«Организация книжных вставок -это наука и искусство»

Работа школьной библиотеки строится, исходя из целей и задач гимназии. Цель ее в первую очередь содействовать построению образовательной, воспитательной среды, способствующей формированию культуры межличностных отношений совместной деятельности библиотеки, осуществляется в тесном контакте с заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом в точном соответствии с годовым планом учебно-воспитательной работы. Одной из задач работы библиотеки - является широкое использован...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация книжных вставок -это наука и искусство»

Автор: Шванке Л.В.-педагог-библиотекарь
БОУ «Русскополянская гимназия № 1»

Работа школьной библиотеки строится, исходя из целей и задач гимназии. Цель ее в первую очередь содействовать построению образовательной, воспитательной среды, способствующей формированию культуры межличностных отношений совместной деятельности библиотеки, осуществляется в тесном контакте с заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом в точном соответствии с годовым планом учебно-воспитательной работы.

Одной из задач работы библиотеки - является широкое использование наглядности - это книжные выставки.

Ведя поиск инновационных форм работы с книгой, мы не всегда учитываем, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, то есть наглядное восприятие, является началом всякого познания.

Наглядности всегда придавалось большое значение в педагогике. Она позволяет повысить качество обучения, результативность освоения материала. Недооценивать принцип наглядности в библиотечной работе нельзя. Особенно полезно использование наглядности в библиотечной работе с детьми. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал К.Д.Ушинский, призывая учитывать в общении с детьми особенности детского мышления и восприятия.

Выставка, как форма библиотечной работы, наглядна. Она призвана и способна наилучшим образом решать стоящие перед ней не только информационные задачи, но и обеспечивать в комплексе достижения цели деятельности библиотеки для детей и юношества.

Замысел выставки, её идея, оформление, общий образ, складывающийся из множества деталей - все имеет значение, но только в своём неповторимом единстве и неделимости. Специалисты предлагают выставки классифицировать по ряду следующих признаков:

По статусу - самостоятельные или сопровождающие массовые мероприятия;

По содержанию - универсальные, отраслевые, тематические, персональные;

По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения образовательного и общекультурного уровня;

По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов - новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;

По срокам функционирования - постоянные, длительные, кратковременные;

По видам изданий - книжные, журнальные или газетные.

Но творчество и фантазия библиотекарей безграничны, и сейчас создано много видов выставок, которые организуются в библиотеках.

А теперь мне бы хотелось рассказать о практическом опыте библиотеки гимназии №1.

В нашей библиотеке организована выставка - вернисаж «Красота спасет мир». На ней располагаются книги и репродукции картин по определенной тематике, но акцент делается на репродукции. Цель: развитие эстетического вкуса школьников.

Актуальна выставка экологической тематики «Земля, которой краше нет». Её разделы «Писатели в защиту природы», «Не разоряйте, птичьего гнезда - так счастлива в своем жилище птица», «Чарующий мир глубины». В начале учебного года выставка дополняется новыми экспонатами. Школьники могут отгадать загадки из альбома «Эти загадочные наши братья меньшие », ответить на вопросы, разгадать ребусы. Эмоциональное воздействие оказало помещенное на выставку настоящее птичье гнездышко и обращение к читателям: «Это гнездо кто-то разорил, в нем уже никогда не будет птенцов…»

Интересные беседы были у выставки «Что в имени тебе моём», открывшейся обращением: «Читатель, тебе нравится, когда к тебе обращаются по имени? Думаю, да. А знаешь ли ты его значение? Ты можешь обратиться к «Словарю личных имен».

Выставка одного автора организуется к юбилеям писателей. К 215- летию со дня рождения А.С.Пушкина «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» - представлена литература о жизни и творчестве поэта. Эта выставка помогла ребятам, принимавшим участие в конкурсах, викторинах, сочинениях. К юбилею А.П.Чехова в библиотеке организована книжно- иллюстративная выставка «Чехов- писатель на все времена». Рядом с книгами о жизни и творчестве великого писателя ярко и образно представлены фотографии, репродукции, рисунки, а также тексты викторин для 1-4 и 5-9 классов на которые ребята с большим интересом отвечали.

