• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по разделу Основы психологии ПМ. 02 Педагогическая деятельность

Методическая разработка по разделу Основы психологии ПМ. 02 Педагогическая деятельность

Методическая разработка по разделу «Основы психологии», ПМ.02 Педагогическая деятельность,МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин. Для специальности 071501 « Народное художественное творчество». Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения к уровню подготовки выпускника по специальности  СПО 071501 « Народное художественное творчество». Предназначена  для студентов 2 курса. Данная  разработка направлена на расширение и углубле...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по разделу Основы психологии ПМ.02 Педагогическая деятельность

Методическая разработка по разделу «Основы психологии»

ПМ.02 Педагогическая деятельность

МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин









Для специальности 071501 « Народное художественное творчество»





2012 год

Методическая разработка по разделу «Основы психологии», ПМ.02 Педагогическая деятельность,

МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин. Для специальности 071501 « Народное художественное творчество»

Составитель: Широкова Н.А., преподаватель специальных дисциплин

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения к уровню подготовки выпускника по специальности СПО 071501 « Народное художественное творчество». Предназначена для студентов 2 курса. Методическая разработка направлена на расширение и углубление знаний по разделу «Основы психологии». Особое внимание уделяется философии творчества, типологии теоретических подходов, философским исследованиям творчества мыслителя и субъективной деятельности человека.





1.Философия творчества - типология теоретических подходов

Тема творчества - одна из важнейших в искусстве, литературе, философии. Многие мыслители, начиная с философов Античности и заканчивая нашими современниками, пытались определить понятие творчества, выявить основные особенности человеческого творчества и вдохновения как составляющей этого процесса.

В философском словаре понятие "творчество" трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество...) [18, с. 704].

В разные исторические эпохи вопрос о сущности творчества ставился по-разному.

В античной философии творчество трактовалось как понимание божественных творений или тайн природы, связывалось со сферой конечного, приходящего и изменчивого бытия. Первостепенное же значение имело созерцание бытия вечного.

Античный философ Платон представлял творческую силу как божественное волеизлияние. Он считал, что человек поднимается в своем развитии выше и выше и переходит к красоте духовной. В "Ионе" есть следующие слова Сократа (о рапсодах): "Как вам не позавидовать! Ведь нельзя стать хорошим рапсодом не вникая в то, что говорит поэт; рапсод должен стать для слушателей истолкователем замысла поэта, а справиться с этим тому, кто не знает что говорит поэт невозможно. Тут есть чему позавидовать!"[14, с.257].

В средневековой философии творчество соотносилось с пониманием Бога-творца, свободно созидающего мир, и трактовалось как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. О человеческом творчестве речь шла лишь в связи с историей, историческими событиями.

В эпоху Возрождения больше внимания стали уделять именно творчеству человека. Человек - автор творения и его уникальная способность к творчеству - проявление божественной природы в нем. Интерес представляли его творческий потенциал, процесс творчества, личность художника. Творчество осознавалось как художественное творчество, сущность которого - в творческом созерцании.

Иммануил Кант- считал, что творчество (познание) - процесс разрешения противоречий путем создания трансцендентальной схемы, заключающей в себе свойства и объекта, и субъекта, а Источник творчества - активность воли, продукт - новый образ. Кант еще в XVIII в. специально анализировал творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Под продуктивной способностью воображения он понимал единство сознательной и бессознательной деятельностей. Человек творит бессознательно, в состоянии наития, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный (бессознательный) процесс протекает в субъективности человека и связан с его свободой.

В философии Фридриха Вильгельма Шеллинга творчество, а в первую очередь творчество художника и философа, - это высшая форма человеческой деятельности. Через творчество человек соприкасается с Абсолютом. В идеалистической философии конца XIX - начала XX вв. творчество преимущество противопоставляется механически-технической деятельности.

Георг Гегель полагал, что - наука и искусство имеют одну цель - познание (диалектический процесс ограничения и преодоления границ, то есть единство и борьба противоположностей) но являются разными средствами процесса познания. Главная способность художественного творчества - фантазия, которая как творческая деятельность предполагает дар и склонность к схватыванию действительности и ее форм.

У основоположника научного коммунизма Карла Маркса творческая деятельность рассматривается как производящий праксис, а сама суть человеческого бытия - в творчестве. Лишение творчества приводит к отчуждению от мира, от своей деятельности и самого себя.

В идеалистической философии конца XIX - начала XX вв. творчество преимущество противопоставляется механически-технической деятельности. Наиболее развернутая концепция творчества дана Анри Бергсоном (гуманитарно-антропологическое направление западной философии). Он понимал творчество как непрерывное рождение нового, составляющее сущность жизни. Оно представляет собой нечто объективно совершающееся, а интуиция это способ ориентации человека в мире. В природе творчество - это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании - возникновение новых образов и переживаний. Таким образом, творчество противопоставлено субъективной деятельности конструирования, лишь изменяющее старое.

