- Преподавателю
- Другое
- Программа для изостудии «Юный художник»
Программа для изостудии «Юный художник»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ЛАПЕНКО В.В. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
для изостудии
«Юный художник».
Руководитель: Лапенко В.В.
МБОУ Островянская СОШ.
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Основная цель занятий изостудии:
Создать необходимые условия для развития творческих способностей учащихся, их самореализации, формирования их как творческих личностей, независимо от того, чем бы они ни занимались в дальнейшем.
Поставленная цель определила
следующие задачи:
- обучение детей основам рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Помочь познать законы композиции, перспективы, выразительности сочетания цветов, свойств и качеств разных материалов (бумаги, ткани, нитей, природных материалов и т.д.);
- формирование у детей системы специальных знаний и умений:
рисования с натуры и по представлению, работа цветом, графические техники, лепка в объеме, аппликация и т. д.
- развитие эстетического вкуса и восприятия искусства и окружающей действительности в гармонии. Формирование профессиональной ориентации;
- углубленное знакомство с историей и теорией изобразительного искусства, с истоками народного искусства. Посещение выставок и просмотр видеоматериалов, чтение специальной литературы по искусству.
Программа для изостудии носит прикладной характер.
Итогом всей деятельности детей и руководителя, являются творческие выставки рисунков и работ декоративно-прикладного искусства.
Программа рассчитана на 1 год обучения группы детей младшего среднего возраста.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части обучения.
Для изучения теории используются методы беседы, рассказа, демонстрации иллюстративного материала, детских работ, мультимедийные материалы и др.
Практическая работа включает в себя рисование с натуры и по представлению, работу в цвете и в графических техниках, различные аппликации из ткани, бумаги, листьев, соломки и т.д.; роспись ткани (батик), лепка из глины и пластилина, работа в технике «керамическое тесто» и т. д.
Количество детей в группе 12-15 человек.
Количество занятий для группы: 3 часа в неделю - 1 день в неделю по 3 часа
Итого: за год 36 недель по 3 часа - 108 часов в учебном году.
Занятия проводятся каждую среду с 15-30 ч. до 18-30 ч., с 10 сентября по 20 мая.
В начале учебного года дети знакомятся с графикой, как основой изобразительного искусства - рисованием с натуры, по представлению, простыми приемами увеличения изображения, копирования, способами получения графических отпечатков, техникой аэрографии, гравюры на картоне, граттажом, работой пером и тушью. Выполняют рисунки натюрмортов, пейзажей, архитектуры.
Затем идет теоретическое знакомство и практическое освоение приемов живописи: работа акварелью, гуашью, основы цветовой и тональной композиции. Дети рисуют натюрморты в цвете: живые цветы, листья, фрукты и овощи. Вместе с этим, дети знакомятся с творчеством великих живописцев: импрессионистов, передвижников, Н. Пиросмани, П. Пикассо,
А. Модильяни, Ван Гога и др., и пытаются создать творческие работы в стиле этих направлений и художников.
В конце года работа учащихся переносится на открытый воздух (плинер), где они рисуют пейзажи родного края и используют изученные ими приемы и направления.
При изучении искусства скульптуры, дети знакомятся с произведениями великих скульпторов мира: Донателло, Микеланджело, Майоля, Родена и др., а также с произведениями народного творчества в скульптуре. Дети выполняют работы из пластилина, глины, в технике «керамическое тесто»: игрушки, бусы, амулеты, мелкую пластику, барельефы, скульптурные портреты.
Изучение декоративно-прикладного искусства начинается со знакомства с главными народными художественными промыслами России: дымковская игрушка, Жостовская и Городецкая роспись, Гжель, матрешки и др. Затем дети знакомятся с простейшими технологиями аппликаций из бумаги, ткани, природных материалов, с объемным конструированием из бумаги, изготавливают декоративные панно, росписи, коллажи.
Творческие работы анализируются преподавателем и самими учащимися с позиции:
-
интересного композиционного построения;
-
гармоничного цветового решения работы;
-
смыслового значения выбранной темы (интересный сюжет);
-
качества выполненной работы.
Критерии оценок детских учебных и творческих работ по 5-ти бальной системе:
Оценка «5» - ставится за выразительную, грамотно выполненную работу (по композиции, цвету, тону ит.д.). За оригинальную по сюжету, замыслу и технике исполнения работу, пригодную для демонстрации на выставке.
Оценка «4» - ставится за работу, в которой есть понимание законов композиции, рисунка, цвета и тона, но допущены небольшие ошибки, а также за работу в которой есть перспективный рост умений учащегося.