Заголовок выставки - кроссворда для младших школьников «Любимица мальчишек и девчонок А.Барто был оформлен в виде дерева, а отгадать кроссворд помогали книги с выставки.

Интересная выставка оформлена к юбилею К.И. Чуковского «Дедушка Корней и его герои».


Самые яркие фигуры - детский телефон и сказочные герои. Дети звонили по телефону, читали книги, разгадывали кроссворды. Неоценимую помощь в изучении школьных программ оказывают ребятам выставки «Как открывали землю или путешествие в географию», «Калейдоскоп знаний», «Школьная вселенная». На этих выставках ребята найдут, дополнительную литературу по интересующим вопросам при подготовке к уроку, написании рефератов, докладов.

Выставка одного жанра «О муза, пламенной сатиры» - представляла книги писатели - сатириков: «Мастера детектива». Эти книги интересны подросткам. А выставка «Караван сказок» интересна учащимся начальных классов.

Девочки-подростки могли найти много полезных советов на адресной выставке «Юной леди». На выставке расположено обращение к читательницам, а заголовки разделов выставки оформлены в виде зеркальца, ромашки.

Дед Мороз пригласил на выставку «Новогодний калейдоскоп», где ребята могли найти предсказания, почитать книги, как встречают новый год в разных странах мира, а два веселых снеговика пригласили отгадать новогодний кроссворд .

А в детском уголке читального зала библиотеки гимназии «Читай-город» первоклассники могут почитать журналы, детские энциклопедии, поиграть, посмотреть, сколько книг они прочитали сначала учебного года, этот прием наглядно удостоверяет факт прочтения детьми книг, журналов, и они наглядно видят результат своих трудов.

В библиотеке можно найти книги и материалы для воспитания детей. В качестве рекламы оформлена выставка для родителей «Как не стать чужим своему ребенку», а для учителей «В воспитании нет каникул», «Что делать если…».

У выставок проводятся обзоры и экскурсии для детей всех возрастов. Рассмотренные приемы в оформлении выставок создают дополнительные стимулы читательской активности детей, что делает выставочную работу библиотек более эффективной и позволяет библиотекам достигать своей цели деятельности - развитие и воспитание ребенка - читателя, думающего и эстетически образованного. Все примеры выставок объединяют три вида наглядности: образную, предметную, изобразительную.

Наглядным можно считать то, что можно увидеть, воспринять с помощью зрения, можно услышать, почувствовать, воспринять с помощью слуха, осязания ,обоняния; можно показать, продемонстрировать, представить непосредственному восприятию (зрительному, слуховому, обонятельному); все, что ясно, понятно, очевидно; можно представить, вообразить, создать в сознании образ, увидеть внутренним зрением. Еще один существенный аспект в использовании наглядности выделяется К.Д. Ушинским. В его видении - это эффективный способ установления тесного контакта с детьми: «Никем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, … как показывая и объясняя детям картинки». Он пишет и о влиянии наглядности на развитие умственных способностей детей: «Всякое не мертвое, не бесцельное учение имеет в виду готовить дитя к жизни, а ничто не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен… Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения». Дополнение выставки различными аксессуарами позволяет развить у читателей наблюдательность и образное мышление. Это могут быть аксессуары, знаковые (эмблемы, символы, тесты), предметные (макеты, куклы), конструкционные (оргтехника, канцелярские принадлежности, подставки, закладки, бумага, фломастеры и др.), чтобы можно было комфортно. Кроме этого, большое значение имеют музыкальное оформление, художественная атрибутика (плакаты , иллюстрации, фотографии, репродукции картин). Обязательна обратная связь. Выставка должна быть интерактивной, то есть взаимодействовать на фантазию детей, побуждать к творческой деятельности.


© 2010-2022