Экзистенциалисты носителем творческого начала называли личность. Творчество они понимали как экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, этого, земного мира. В таких философских направлениях XX в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, творчество рассматривалось с односторонне прагматистской точки зрения. Оно понималось, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу поставленную определенной ситуацией. Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества был представлен неореализмом и феноменологией. Основой творчества для представителей этих направлений являлась не деятельность, а интеллектуальное созерцание [см.:23].

Позиция русских философов Павла Флоренского и Владимира Соловьева во многом схожа с классическим восприятием творчества, которое нашло отражение в поэтических и прозаических произведениях русских писателей начиная с XVIII в. Творчество воспринимается как божественный дар, который по определенным причинам был дан человеку (художнику, писателю, музыканту). В результате сам творческий человек становится пророком или вестником горнего мира. Данная позиция не предполагает наличия у человека свободной воли, возможности по собственному желанию творить. [см. 25, 428],[ см. 20, с. 76].

Точка зрения выдающегося русского философа Николая Бердяева отличается от этой, поскольку философ настаивает на том, что творчество присуще каждому человеку, оно является его предназначением, творчество человека - это продолжение акта божественного Творения. Принцип - "антроподицеи" - оправдание человека в творчестве и через творчество. Оно предполагает свободный дерзкий поступок, а не послушание. Человек поставлен в центр бытия.

Тема творчества у Бердяева, по его собственным словам, явилась основной темой его жизни. Под творчеством философ понимал не создание культурных продуктов, "а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию... творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общественный, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает" [3, с.196].

В книге "Смысл творчества" философ говорит о тварности бытия, о совершающемся в нем приросте, в котором достигается прибыль без всякой убыли. О творящем и творчестве говорит тварность самого бытия в двух смыслах: есть Творец, сотворивший тварное бытие, и есть возможности для творчества в самом тварном бытии, поскольку человек был сотворен по образу и подобию Божию. Мир сотворен не только тварным, но и творческим. И поэтому человек вынужден быть творцом. Потому что "творчество есть ответ человека на призыв Бога... Творчество есть продолжение миротворения"[2, с.394].

Творчество в мире возможно потому лишь, пишет Н.Бердяев, что мир творим, т.е. тварен. Мир не сотворенный, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной мощи не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству. Проникновение в тварность бытия приводит к осознанию противоположности между творчеством и эманацией. Если мир творится Богом, то творческий акт присутствует и творчество оправдано. В подлинном творчестве ничто не убывает, а все лишь прибывает, подобно тому, как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.Творчество есть дитя свободы. Его тайна в том, что "в нем есть новизна, не детерминированная миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий творческий акт...В этом смысле творчество есть творчество из ничего"[3, с.199].

Таковы основные трактовки понятия творчества, которые менялись от эпохи к эпохе.

2. Творчество как психологический процесс

2.1.Творчество. Общие положения


С точки зрения психологии творческий процесс - это деятельность человека. направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организаций. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых обнаруживаются неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собой, создаются произведения искусства. не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов для человека его впервые создавшего. Субъективное детское творчество является одним из показателей роста творческих возможностей человека. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Как показали современные исследования, на первоначальном этапе развития, творчество часто оказывается подражательным. "Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смысле творчеством" Линия развития творчества имеет следующие этапы:

  1. Подражание, копирование.

  2. Творческое подражание.

  3. Подражательное творчество.

  4. Подлинное творчество.[ см.:25, с 20-27]

Чтобы состоялся творческий акт, должен быть накоплен соответствующий опыт, знания, навыки. Это накопление можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, то есть проблема решается при помощи привычных, стереотипных мыслительных операций, использовавшихся ранее. Творческий акт характеризуется переходом количества разнообразных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество. которое и является решением данной проблемы. Любое значительное научное открытие - это качественный скачок в мышлении, будь то гелиоцентрическая система Коперника, периодическая таблица Менделеева. или теория относительности Эйнштейна. В художественном творчестве переход количества в качество происходит через понятие "типическое", когда художник, изучив образцы жизненных прототипов, обобщает их в художественном образе.

Один из мифов по поводу творчества гласит: "Творчество - это удел избранных гениев". Так ли это?

Л. Выготский рассматривал саму жизнь как непрерывный процесс творчества, "постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому"[4, с. 127]. То есть, творчество не является уделом избранных гениев. "Большая часть того, что нас окружает, сделана и спроектирована неизвестно кем и в силу быстро изменяющихся условий жизни, поиски и находки творческого решения проблемы становятся условием существования многих и многих людей"[12, с. 68]. Согласно концепции личности американского психолога Э. Эриксона, человек в течение своей жизни проходит через ряд личностных кризисов, из которых ему для дальнейшего неуклонного развития необходимо уметь выходить. Выход из кризиса связан с творческим решением возникшей проблемы.

Чем более сложными оказываются жизненные условия человека, тем чаще он применяет творческие способности. Л. Выготский указывал на то, что в основе творчества лежит момент плохой приспособленности, из чего возникают потребности, стремления и желания. Стремление изменить ситуацию заставляет человека прилагать максимальные умственные усилия, направленные на то, чтобы улучшить ситуацию. Отсюда и возникает творческий акт. "Нужда - мать изобретения", так гласит народная мудрость.

По мнению Л. Выготского, проявление творческого акта исторически и общественно обусловлено. Благодаря преемственности развития культуры то, чего в предшествующие эпохи достигал лишь выдающийся человек, в наше время входит в школьную программу. В свое время по этому поводу В. Белинский заметил, что для того, чтобы написать в наше время несколько строф, не уступающих в звучности и великолепии некоторым строфам Ломоносова, нужно одно умение и навык, а в то время, в каком жил Ломоносов, для этого нужен был талант [см.12, с. 68-71].

Благодаря тому, что методы обучения постоянно совершенствуются, подобные явления можно наблюдать сплошь и рядом, особенно в музыке и спорте. Известен, ставший хрестоматийным пример, когда великий русский пианист Н.Рубинштейн отказался сыграть Первый фортепианный концерт П.И.Чайковского, так как посчитал его технически сложным. А в наше время этот концерт есть в репертуаре многих пианистов, не говоря о том, что является обязательным произведением на одноименном конкурсе. То же самое можно сказать и про спортивные достижения, в которых рекорды растут из года в год. значит, проявление способностей человека выполнять какую - либо сложную деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его учителем, или наставником, методов обучения, которые приведут к высоким достижениям. Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества "не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека, будь он ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы" [13, с.71].

Вся трудность осуществления творческой деятельности заключается в том, что хотя знания и являются основой творчества, тем не менее совершенно разные психические процессы протекают в момент усвоения уже известного знания и создания новых идей, новых образов, новых форм. С одними и теми же примерно уровнями мастерства создаются совершенно несравнимые по своей ценности художественные произведения. Здесь можно привести следующий пример: уровень композиторской техники В. Мурадели был не ниже, чем у С.Прокофьева, но объективно художественная ценность творчества Прокофьева намного выше, чем творчество Мурадели. Но, если бы ни тот, ни другой не обладали бы необходимым профессиональным мастерством (композиторской техникой). то и ничего достойного внимания они бы и не создали.

Современная психология и педагогика признают тот факт, что степень общего творческого развития человека имеет свои пределы, границы которого установлены генетическими особенностями строения нервной системы, т.е. каждый человек должен развивать свои творческие способности до тех уровней, которые определены природой. и определить эти уровни возможно, если заняться той деятельностью, в которой человек может себя проявить тем или другим способом. Л. Выготский отмечал, что хотя обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению [см.:5, с. 129 -131].

2.2. Психические познавательные процессы в художественном творчестве


Известно, что художественный талант, как и талант вообще, имеет две основные составляющие: личность творца и его способности. Большое значение для формирования творческой личности в художественном творчестве имеет уровень развития познавательных процессов личности. Известно, что чем лучше развиты познавательные процессы, тем больше вероятность того, что продукт творчества будет иметь какую-то ценность. Поэтому в психологии творчества большое значение придается развитию познавательных процессов.

Одним из психических познавательных процессов является внимание - психическое состояние, которое характеризуется концентрацией всех психических и физических сил на выполняемом действии . Всякая сложная деятельность , в первую очередь творческая, невозможна без хорошо развитого управления своим вниманием. Внимание тесно связано с наблюдательностью и способностью замечать малейшие изменения в наблюдаемом объекте. Для любого художника очень важно развивать в себе эти качества, являющиеся неким толчком к ассоциациям, из которых в последствии и появится законченное художественное произведение.

В книге К.С.Станиславского "Работа актера над собой" проблеме актерского внимания посвящена отдельная глава, где, в частности, сказано: "творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность нашей духовной и физической природы"[20, с.519]. Здесь можно заметить, что данное высказывание вполне можно соотнести с любым видом художественно-творческой деятельности.

Хорошее внимание развивается из умения контролировать свои действия. В свою очередь это умение , согласно учению П. Я. Гальперина, развивается поэтапно. Сначала контроль направляется на основное действие и следует за ним как сопоставление фактического действия с образом "желаемого будущего", имеющимся в сознании. Затем контроль начинает сближаться с основным действием и на определенном этапе практически выполняется одновременно с ним. И наконец, контроль начинает опережать реальное действие. но не всякий контроль является вниманием, писал П.Я.Гальперин. Пока контроль выполняется как развернутое действие, он сам требует внимания. Но контроль становится вниманием тогда, когда достигает уровня идеального сокращенного и автоматизированного действия. Внимание, идущее впереди действия, становится автоматизированным действием контроля[13,с.232]. Непременное условие развития внимательности в работе артиста любой специализации - постановка четкой цели. К.С.Станиславский предлагал использовать формулы сосредоточенного внимания, так как полное сосредоточение на исполняемом произведении или фрагменте захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение.