Оценка «3» - ставится за слабую, сделанную без старания, неаккуратно работу, где нарушены основы изобразительной грамоты, за «вялую» по цвету и тону, невыразительную по композиции и сюжету, а также за незаконченную в срок по неуважительной причине работу.
Оценка «2» - ставится за невыполненную по неуважительной причине работу.
В конце учебного года учащиеся должны иметь достаточное представление о теории и практике изобразительных технологий живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;
уметь практически рисовать несложные постановки с натуры и по представлению, по воображению, оформлять работы к выставке; анализировать и оценивать свои и чужие работы с точки зрения законов ИЗО, развивать свой эстетический вкус и кругозор в области истории искусства и культуры.
Стимулом активной творческой работы на занятиях, является участие учащихся в школьных, районных и областных выставках детского творчества, а также прикладной характер работ детей, что дает возможность им украшать интерьер своей комнаты, дарить работы своим друзьям и родителям.
Знания и умения полученные на занятиях, дети могут использовать в своей учебной и внешкольной деятельности, передать своим товарищам, а также применить в будущем во взрослой жизни и профессии.
Но главное - чем бы учащиеся изостудии в дальнейшем ни занимались, какую бы профессию себе ни выбрали, они всегда будут оставаться людьми творческими, чувствующими красоту и гармонию, что не позволит им выполнять любую работу кое-как, некачественно, ведь это противоречит их внутреннему духовному миру.
Календарно-тематическое планирование:
1 четверть:
Сентябрь: «Погружение в мир графики».
2 неделя: Копирование рисунков по клеткам.
10.09.14
3 и 4 неделя: Отпечатки листьев и других природных материалов на бумаге. Аэрография.
17.09.14
24.09.14
Октябрь: «Погружение в мир живописи».
1, 2 и 3 неделя: Мир цветов и фруктов. Рисование с натуры в технике акварель и гуашь.
1.10.14
8.10.14
15.10.14
4 и 5 неделя: Игра в импрессионистов. Живопись в стиле дивизионизма и пунктуализма (штрихами и точками).
22.10.14
29.10.14
2 четверть:
Ноябрь: «Погружение в мир скульптуры».
1 и 2 неделя: «Керамическое тесто». Лепка и роспись изделий (бусы, амулеты, игрушки).
5.11.14
12.11.14
3 и 4 неделя: Пластилин. Лепка из пластилина на основе - изготовление и роспись «Дымковской игрушки».
19.11.14
26.11.14
Декабрь: «Погружение в мир декоративно-прикладного искусства».
1 и 2 неделя: Аппликация. Техника аппликации из цветной рваной бумаги (натюрморт).
3.12.14
10.12.14
3 и 4 неделя: Соломка. Техника аппликации из соломы (снежинки).
17.12.14
24.12.14
3 четверть:
Январь: «Погружение в мир графики».
3 неделя: Рисунок пером. Рисование экслибриса.
14.01.15
4 и 5 неделя: Граттаж. Работа в технике царапания.
21.01.15
28.01.15
Февраль: «Погружение в мир живописи».
2 и 3 неделя: Мир вещей. Рисование с натуры предметов быта (акварель; гуашь).
4.02.15
11.02.15
4 и 5 неделя: Игра в Пиросмани. Живопись на черном фоне (анималистический жанр и натюрморт).
18.02.15
25.02.15
Март: «Погружение в мир скульптуры».
2 и 3 неделя: «Керамическое тесто». Коллективная работа на тему русских народных сказок (лепка, роспись).
4.03.15
11.03.15
4 и 5 неделя: Портрет в скульптуре. Лепка из пластилина на твердой основе с росписью.
18.03.15
25.03.15
4 четверть:
Апрель: «Погружение в мир декоративно-прикладного искусства».
1, 2 и 3 неделя: Роспись ткани (батик). Работа на анималистическую тему.
1.04.15
8.04.15
15.04.15
4 и 5 неделя: Бумажная пластика. Композиция в объеме из бумаги (архитектура).
22.04.15
29.04.15
Май: «Погружение в мир живописи».
2 и 3 недели: Игра в Пикассо. Работа в стиле творчества Пикассо: кубизм, абстракционизм, голубой и розовый периоды, в стиле античности.
6.05.15
13.05.15
4 и 5 неделя: Плинер. Рисование весенней природы с натуры.
20.05.15
27.05.15
Календарно-тематическое планирование:
№ п\п
Дата
проведе-ния
Дата
скоррек-тирован-ная
Тема урока
Кол-во часов
1 четверть:
Сентябрь: «Погружение в мир графики».
