Внеурочная деятельность по туризму

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Динской район, ст. Динская Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа №2»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30 августа 2015 года

Председатель педсовета

____________Н.М. Дмитренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности

кружок

Проектная деятельность. «Вместе весело шагать»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10-15 лет

Составители программы: Дёрова Надежда Сергеевна


Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность», П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.В.Сафронов: издательство- М: «Просвещение», 2013г.

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКО-

КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативными документами: пись­мо департамента образования и науки от 27.09.2012 № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования», прило­жение к письму №2 «Методические рекомендации по организации внеуроч­ной деятельности в рамках реализации ФГОСов начального и основного об­щего образования в формате «интенсивов». Письмо департамента образова­ния и науки 14.09.2011 № 47-14163/11-14 «Об особенностях организации вне­урочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реали­зующих федеральный государственный образовательный стандарт начально­го общего образования». Письмо департамента образования и науки 09.11.2011 № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформле­нию программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».

Самодеятельный пешеходный туризм - непростой, трудоемкий, но беско­нечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь та­кой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдержива­ет развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя от­ветственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно свя­зано с реализацией им собственных потребностей:

  • в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих потенциальных возможностей, стимулируе­мого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка),

  • в самореализации (раскрытии своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим),

- в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер - во многом зависит от той среды, которая окружает подростка, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включен. Все вместе это образует некое пространство его личностного само­утверждения. Педагогам важно создать для подростков подобное простран­ство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Взрослым надо поддержать его природное любопытство и желание все испытать само­му, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям, фантазии и

романтизм, стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других.

На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соот­ветствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в ес­тественной, природной, «нецивилизованной», не обустроенной среде - и в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребенку предос­тавляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои при­родные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей сте­пени (по сравнению с семьей или школой) ощущает собственную независи­мость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Здесь, попадая в новую обстановку, он имеет больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. Здесь, при повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у него появляется принципиальная возможность проверить себя, по­казать себя, что-то доказать себе и другим. Здесь, в сложных (физически и морально сложных) жизненных условиях при поддержке педагога он может научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучи­ем ради других.

Туристско-краеведческая деятельность, таким образом, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед ребенком младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связан­ные с воспитанием этих детей. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взя­тым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и па­раллелей. Занятия могут проводиться в виде кружковых или клубных заня­тий.

Её назначение приносить значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формировать у детей социальные навыки по­ведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений, гражданскую позицию в обществе. Программа организует сотрудни­чество с семьей. Система работы предусматривает участие семьи, как в об­щих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей. Структура рабочей программы «Вместе весело шагать» содержит:

  1. Пояснительную записку (перечень нормативных документов, цели, зада­чи, принципы реализации программы, ее назначение, актуальность и пер­спективность, возрастную группу обучающихся, на которых ориентирова­ны занятия, объём часов, отпущенных на занятия).

  2. Тематический план программы.

  3. Содержание программы включает в себя последовательность тем модулей, разделов курса.

  4. Предполагаемые результаты реализации программы (характеристика ос­новных качеств, на которые ориентирована программа по трем уровням:

  • приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего об­щества и к социальной реальности в целом;

  • приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешно­сти учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, вы­ход за пределы ОУ, выход в Интернет и т.п.).

  1. Формы контроля.

  2. Методические рекомендации.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы; библиотеч­ный фонд.

Объём часов: в течение учебного года - 1 час в неделю, за год - 34 часа. Возрастная группа - учащиеся 6-го класса.

Цель программы:

Укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособ­ности, выработка к систематическим занятиям ФУ, приобщение к природе края, приобретение навыков техники преодоление естественных препятст­вий, навыков жизни в полевых условиях, пропаганда здорового образа жиз­ни, антинарко. Задачи программы:

• Сформировать понятие о правилах ведения здорового образа жизни; о
правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о пра­
вилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах
обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми
людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на ме­
стности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в об­
ществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о
рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты
природы; об истории и культуре родного края; о тендерных нормах поведе­
ния мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой
деятельности.

• Сформировать ценностные отношения школьника к своему здоровью и
здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к
родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

• Приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта
управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности

Деятельность кружка «Вместе весело шагать» имеет новый подход к ор­ганизации психолого-педагогических условий внутри школы. Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы, на которых строится данная программа, полностью согласуются

Внеурочная деятельность по туризмус базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гу­манизации, индивидуализации.

Пути и средства деятельности кружка направлены на достижение целей программы:

  1. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познава­тельных процессов.

  2. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

  3. Развить у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физи­ческого и духовного состояния.