Немаловажное значение и для формирования личности художника имеют такие психические процессы как ощущение и восприятие. Более того, люди с художественно-творческим складом личности отличаются повышенной чувствительностью и восприимчивостью. Известно, что в целом для художественного творчества наиболее важными оказываются слуховые и зрительные ощущения. Также в зависимости от специализации творческо-профессиональной деятельности можно выделить следующие виды ощущений: у музыкантов - слуховые и двигательные ощущения; у художников - зрительные и пространственные; у актера - зрительные и слуховые; у скульптора - осязательные и пространственные; у танцовщика - двигательные, ритмические и пространственные; у режиссера - пространственные, звуковые и зрительные. Кроме того, в профессиональной художественной деятельности появляются так называемые сенсорные синтезы, основанные на тесном взаимодействии различных видов ощущений[13, с. 241].

По мнению В.И.Петрушина, можно выделить следующие психологические механизмы, участвующие в восприятии и понимании другого человека: идентификация; рефлексия; эмпатия; стереотипизация.

В процессе художественного творчества, все эти механизмы так или иначе оказываются задействованными, но каждый художник может пользоваться преимущественно каким-либо одним из этих приемов.

Здесь хотелось бы подробнее остановиться на различных трактовках акта эмпатии. В известной работе Л.Н.Толстого "Что такое искусство?" излагается "теория заражения". Если попытаться выделить признак, утверждающий искусство как искусство, утверждает Толстой, то это будет способность одних заражать своими чувствами, переживаниями других людей и соответственно способность вторых заражаться чувствами первых - при посредстве специально создаваемых для этого предметов определенного рода. И неким апофеозом "художественного заражения" становится "слияние душ" творца искусства и воспринявшего его произведение. "Испытывает человек это чувство, заражается тем состоянием души, в котором находится автор, и чувствует свое слияние с другими людьми, то предмет , вызывающий это состояние, есть искусство, нет этого заражения, нет слияния... - и нет искусства..."[22, с 439]. Это сопереживание, "слияние" в современной психологической теории именуется эмпатией.

Однако, Толстовская "теория заражения" оказалась весьма уязвимой для критики. В частности, выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский считал, что искусство исходит из определенных жизненных чувств, но совершает некоторую переработку этих чувств, "которую не учитывает теория Толстого" [6, с.310]. По данному принципиальному вопросу критика Выготского в адрес Толстого в целом справедлива, но в более поздних исследованиях признана односторонней. Так, Б.С.Мейлах писал: "Подчеркивая сложность творческих процессов и отсутствие всякого представления о законах, руководящих выражением психики "творца" в его произведении, Выготский заключает, что восходить от произведения к психологии его создателя невозможно"[11,с. 15]. Между тем, что эмпатия реципиента в личность автора и возможна и необходима, убедительно свидетельствуют именно наблюдения Л.Н.Толстого.

Следующей отличительной особенностью творческой личности можно назвать хорошо развитую память. А феноменальная память - почти всегда признак выдающихся способностей. Такой памятью обладали Моцарт, Лист, Рахманинов. Среди выдающихся музыкантов-исполнителей нашего времени такая замечательная музыкальная память была у М.Ростроповича: всего за три дня он сумел выучить наизусть и исполнить на концерте виолончельную сонату, посвященную ему Д.Шостаковичем. Безусловно, что для творческой личности особую важность представляет эмоционально-образная память (память на ощущения и связанные с ними восприятия и представления). Этот вид основан на обобщении многих анализаторов и включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и слуховую память.

В отличии от ощущений и восприятий психический познавательный процесс мышления раскрывает связи и отношения, которые недоступны чувственному восприятию. Главным отличием научного мышления от художественного является то, что ученый транслирует свои мысли в виде понятий и формул, а художник - в форме художественного образа, с помощью которого передается чувство и мысль [13,с. 275]. Но тем не менее, любая мыслительная деятельность человека, связана ли она со строгой логикой научного мышления или поэтическими озарениями мышления художественно-образного, всегда уходит своими истоками в знания о предмете, основывается на системах представлений и понятий о том или ином материале. Вне знаний, помимо их нет и не может быть интеллектуальных проявлений.

Мышление, по Блонскому, "опирается на усвоенные знания, и если нет последних, то нет и основы для развития мышления, и последнее не может созреть в должной мере". Это общедидактическое и психологическое положение не утрачивает своего значения и в специфической сфере художественно-творческого мышления [15,с. 239].

Одной из центральных проблем психологии искусства является проблема воображения. Согласно Л.Выготскому, первыми отличительными признаками воображения следует считать его автономию от непосредственного познания действительности, известный отход от нее, и создание из материала прежних впечатлений нового образа, ранее не существовавшего. К этим важным признакам ученый причислил еще два. В частности, наличие тесной связи между воображением и реалистическим мышлением. И, наконец, решающую роль воображения в обеспечении произвольности, или свободы, в человеческой деятельности, в деятельности человеческого сознания.

С.Л.Рубинштейн писал: "Одна из самых специфических и плодотворных особенностей сознания человека выражается в том, что он может преобразовывать непосредственно ему данное и в конкретно-образной форме создать новую ситуацию. Именно в этом, прежде всего, проявляется то, что обычно называют воображением" [см:1 ,с.75-76].

Как указывалось выше, творчество в любой сфере, рассматриваемое с точки зрения его продуктивности, характеризуется открытием нового. Самый простой и естественный способ получения нового результата связан с возможностью увидеть предмет с иной точки зрения, с разных сторон. При этом субъект деятельности должен реально перемещаться в пространстве или реально менять положение объекта. Воображение переносит все эти операции в идеальный план, в котором и порождается способность человека идентифицироваться с любым предметом. В плане реального психофизиологического функционирования предполагается, что трудовая, творчески-преобразовательная деятельность осуществляется не только как "преднамеренная", но и как "непроизвольно-естественная", органическая.

Органический компонент творческой деятельности наглядно виден в художественной деятельности, в ее продуктах. И.Кант писал: "При виде произведения изящного искусства надо сознавать, что это искусство, а не природа; но, тем не менее, целесообразность в форме этого произведения должна казаться столь свободной от всякой принудительности произвольных правил, как если бы оно было продуктом одной природы" [8, с. 321] .

Говоря о воображении, необходимо упомянуть его важный компонент - фантазию. Анализ этого феномена был дан немецким психологом В.Вундтом в книге "Фантазия как основа искусства" (1914). Следует отметить, что термин "воображение", привычный для нас Вундт именует "фантазией", внутри которой проводит разграничение "фантазии воспроизводящей" и "фантазии комбинирующей". Психолог осуществляет анализ воображения (фантазии) в сопоставлении конкретных форм, в которых этот психологический феномен проявляется, развивается, и, усложняясь, специфицируется [1, с.86]. Б.Е.Захава также обозначает понятие "воображение". термином "фантазия" ("творческая фантазия - это способность комбинировать данные опыта в соответствии с определенной творческой задачей"). Способность же художника ощущать себя "действующим в качестве образа" он называет "воображением". однако, "оба эти процесса протекают одновременно, взаимодействуя и помогая друг другу. [7,с. 259].

Особо необходимо подчеркнуть, что в основе деятельности художественного воображения лежит принцип эмпатии. Эмпатическая, одушевляющая деятельность воображения, создающего форму, становится основой формирования художественных эмоций. Эмоции не только являются ингредиентом и результатом деятельности воображения художника, но и играют по отношению к нему стимулирующую, побудительно-пусковую роль. Можно сказать, что художественная эмоция - это жизненная эмоция ее творца, преобразованная, трансформированная под воздействием художественной формы, и в первую очередь ее первичной функции - создания художественного вымысла [1,с.195].

Поводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что именно воображение является самым значительным этапом в развитии всех высших психических познавательных функций. В нем для решения практической задачи собираются воедино ощущения и восприятия, мышление и память, эмоции и воля. Все эти психические познавательные и волевые процессы, при всей их важности, - только фундамент и основа для хорошей работы воображения. Поэтому в процессах как художественного. так и научного творчества именно воображение играет первостепенную роль.

3. Анализ научного творчества в контексте философско-психологических исследований

3.1. Психологические особенности творческой личности


В отечественной психологии разработка проблем творчества помимо Н.Бердяева и Л.С.Выготского связана с именами С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Я.А.Пономарева, А.М.Матюшкина, А.А.Мелик-Пашаева, Н.А.Дружинина, Д.Б.Богоявленской, А.Л.Гройсмана. В этих исследованиях отмечается интегративный характер творчества, в котором присутствуют неразрывность творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала.

Основными проблемами в изучении психологии творчества, по мнению Е.Зинченко являются: критерии; источники; детерминанты; связь личности и творчества; определение творческого потенциала личности; выделение и создание условий для творческой самореализации; связь творчества с другими психическими процессами; соотношение детерминизма и случайности в творческом процессе; взаимодействие творческой личности и социума; создание целостной концепции творчества.