1.
10.09.14
Копирование рисунков по клеткам.
3
2;
3.
17.09.14
24.09.14
Отпечатки листьев и других природных материалов на бумаге. Аэрография.
3
3
Октябрь: «Погружение в мир живописи».
4;
5;
6.
1.10.14
8.10.14
15.10.14
Мир цветов и фруктов. Рисование с натуры в технике акварель и гуашь.
3
3
3
7;
8.
22.10.14
29.10.14
Игра в импрессионистов. Живопись в стиле дивизионизма и пунктуализма (штрихами и точками).
3
3
2 четверть:
Ноябрь: «Погружение в мир скульптуры».
9;
10.
5.11.14
12.11.14
«Керамическое тесто». Лепка и роспись изделий (бусы, амулеты, игрушки).
3
3
11;
12.
19.11.14
26.11.14
Пластилин. Лепка из пластилина на основе - изготовление и роспись «Дымковской игрушки».
3
3
Декабрь: «Погружение в мир декоративно-прикладного искусства».
13;
14.
3.12.14
10.12.14
Аппликация. Техника аппликации из цветной рваной бумаги (натюрморт).
3
3
15;
16.
17.12.14
24.12.14
Соломка. Техника аппликации из соломы (снежинки).
3
3
3 четверть:
Январь: «Погружение в мир графики».
17.
14.01.15
Рисунок пером. Рисование экслибриса.
3
18;
19.
21.01.15
28.01.15
Граттаж. Работа в технике царапания.
3
3
Февраль: «Погружение в мир живописи».
20;
21.
4.02.15
11.02.15
Мир вещей. Рисование с натуры предметов быта (акварель; гуашь).
3
3
22;
23.
18.03.15
25.03.15
Игра в Пиросмани. Живопись на черном фоне (анималистический жанр и натюрморт).
3
3
Март: «Погружение в мир скульптуры».
24;
25.
4.03.15
11.03.15
«Керамическое тесто». Коллективная работа на тему русских народных сказок (лепка, роспись).
3
3
26;
27.
18.03.15
25.03.15
Портрет в скульптуре. Лепка из пластилина на твердой основе с росписью.
3
3
4 четверть:
Апрель: «Погружение в мир декоративно-прикладного искусства».
28;
29;
30.
1.04.15
8.04.15
15.04.15
Роспись ткани (батик). Работа на анималистическую тему.
3
3
3
31;
32.
22.04.15
29.04.15
Бумажная пластика. Композиция в объеме из бумаги (архитектура).
3
3
Май: «Погружение в мир живописи».
33;
34.
6.05.15
13.05.15
Игра в Пикассо. Работа в стиле творчества Пикассо: кубизм, абстракционизм, голубой и розовый периоды, в стиле античности.
3
3
35.
20.05.15
Плинер. Рисование весенней природы с натуры.
3
Материалы и принадлежности
для работы изостудии:
-
бумага для рисования - ватман.
-
картон.
-
краски акварельные, гуашевые, анилиновые.
-
кисти колонковые, беличьи и щетинные (круглые и плоские).
-
клей ПВА.
-
цветная бумага и картон.
-
краска водоэмульсионная (белая).
-
пластилин.
-
глина гончарная.
10. ножницы.
11. мука, соль (молотая).
12. природные материалы: солома, сухие листья, цветы, семена
13. лоскуты цветной и белой ткани, нитки, мех.
14. парафин (резервирующий состав для батика).
15. нож-резак.
Литература:
-
«Какого цвета радуга». Е.Каменева, Москва, 1987 год.
-
«Академический рисунок». Н.Н.Ростовцев, Москва, 1995 год.
-
«Скачи добрый единорог». А.Миловский, Москва, 1986 год.
-
«Юным любителям кисти и резца». А.С.Гуманов, Москва, 1981 год.
-
«Основы композиции». Е.В.Шорохов, Москва, 1979 год.
-
«Искусство и дети». В.Н.Полунина, Москва, 1982 год.
-
«Учебный рисунок». В.А.Королев, Москва, 1981 год.
-
«Методика преподавания ИЗО в школе». Н.Н.Ростовцев, Москва, 1980 год.
-
«Творчество - у истоков гражданственности». В.У.Алетюхин, Москва, 1984 год.
-
«Изобразительное искусство». А.А.Алехин, Москва, 1989 год.
-
«Основы изобразительной грамоты». Г.В.Беда, Москва, 1981 год.