Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Современные тенденции

Материал для выступления в рамках регионального круглого стола "Интегрированный подход к оценке качества образования: актуальные тенденции " , который состоялся 2 марта 2016 г. на базе Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий: текст выступления, а также сопроводительная презентация.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка индивидуальных достижений обучающихся.

Современные тенденции.

В настоящее время в связи с актуализацией обеспечения качества образования функция оценивания в целом, и учебной деятельности обучающихся в частности, приобретает новые смыслы, помещается в иные контексты.

Функция оценивания не сводится только лишь к выявлению недостатков, а прежде всего рассматривается как анализ образовательного процесса с целью выявления путей его улучшения.

Кратко сущность современного подхода к оцениванию можно изложить с помощью следующих тезисов:

  1. Оценивание - это не фиксация итогов, а «точка», за которой следует новый виток развития, а значит, повышение качества образования.

  2. От оценивания «для контроля» - к оцениванию «для развития».

  3. Главная задача оценивания - улучшение качества работы как преподавателя, так и обучающегося => улучшение качества учебных программ => достижение нового качества работы всей организации в целом.

Такой подход невозможен без конструктивной обратной связи между обучающимся и преподавателем. Конструктивность обратной связи проявляется в следующем: она показывает сильные стороны студента; она фиксирует слабые стороны и показывает или предлагает способы их преодоления - что и есть развитие!

Ориентация на развитие посредством обратной связи заложена в основу идеи «петли качества» (понятие это экономическое, его суть: совершенствование процесса через улучшение управленческих действий). Для педагогической деятельности эту идею можно сформулировать как «петля улучшения качества преподавания» и конкретизировать в виде схемы: « преподавание-обучение-оценка-улучшение-преподавание».

Современные тенденции оценивания достижений обучающихся лучше рассмотреть в виде сравнительной таблицы:

От

К

Письменная контрольная работа, закрытый экзамен

Написание эссе, открытый экзамен

Оценивание преподавателем

Оценивание обучающимся

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Оценивание знаний

Оценивание умений

Тестирование памяти

Оценивание понимания, применения, анализа

Приоритетность оценки

Приоритетность учения

Способы оценивания достаточно разнообразны, причём традиционные способы также остаются весьма актуальными - ведь на современном этапе меняется философия оценивания, а не сами инструменты. Но непременно появились и новые способы оценивания.

Способы (инструменты) оценивания:

  • Подготовка сообщения

  • Написание реферата

  • Участие в деловой игре

  • Подготовка презентации

  • Написание эссе

  • Контрольный опрос

  • Тестирование

  • Осуществление самооценки

  • Взаимооценка

  • Участие в дискуссии

  • Создание портфолио

  • Разработка и реализация проекта

  • И т.д.

На мой взгляд, именно написание эссе и создание портфолио могут обеспечить наиболее объективную и качественную оценку учебной деятельности обучающегося: эссе позволяет увидеть и знание категорийного аппарата, и оценить объём информации, переработанной студентом при изучении темы, и умение его выявлять причинно-следственные связи, формулировать свои мысли, высказывать собственные суждения. Портфолио - это коллекция всех работ студента на протяжении всего срока обучения, оно позволяет выявить степень вовлечённости студента в учебную деятельность, динамику его развития, его усилия, прогресс, достижения в различных областях.

Именно эти современные способы оценивания позволяют осуществлять качественную оценку учебных достижений студентов в условиях индивидуализации процесса обучения. Индивидуализация учебного процесса в первую очередь предполагает необходимость построения индивидуальных траекторий обучения. Но в полной мере воплотить идею индивидуальных траекторий проблематично, ведь единицей организации образовательного процесса в учебном заведении является коллективное образование - группа, курс, отделение. И поэтому под индивидуализацией процесса обучения понимают также возможность, а точнее, необходимость участия студентов в научно-исследовательской деятельности, которая является мощным фактором развития - как для студента и преподавателя, так и для всей организации в целом. Тем более, что в современных условиях остро назрела необходимость пересмотра критериев оценки уровня усвоения студентом модуля, дисциплины - способом оценки должно быть не просто сдача экзамена, зачёта, а выполнение студентом совокупности научно-исследовательских работ, творческих работ и заданий. А для того, чтобы качественно и объективно оценивать индивидуальные достижения студентов , необходимо менять условия оценивания. Решением проблемы в данном случае является обеспечения общедоступности всех учебных работ студента - рефератов, докладов, проектов, отчётов, курсовых и т.д. Т.е. речь идёт о необходимости создания в каждом техникуме персональных страниц личных достижений студентов, где каждый обучающийся обязан будет выкладывать свои работы. Выгоды открытого размещения студенческих работ трудно переоценить: в первую очередь, от использования команд «копировать-вставить» студент вынужден будет перейти к овладению навыков самостоятельной работы. Перед преподавателем в этом случае возникает ряд задач - обучить студентов работать с огромными массивами информации; обучить умениям написания эссе, создания портфолио, написания реферата и т.п. Также с течением времени в техникуме будет создана ценная информационная база, состоящая из работ студентов, которой можно будет пользоваться, а также пополнять её, последующим поколениям. Ну а степень точности оценки индивидуальных достижений студентов, её объективности и качества, в разы возрастёт.

Итак, на современном этапе развития общества, меняются приоритеты в образовании - и изменения эти неизбежны. Акценты расставлены на развитие и на улучшение, причём не только деятельности студентов, но и работы преподавателей и функционирования образовательных учреждений. Для того, чтобы изменения были конструктивными, необходимо налаживание эффективной обратной связи между всеми звеньями образовательного процесса, организациями-работодателями, общественными организациями.



© 2010-2022