В исследованиях А.М.Матюшкина, выдвинувшего концепцию одаренности как общей психологической предпосылки для творческого развития, в полной мере был осуществлен подход к творчеству как к интегральному явлению. По его мнению, наиболее важной характеристикой творческого человека является его огромная потребность в познании, которая превосходит все другие потребности и виды мотивации. Это проявляется (и у детей, и у взрослых) в неустанной поисковой активности, в высокой чувствительности ко всему новому, что помогает обнаружить нечто новое в необычном [см:10,с.29-33].

Кроме того, интегральной характеристикой творческого процесса является прогнозирование, как более быстрое средство обнаружения правильного решения. В отечественной психологии универсальное значение прогнозирования было впервые открыто Н.А.Бернштейном по отношению ко всем целенаправленным актам поведения.

Другим важным показателем творческой одаренности является способность к оценке. А.В.Запорожцем было сформулировано принципиальное значение оценочной функции на основе формирования перцептивных, интеллектуальных, и эмоциональных эталонов. Все сложные психологические структуры выполняют роль измерителей, с помощью которых человек оценивает самого себя, других людей, окружающий мир[см.:13,с.51-56].

Способность к оценке включает и возможность понимания в развитии как собственной мысли, так и чужих мыслей, действий и поступков. Она же обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности творческого человека в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Таким образом, согласно исследованиям А.М.Матюшкина, для творческой личности оказались свойственны такие черты, как:

  1. доминирующая роль познавательной мотивации;

  2. исследовательская активность, выражающаяся в стремлении к обнаружению нового, в постановке и решении проблем;

  3. способность к достижению оригинальных решений;

  4. способность к прогнозированию и предвосхищению;

  5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Все вместе эти способности составляют единую структуру творческой одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития человека.[см:10,с.29-33].

Согласно психологическим исследованиям, люди, обладающие творческим складом личности в любой сфере деятельности, имеют некую совокупностью черт, которая и отличает их от людей не творческих. Американский психолог К. Тэйлор выделял следующие черты творческой личности: стремление быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда - стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения [см:12,с.71].

Творческой личности также присущи следующие составляющие: эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание; творческость; интуитивизм; сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, ремесленным мастерством; проявление общего интеллекта и т.д. При этом, в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН под руководством В.Н.Дружинина, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (это практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые.

Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию (т.е творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи .

Д.Б.Богоявленская в своих исследованиях установила, что наиболее важной характеристикой творческого процесса является интеллектуальная инициатива. Под этим термином понимается продолжающаяся за пределами ситуативной заданности интеллектуальная активность, которая не обусловлена ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [см.:13, с.51-54].

Известно также, что успехи при обучении в школе и в высших учебных заведениях не являются гарантией, что человек сделает в будущем большие творческие открытия. Хрестоматийные примеры: Пушкин был абсолютно необучаем в области математики, его за это даже хотели отчислить из Лицея, Чехов нередко получал тройки за свои сочинения. Далеко не блестяще учились в школе Ньютон и Эйнштейн.

Как уже упоминалось выше, одной из составляющих творческой личности является эмоциональное отношение к окружающей действительности. Анализируя качества творческих личностей Э. Торренс обнаружил у них большое количество черт, которые могут базироваться на доминировании эмоций агрессии, что можно рассматривать как проявление смелости и тенденцию к активному утверждению своего "Я" в социуме. Это проявляется, в частности, в стремлении к доминированию и превосходству, в тяге к риску, нарушению привычного порядка вещей и стереотипов, тяготению к независимости и радикализму.

Смелость часто оказывается в числе незаменимых свойств творческой личности. Английский психолог Мак-Киннон отмечает, что "наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней, смелость становиться и быть самим собой"[см:13,с.154].

Творческий человек должен обладать изрядным мужеством, для того чтобы упорно следовать избранному пути, отстаивать свои принципы, быть готовым к изоляции от научного или художественного общества, если его новаторские идеи будут не принятыми в обществе. "Одиночество"гения" - можно сказать о многих творцах. В свое время критики назвали Пятую симфонию Л. Бетховена "симфонией взбесившегося безумца", а про скрипичный концерт П.Чайковского писали, что эта музыка "воняет". Но настоящий творец, осознающий особую миссию в науке или искусстве, никогда не станет делать нечто такое, что публике понятно, или что ей нравится.

Исследования в области психофизиологии показали, что мозг творческих личностей даже в состоянии относительного покоя всегда более активирован, т.е. находится в состоянии повышенного возбуждения. Российский психофизиолог В. Ротенберг, занимавшийся исследованием данной проблемы, объясняет это тем, что "творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем, даже самым минимальным , раздражителям, поступающим извне. Без такой повышенной чувствительности было бы невозможно творчество, основанное на способности восприятия тех сигналов, которые не воспринимаются другими людьми. Отчасти в связи с этой повышенной чувствительностью творческие люди живут более интенсивной духовной жизнью и у них легче возникают внутренние конфликты, что и может отражаться в более высокой церебральной активации в тех ситуациях, когда другие субъекты быстро оказываются на грани дремоты"[17,с.100].