Методы:

  • учет возрастных особенностей школьников;

  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

  • создание ситуации успеха

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

  • личный пример учителя;

  • выбор действий в соответствии с возможностями ученика;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

Формы организации внеурочной деятельности включают в себя: классные занятия, занятия на дистанции, школьные и районные соревнова­ния, поисковые и научные исследования, экскурсии, однодневные и много­дневные походы, совместную деятельность обучающихся и родителей. Программа рассчитана на 1 год. 1 часа в неделю, за год - 34 часа.

2. Тематический план программы

№ п/п

Названия разделов

Общее ко­личество часов

Часы ауди­торных за­нятий

Часы внеауди­торных актив­ных занятий

1

Вводные занятия

1

1

2

Краеведение

3

4

1

3

Топография

2

2

2

4

Туристские узлы

12

8

4

5

Спортивное туристическое много­борье

1

1

6

Спортивное ориентирование

9

1

8

7

Туристская газета

1

1

8

Природоохранные акции

2

2

Внеурочная деятельность по туризму9

Поход выходного дня

4


4


Итого

34

18

16

3. Содержание программы

6-й класс (34 часа) Вводные занятия (1 ч)

Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном разви­тии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.

Краеведение (3 ч) Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экс­курсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию?). Экскурсии или походы вы­ходного дня к местам интересных исторических событий.

Топография (2 ч) Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. То­пографический кроссворд. Топографический диктант.

Туристские узлы (12 ч) Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, узлы и их применение, рабо­та с карабинами, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спаль­ников, котлы. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие, стенка, альпенштоковая. Спуск по склону спортивным способом. Наведение пере­правы. Наведение переправы челнок.

Спортивное туристическое многоборье (1 ч) Виды многоборья, правила и место проведения

Спортивное ориентирование (9 ч) Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не за­блудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Леген­да карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимуталь­ный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

Туристская газета (1 ч)

Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, по­священных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знако-

вым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).

Природоохранные акции (2 ч)

Такие акции могут быть самыми разными. Например, «Очистим лес», «Вни­мание, муравейник!», «Поможем птицам зимовать», «Марш парков», «Чис­тый берег» и т.п. Суть их проста - желающие принять участие в такой акции просыпаются и приводят в порядок свою планету. Заметим, не устраивают игры в пресс-конференцию ученых, разглагольствующих о загрязнении ок­ружающей среды, не рисуют правильные плакаты на экологические темы, а чистят, убирают, наводят порядок, строят. Было бы хорошо, если бы эти ак­ции предварялись обсуждением (или анкетным опросом): для чего мы это де­лаем, зачем нам это нужно, как привлечь других школьников, педагогов, ро­дителей, жителей микрорайона. Организующий эту акцию Совет дела может собрать необходимые инструменты, приготовить для всех пришедших ма­лышей нехитрые подарки, провести конкурсы на самый большой пакет соб­ранного мусора или самую оригинальную кормушку, вручить всем памятные самодельные сертификаты «Друг Greenpeace». Для ребят постарше после ра­боты можно организовать пикник с угощениями и подвижными играми.

Походы выходного дня (4 ч) Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес - с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и после­дующий анализ лыжного похода в зимний лес - с целью изучения следов жи­вотных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ по­хода в весенний лес - с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки - с целью отработки навыков преодоления препят­ствий

4. Предполагаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

1 .Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый об­раз жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.

  1. Рост познавательной активности детей и взрослых.

  2. Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

  3. Высокий уровень коммуникативности учащихся.

  4. Результаты побед на районных туристических слетах.

  5. Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родите­лей и руководителя туристического кружка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образователь­ной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный са­мими учащимися поход в летнее время, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положи-

тельных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не ос­тавит равнодушным. Личностные результаты

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопережи­вания;

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмо­циями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достиже­нии поставленных целей;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

Метапредметные результаты

• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий;

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

  • умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;

  • формирование социально адекватных способов поведения;

  • формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

К концу первого года обучения учащиеся должны: ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования, ис­торию родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, ос­новы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм. УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краевед­ческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подби­рать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследователь­ских фестивалях и проектах.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в го­рах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории
и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных спо­собах защиты природы; об истории и культуре родного края; о тендерных
нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллек­тивной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной ре­альности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к своему
здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к
природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим
людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия):
приобретение школьником
опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людь­ми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтер­ской (добровольческой) деятельности.

5. Формы контроля:

  • Тестирование;

  • Зачет;

  • Соревнования, конкурсы и т.д.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только теоретических, но и практических знаний, умений, навыков. Программа предусматривает методы и приемы:

  • беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);

  • наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);

  • практические (вязка узлов, переправа)

  • тренинг-приемы;

  • наблюдение за деятельностью детей;

  • проективные методы.

Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.

6. Методические рекомендации «Реализация воспитательного потен­циала туристско-краеведческой деятельности школьников» С чего начать организацию туристской работы с детьми?

С похода! Именно так! Не с занятий по ориентированию на местности и технике пешеходного туризма, и не с обучения правильно собирать рюкзак и ставить палатку. Все эти туристские навыки будут лучше усвоены в полевых условиях, когда необходимость в них станет ощущаться детьми отчетливо и непосредственно.

Сказанное вовсе не означает, что никакой вводный инструктаж вообще не нужен. Он, конечно, необходим, но должен являться составной частью общей предпоходной подготовки группы. Ведь главная задача на начальном этапе - создать костяк будущего детского туристского объединения. А он формируется отнюдь не на околопоходных занятиях, которые никогда не да­дут детям представления обо всех трудностях и прелестях туристского путе­шествия.

Не переживайте, если желающих участвовать в первом ознакомительном походе окажется немного, а после возвращения из похода первоначальная группа даже немного сократится и часть ребят, поняв, что это занятие не для них, скорее всего, покинет объединение. Зато после похода:

  • во-первых, в Вашей группе не окажется посторонних «попутчиков»;

  • во-вторых, Вы уже наверняка будете знать, на кого из детей можно поло­житься в дальнейшем;

  • в-третьих, по школе начнет быстро распространяться информация о вашем кружке (секции, клубе), привлекая в него новых потенциальных туристов.

Вводный инструктаж

Какую информацию должны получить школьники перед первым своим туристским путешествием? Конечно, в первую очередь, это должна быть ин­формация о технике безопасности, смысл которой заключается в следующем: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания относительно техники безопасности должны исполняться строго и безогово­рочно.

Кроме этого есть необходимость провести и специальный инструктаж, касающийся неписанных туристских правил, традиций, форм поведения. На­пример:

  • Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуще­ством и умение отдать последнюю сухую рубашку нуждающемуся това­рищу.

  • В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «ин­дивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряют­ся неучтенные завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.

  • Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попадающихся по пути населенных пунктах. Во-первых, не у каждого могут оказаться с со­бой карманные деньги, а имущественное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит принципу автономно­сти туристского путешествия. А в-третьих, ничего так не изнеживает ту­риста, как плоды цивилизации.

Рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюк­заков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная их поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.

  • Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещае­мых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и, по возможности, уничтожать чужой мусор - расчищать туристские стоянки, парки, родни­ки, берега рек.

  • Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев - использо­вать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует старать­ся разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревь­ев и кустарников.

  • В походе приветствуется красивая и правильная русская речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон - крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость с их стороны, вести себя вызывающе запрещается.

  • На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперед или отстава­ние от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддер­живать заданный темп движения, должен незамедлительно сообщить об этом дежурному командиру группы или кому-то из взрослых.

Предъявление начинающим туристам этих неписанных правил имеет особое значение в плане воспитания. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Они укоренятся в группе или даже ритуализируются, и «старички» (туристы со стажем, опытные, знающие, одним словом - «бывалые») станут предъявлять эти правила начи­нающим туристам. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с бо­лее взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным об­разом станут воспроизводить их в собственном поведении. Главное условие -взрослый должен сам последовательно воспроизводить эти неписанные пра­вила в собственном поведении и личным примером побуждать к этому детей.

Организация и проведение многодневного спортивного похода в летние каникулы

Наверное, самое удобное для него время - это июнь. С одной стороны -уже достаточно тепло и дети безопасно для своего здоровья могут ночевать в палатках, с другой - еще не жарко и туристы не будут обливаться потом под тяжеленными рюкзаками. Кроме того, эти каникулярные дни и школьники не пропустят из-за похода учебные занятия.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудо­вание и материалы:

1 .Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, то­пор, веревки для вязки узлов.) 2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Карты, топографические планы местности, условные топографические зна­ки 4.Таблицы ориентированиянаместности

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной лите­ратурой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка па­латки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготов­ка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конфе­ренций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при не­сложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстре­мальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значе­ние правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу (сила, выносли­вость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.

Наименование туристического индивидуального снаряжения

Количество

Рюкзак Конжак 80 л.

16

Ковер туристический

16

Спальный мешок «Пижма» СОПЗ

16

Сиденье для туриста

16

Тенты 3*5

4

Веревка статика 10 мм

300

Веревка статика 0,8 мм

200

Каска Альпинистская Вента

6

Страховочная система поясная Стандарт и грудная Бабочка

12

Палатка 3+RL

5

Палатка 2+RL

1

Котел Боб 10л. