Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

( МБУ ДО ДМШ г. Ельни)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

___________________________________________________________________________________________________________



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»


Гришанова Юлия Сергеевна

преподаватель хора и хоровых дисциплин





г. Ельня

Тема урока: «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»

Цель урока: добиться единого качества звучания гласных и согласных звуков.

Задачи:

1. Образовательная:

- овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

- закрепить с учащимися правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;

2. Развивающая:

-развивать интерес учащихся к хоровому пению;
-развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), стулья, нотный

материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Распевание.

4. Работа над музыкальными произведениями.

5. Подведение итогов.

Характеристика класса: коллектив учащихся 3-4 классов. Дети разные по своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

1. Приветствие учителя:

- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими сегодня на нашем уроке. Итак, Вы готовы к работе? Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка. Разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка.

- Далее выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.Н.Стрельникой.

2.Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

  2. Улучшает дренажную функцию бронхов.

  3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.

  4. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.

  5. Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего "стрельниковская сотня" - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.

Основной комплекс дыхательных упражнений

  • Упражнение "Ладошки" (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях» Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях» Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»

  • Упражнение "Погончики"

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»

  • Упражнение "Насос"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол").

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях» Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях» Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

  • Упражнение "Кошка"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое "сбрасывающее" движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас "не заносило" на поворотах.

Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое

  • Упражнение "Обними плечи"

  • Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях» Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях» Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»Методическая разработка урока «Работа над дикцией в изучаемых произведениях»

Дети достаточно серьёзно отнеслись к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начали откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма. Упражнения на артикуляцию ( артикуляция-с лат.- членораздельно произношу) :

- губы: «трубочка »-вытянуть вперед губы и растянуть в стороны, рот закрыт.

- щеки: 1. Надуть по очереди и одновременно втянуть.

2. По очереди толкать язычком щеки.

- язык: 1. Покусать язык.

2. Щелкать языком -«часики»- далеко-близко, по руке учителя.

- Какие мышцы мы тренировали? Дети-лица, рта.

- Как называется работа этих мышц? Дети - артикуляция.

- А кто скажет, что такое дикция? Дети - правильное, четкое произношение.

2. Упражнения на развитие певческого дыхания:

-набрать воздух (не поднимая плечи), задержать на 2-3 сек., выпускать медленно на звук «с». Учитель ведет счет.

3. Распевание.

Задача упражнений - довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки и подготовить голосовой аппарат к активной работе.

Повторение правил для пения сидя и стоя:

- при пении поза должна быть неподвижной;

- вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;

- нужно представить себе, что все мускулы шеи, лица, вплоть до мускул спины полностью расслаблены;

- нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

- «ди-зи-я» (секвенция), меняя слоги - «лё», «ку», «ми-я»- на высоких звуках головной резонатор, «р»-рычать, «да», «га»-на низких звуках грудной резонатор.

- на одном звуке - «да-ед-ди-до-ду» или «ма-ме-ми-мо-му»- для выравнивания интонации, ровности, слитности и округленности звучания.

- скороговорки.

- Дети, какие Вы знаете скороговорки? Дети - «Ехал Грека через реку», «Расскажите про покупки…», «Бык тугогуб», «Шла Саша» и т.д.).

- Поём чётко, произнося слова.

4. Работа над музыкальными произведениями.

- Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока - «Работа над дикцией в изучаемых произведениях». Нам нужно хорошо потрудиться и работать активно на уроке. Сели ровненько, спинки тоже ровненькие. Ножки в пол, голову не опускаем вниз. Готовы?

1. «Дорога добра», муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин.

- Исполнить произведение с начала до конца, уделяя особое внимание дикции.

Основное правило дикции в пение - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяженность гласных звуков.

1. Согласные звуки:

- сонорные ( т.е. те звуки, которые мы можем пропеть)- «м», «л», «н», «р» (звук «р» поётся утрированно);

- звонкие - «б», «г», «ж», «з», «в», «д»- образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются;

- глухие - «п», «к», «ф», «с», «т»- в конце слов поются подчёркнуто твёрдо;

- шипящие - «х», «ц», «ч», «ш», «щ» -состоят из одних шумов(смягчать и предельно укорачивать, чтобы не было лишнего шума и свиста);

- губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при чётком произношении.

- согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.

2. Гласные звуки:

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений. Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением.

Выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.

- 6 простых гласных звуков- «и»- округляется к «ю», «э», «а»-округляется к «о», «о», «у».

- 4 сложных гласных звука - «я»- «йа», «ю»- «йу», «ё»- «йо», «е»- «йэ».

При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения с полноценным певческим дыханием.

Основная работа велась над дикцией в первом и втором куплетах (звуки, на которые нужно обратить внимание, выделены):

1.Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

2.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.

Недостатки и исправления:

- слишком открытые звуки «а», «и», «е» - округлить и вспомнить про распевание для слитности и округлённости звучания;

- не чёткий звук «р» - пропевать утрированно;

- не везде были окончания слов - «друг(к)», «дорогой» - обращать больше внимания.;

- делать правильные ударения в словах - взяли вдох и словесно проговорили четко, хлопком делая ударение на правильный слог.

2. «Смешной человечек», муз. А.Журбин, сл. П. Синявский.

-Исполнить произведение с начала до конца, уделяя особое внимание дикции.

1. Согласные звуки:

- сонорные ( т.е. те звуки, которые мы можем пропеть)- «м», «л», «н», «р» (звук «р» поётся утрированно);

- звонкие - «б», «г», «ж», «з», «в», «д»- образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются;

- глухие - «п», «к», «ф», «с», «т»- в конце слов поются подчёркнуто твёрдо;

- шипящие - «х», «ц», «ч», «ш», «щ»-состоят из одних шумов(смягчать и предельно укорачивать, чтобы не было лишнего шума и свиста);

- губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при чётком произношении.

- согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.

2. Гласные звуки:

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений. Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением.

Выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.

- 6 простых гласных звуков- «и»- округляется к «ю», «э», «а»-округляется к «о», «о», «у», ы».

- 4 сложных гласных звука - «я»- «йа», «ю»- «йу», «ё»- «йо», «е»- «йэ».

При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения с полноценным певческим дыханием.

Основная работа велась над дикцией в первом и втором куплетах (звуки, на которые нужно обратить внимание, выделены):

1. Я спешил к вам, друзья,
С жутким нетерпеньем.
Я моторчик не зря
Смазывал вареньем.
У меня за спиной
Вертится пропеллер,
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Припев(2 р.): Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек - большой озорник.
2. Я готовил обед для друзей, подружек.
Суп варил из конфет, а компот из плюшек.
Ну, а сам похудел килограмм на двести-
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Припев: тот же.
3. Если даже чуть - чуть загрустит приятель-
Я в окошко влечу, словно воспитатель.
Попляшу с малышом, поиграю в прятки.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Припев: тот же.

Недостатки и исправления:

- не чёткий звук «р» - пропевать утрированно -« нетерррпеньем», «варрреньем», « пррропеллеррр» и т.д… ;

- слишком открытые звуки «а», «и», «е» - округлить и вспомнить про распевание для слитности и округлённости звучания;

- делать правильные ударения в словах - взяли вдох и словесно проговорили четко, хлопком делая ударение на правильный слог - «бубликов» - ударение на первый слог, а не на второй, «ходуном»- ударение на третий слог, а не на первый;

- проговорит текст песни активным шепотом;

- петь песню в характере - эмоционально окрашено - весело, задорно, легко.

5. Подведение итогов.

- Ну, что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работе. За время урока мы повторили, как нужно правильно работать над дикцией. Цель нашего занятия достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.

Домашнее задание:

- Доучить текст песен, проговаривать его четко, активным шепотом. Учить скороговорки, работая над дикцией и артикуляцией.






Используемая литература:

1. Брусиловский Л.с. «Музыкотерапия». - М., 1974.

2. Буланов В. «Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

3. Дубровская С.В. «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой». - М.: РИПОЛ классик, 2008.Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором».- М.: «Владос», 2002.

4. Садовников В.И. «Орфоэпия в пении».-М., 1958.

5. Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». - М.: «Музыка». 1988.

6. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. festival.1september.ru/articles/419396/


© 2010-2022