификация - специалист по земельно-имущественным отношениям. Базовый уровень подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 Земельно - имущественные отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 120000 Геодезия и землеустройство, по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
- анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
- определять стратегию и тактику относительно ценообразования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, деловое общение;
- сущность и функции маркетинга;
- конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.
-
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе
- подготовка сообщений;
20
- конспектирование вопросов;
12
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Часть 1. Основы менеджмента
Раздел 1. Общая характеристика менеджмента
10
Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития
Содержание учебного материала
2
1
1.Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий
2.Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности
3.История развития менеджмента, современные подходы в менеджменте
4. Национальные особенности менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта на тему: «Практические предпосылки возникновения менеджмента»,
«Место менеджмента в будущей работе по специальности».
«Анализ проблем современного Российского менеджмента», «Тенденции и перспективы развития менеджмента в России».
2
3
Тема 1.2 Цикл менеджмента
Содержание учебного материала
2
2
1. Цикл менеджмента - основа управленческой деятельности.
2. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада на тему: «Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль».
1
3
Тема 1.3 Принципы и методы управления
Содержание учебного материала
2
2
1. Основные принципы управления: характеристика.
2. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Достоинства и недостатки методов управления»
1
3
Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике
20
Тема 2.1 Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации
Содержание учебного материала
4
2,3
1. Организация: понятие, признаки, типология и классификация
2. Классификация организационно-правовых форм организаций. Коммерческие и некоммерческие организации. Управление в различных организациях.
3. Внутренняя среда организации: характеристика составляющих
4. Внешняя среда организации: характеристика факторов
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Факторы, влияющие на деятельность организации», «Взаимосвязь внутренних и внешних факторов».
1
3
Тема 2.2 Типы организационных структур
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Организация как функция управления.
2. Понятие и принципы построения организационной структуры управления
3. Типы структур управления: линейная, функциональная, проектная, матричная, дивизиональная. Достоинства и недостатки организационных структур управления.
4. Делегирование полномочий.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Достоинства и недостатки централизации и децентрализации».
1
3
Тема 2.3 Планирование в системе менеджмента
Содержание учебного материала
4
1. Планирование: виды, принципы, этапы.
2. Виды планов: перспективные, стратегические, текущие, бизнес-планы и т.д.
3. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии и т.д.
4. Текущее планирование: основные этапы.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Планирование как функция управления. Роль планирования в организации», «Стратегическое планирование. Понятие стратегии», «Реализация текущих планов»
2
3
Тема 2.4 Мотивация как функция управления
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Сущность мотивации и стимулирования персонала.
2. Методы стимулирования персонала
3. Теории мотивации: виды и содержание
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Индивидуальная и трудовая мотивация. Ступени мотивации».
1
3
Тема 2.5 Контроль и его виды
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Контроль: сущность, виды, этапы и принципы
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Недопустимые формы контроля».
1
3
Раздел 3. Методика принятия решений
6
Тема 3.1 Принятие управленческих решений
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Управленческие решения: типы, принципы и этапы принятия
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Требования, предъявляемые к управленческим решениям»
1
3
Тема 3.2 Модели и методы принятия решений
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Модели принятия решений: понятие, типы, процесс построения.
2. Методы принятия решений: виды и характеристика
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада: «Матрица принятия решений», «Дерево решений»
1
3
Раздел 4. Социально-психологические аспекты менеджмента
15
Тема 4.1 Психология менеджмента
Содержание учебного материала
4
1,2
1. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности.
2. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы.
3. Социально-психологический климат в коллективе.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада: «Понятие о психике. Личность и ее структура».
Составление конспекта: «Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты».
1
3
Тема 4.2 Коммуникации и деловое общение
Содержание учебного материала
4
1,2
1. Деловое общение и его виды
2. Коммуникации в деловом общении
3. Этапы делового общения
4. Факторы повышения эффективности делового общения.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Функции и назначение управленческого общения».
Подготовка доклада: «Условия эффективного общения. Законы управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция)».
1
3
Тема 4.3 Стили руководства в управлении
Содержание учебного материала
1
1,2
1. Стили управления: достоинства и недостатки.
2. Основные типы руководителей.
3. Подчиненные и основные типы подчиненных
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Деловые и личностные качества руководителей», «Концепции лидерства»
1
3
Тема 4.4 Особенности менеджмента в земельно-имущественных отношениях
Содержание учебного материала
1
1. Менеджмент в земельно-имущественных отношениях и его особенности: организационные, управленческие, социально-психологические и др.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение эссе на тему «Особенности менеджмента в будущей профессиональной деятельности»
2
3
Часть 2. Основы маркетинга
Раздел 5. Теоретические аспекты маркетинга
45
Тема 5.1 Содержание и сущность маркетинга. Структура маркетинговой деятельности
Содержание учебного материала
4
1,2
1. Маркетинг: понятие, принципы, цели, функции.
2. Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара).
3. Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление.
4. Основные виды маркетинга: характеристика
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «История возникновения маркетинга. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов в области земельно-имущественных отношений», «Основные требования к социально - этическому маркетингу».
Подготовка доклада: «Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга», «Особенности некоммерческого маркетинга, муниципальный маркетинг».
2
3
Тема 5.2 Рынок как экономическая основа маркетинга. Сегментация рынка
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Рынок как экономическая основа маркетинга. Критерии сегментации рынка недвижимости.
2. Сегментация рынка: назначение, критерии и принципы
3. Позиционирование товара, условия правильного позиционирования. Стратегия ориентации на потребителя.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении».
1
3
Тема 5.3 Субъекты и объекты маркетинга в области земельно-имущественных отношений
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Субъекты и объекты маркетинга
2. Субъекты и объекты рынка недвижимости.
3. Объекты: нужда, спрос, потребность. Маркетинговые мероприятия при различных видах спроса.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Службы и отделы маркетинга в профессиональной деятельности. Требования к специалисту по маркетингу. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями», «Потребители, классификация потребителей по разным признакам»
2
3
Тема 5.4 Окружающая и конкурентная среда маркетинга
Содержание учебного материала
6
1,2
1. Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду.
2. Микро и макросреда маркетинга.
3. Конкуренция: виды, их характерные признаки.
4. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания.
5. Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Макросреда и конъюнктура рынка»
Составление конспекта: «Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товара, конкурентные преимущества», «Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства»,
2
3
Тема 5.5 Товар и товарная политика
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей.
2. Жизненный цикл товара, его основные этапы.
3. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Средства удовлетворения потребностей: виды, их характеристика. Маркетинговое понятие товара», «Формирование ассортимента товаров. Планирование ассортимента»
2
3
Тема 5.6 Цена и ценовая политика
Содержание учебного материала
4
1,2
1. Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Цели, задачи и направления формирования цен.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Особенности формирования свободных розничных цен на рынке недвижимости
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними».
Составление конспекта: «Функции цен. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Назначение цен в маркетинге. Способы ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая и неценовая конкуренция», «Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей»
2
3
Тема 5.7 Сбытовая политика
Содержание учебного материала
4
1,2
1. Сущность сбытовой политики и системы товародвижения
2. Факторы формирования сбытовой сети и функции каналов товародвижения
3. Основные методы и системы сбыта. Их преимущества и недостатки
4. Сбытовые фирмы - основное звено процесса товародвижения. Типы торговых посредников
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Система сбыта»
2
3
Тема 5.8 Реклама
Содержание учебного материала
4
1,2
1. Реклама: понятие, назначение, цели, задачи, функции и классификация рекламы.
2. Рекламная компания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Организация рекламной компании.
3. Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта: «Модель потребительского восприятия рекламы.
1
3
Тема 5.9 Конъюнктура рынка недвижимости
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Конъюнктура рынка недвижимости. Динамика спроса и предложения на рынке недвижимости с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад: «Анализ рынка недвижимости»
1
3
Всего
96
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
-
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов «Менеджмента» и «Маркетинга»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий
- мел, доска
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
- точка доступа в Интернет
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
-
Барышев А.Ф. Маркетинг; учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений /А.Ф. Барышев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для ср. спец. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Магистр, 2009.
-
Маркетинг: общий курс: учеб. Пособие / под ред. Н.Я.Калюжоновой, А.Я. Якобсона. - 3-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
-
Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие / Н.А.Добрина, Ю.В.Щербакова. - М.: Альфа - М: ИНФРА-М, 2011.
-
Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. - 6-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
-
Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.
Дополнительные источники:
-
Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Прогресс», 2011.
-
Панова Т.И. Маркетинг. Теория, ситуации, тесты. Учебно -методическое пособие. - М.: «Книга - сервис», 2011.
-
Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачёва Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2010.
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2011.
-
ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2012 г. № 38 - ФЗ
-
ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями)
5. zemlemer.info
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-планировать и организовывать работу подразделений;
-формировать организационную структуру управления;
-разрабатывать мотивационную политику организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
-анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
-определять стратегию и тактику относительно ценообразования.
Знания:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности(по отраслям);
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента в рыночной экономике;
-систему методов управления;
-методику принятия решений;
-стили управления, коммуникации, деловое общение;
-сущность и функции маркетинга;
- конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.
Оценка правильности выполнения практических и внеаудиторных работ.
Тестирование
Дифференцированный зачет
8