Как показали исследования Э.А.Голубевой, занимавшейся изучением особенности творческих индивидов, их общей чертой была исходная более высокая активированность и подвижность нервных процессов в различных структурах мозга, позволяющая им образовывать в них новые связи и находить новые решения.

Эмоциональную отзывчивость можно назвать преобладающей чертой характера в личности художественных натур. причем, у них высокая эмоциональная отзывчивость как на окружающую действительность так и на образы собственного воображения. Е.П.Крупник в своих исследованиях обнаружил, что учащиеся театральных и художественных школ обладают более высокими показателями нейротизма, что проявлялось в их эмоциональной лабильности, повышенной тревоге в ситуации ожидания, неуравновешенности и общей личностной напряженности. Они же по сравнению с контрольной группой характеризовались богатством воображения, большей мягкостью, терпимостью к окружающим, утонченностью, склонностью к фантазированию и эмпатической чувствительностью. У них нет легкости в отношении к фрустрации, для них характерны самозащитные реакции, и в конфликте им трудно вести себя рационально [см.:9, с.127-128].

Если сравнить личность ученого и личность художника, то несомненно, имеется много общего, но способы познания мира у них принципиально отличаются. Наиболее существенное различие в деятельности ученого и художника заключено в том, что художник находит свою научную истину при помощи интуиции и воображения, создавая художественный образ, а ученый - путем научных экспериментов, логических понятий и умозаключений. То есть, истина ученого исследователя объективна и ее можно подтвердить результатами исследований других ученых, а истина художника всегда субъективна и попытка повторить ее в творчестве других художников оборачивается копированием (эпигонством).

Кроме вдохновения, интуиции, воображения можно выделить и другие составляющие личности человека искусства ( по В.И.Петрушину):

- потребность в образном отражении мира через создание произведений искусства;

- способность к глубокой эмпатии и идентификации с объектом;

- эмоциональность и впечатлительность;

-потребность в бескорыстном самовыражении языком музыки, хореографии, художественных средств;

- интерес к жизни и жажда новых впечатлений;

- внимательность и наблюдательность;

- трудолюбие, требовательность и терпение;

Особо надо выделить общественную миссию художника. Для многих художников-творцов руководящей идеей для творчества была и останется благородная миссия усовершенствования своего общества и всего Человечества в целом. Здесь уместно процитировать слова великого композитора Г. Генделя: "Мне было бы досадно, если б я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучшими"[13,с. 183].

3.2. Философские исследования творчества мыслителя и субъективной деятельности человека


В статье В.М.Розина, посвященной опыту гуманитарного изучения творчества, можно обнаружить универсальную схему исследования творчества мыслителя. Основной вопрос - в какой мере возможно объективное исследование творчества?

1. В качестве эмпирического материала В.Розин предлагает использовать два типа текстов:

- текст, в котором зафиксировано (отразилось ) творчество автора;

-текст, описывающий факты жизни автора (точнее, определенные интерпретации исследователей творчества автора).

В теоретическом и методологическом отношении он опирается на собственные представления о творчестве и способах его исследования. Здесь же решаются две связанные между собою задачи: понять (осмыслить, объяснить) интересующего автора, его творческий и жизненный путь и лучше понять самого себя, разрешить какие-то свои проблемы. "Последнее обстоятельство исключительно важно. Во-первых, оно сразу показывает мою позицию - я стараюсь в исследовании реализовать гуманитарный подход. Во-вторых, оно задает ту рамку (ценностный взгляд), внутри которой я буду объективно вести исследование творчества. Объективно в ... смысле...: рассуждать без противоречий, мыслить понятийно, описывать эмпирический материал (тексты) и т.п." [16, с 132].

2. Для исследования характера и особенностей творчества определяются два обстоятельства: внешние, не зависимые от мыслителя факторы (влияние на него культуры, образования, других мыслителей, ситуации, в которой он находился, доступным материалом и т.п.) и сугубо внутренние факторы (присущие ему ценности, понимание способов решения проблем, особенности реализации его личности и прочее).

3. В установках и методологии мыслителей Розин различает два основных подхода: гуманитарный и естественнонаучный.

а) в гуманитарном подходе творчество автора всегда соотносимо с позицией исследователя; гуманитарное знание, полученное о творчестве, рефлексивно, т е. рано или поздно вступает во взаимодействие (коммуникацию) с самим творчеством; позиция исследователя не является этически нейтральной, а, напротив, этически нагружена;

б) с точки зрения второй позиции, творчество - это одно из явлений интеллектуальной природы, которую исследователь изучает, избегая всякое привнесение в творчество себя; знания, полученные о творчестве будут использованы в практиках инженерного типа ,позволяющих овладевать и управлять объектом (в данном случае - творчеством).

4.Для осмысления и объяснения творчества применяется метод гуманитарной проблематизации текстов:

а) выявление в них противоречий. проблем, странностей;

б) имитация творчества автора, с параллельной рефлексией

5. Представления о творчестве, полученные в ходе исследования В.Розин предлагает рассмотреть с трех сторон:

  1. как схемы, помогающие исследователю организовать собственное сознание;

  2. как особые средства решения своих проблем;

  3. как исходные, пока гипотетические знания о творчестве автора, на основе которых в дальнейшем могут быть получены истинные (в гуманитарном смысле слова) знания о творчестве. для этого необходимо дополнительное осмысление, эмпирическое подтверждение, понятийное обоснование этих знаний.

Универсальность данной схемы очевидна. Единственная сложность, подстерегающая неопытного исследователя - это опора на собственные представления о творчестве и способах его исследования.

Творческая деятельность, как слияние материального и идеального, объективного и субъективного рассматривается в статье К.В.Судакова. Проблема субъективного(идеального) приобрела новое звучание в связи с возросшим интересом к информационной стороне жизнедеятельности. По мнению К.В.Судакова информация, во-первых - тесно связана с материей и энергией; во-вторых - информация - рассматривается как идеальная сторона жизнедеятельности, и в-третьих - информация в своей глубинной природе подобна голограмме и субъективный мир человека связан с его информационной голографической организацией [см.:21, с 116-119].

Как взаимодействие голограмм обучающего и обучаемого может быть представлено обучение. Но особенно интересна мысль автора статьи театральных и концертных представлениях, как о типичном примере взаимодействия голограмм. "Когда артист создает образ, он формирует у себя соответствующую голограмму головного мозга. В процессе театрального представления он на эмоциональной основе передает в центральную нервную систему зрителей сведения, заложенные у него в исходной голограмме. Таким путем формируются соответствующие голограммы у зрителей.

При обучении игре на различных музыкальных инструментах у исполнителей также строятся голограммы различных музыкальных произведений. При этом исполнение осуществляется на эмоциональной голографической основе автоматически, без оценки частных деталей" [21,с.126] .

Информационные процессы, которые порождают субъективное, тесно связаны с деятельностью функциональных систем организма, в которых и происходит оценка или декодирование информации. При этом, декодирование информации осуществляется по голографическому признаку, считает Судаков. Субъективное "Я" человека позволяет ему проникать в информационные сферы мироздания, субъективное может материализоваться, превращаясь в материальные объекты - книги, художественные произведения и т.д. то есть, соотношение материального и идеального в их взаимодействии динамично. И далее: "Идеальное может в определенных условиях материализоваться, так же как материальное - порождать идеальное. Материальное выступает в качестве энергетического носителя субъективного, а субъективное способствует проявлению материальных сущностей"[21,с.126].

Заключение


Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начала нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действий. Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и появлению.

Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их в качестве средства для открытия чего-либо нового, неизвестного до этого.

Только в процессе творчества человек может осуществлять свой личностный рост, становиться на ступень выше, в своем развитии, открывать в себе новые возможности. В этом проявляется трансцендентальная сущность человека, его способность выходить за пределы самого себя в процессе своего творчества.

Список литературы


  1. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. - М.: Гардарики, 2007.

  2. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

  3. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской биографии). - М., 1990.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

  5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986.

  6. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетических реакций. 5-е изд. М., 1997 .

  7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1973.

  8. Кант И. Сочинения в 5 т. Т. 5. М., 1966.

  9. Крупник Е.П. Психология воздействия искусства. - М., 2001.

  10. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. № 6

  11. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема// Художественное восприятие. - Л., 1971.

  12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997

  13. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006.

  14. Платон. Избранные диалоги. Перевод с древнегреческого. - М,: Художественная литература, 1965.

  15. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/ Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др. Под ред. Г.М.Цыпина. - М.: "Академия", 2003.

  16. Розин В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества//Общественные науки и современность. - М., 2000.

  17. Ротенберг В.С. Психологические аспекты изучения творчества//Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М., 1998.

  18. Современный философский словарь. - М.: Академический Проект, 2004.

  19. Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.

  20. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М., 1951.

  21. Судаков К.В. Субъективная сторона жизнедеятельности// Вопросы философии. - М., 2008.

  22. Толстой Л.Н. Что такое искусство?//Толстой Л.Н. О литературе. - М., 1955.

  23. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

  24. Флоренский П. А. Иконостас// Флоренский П. А. Сочинения. В 4-х тт. Т. 2. - М., 1996.

  25. Яковлева Я.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. - М., 1997 № 4



© 2010-2022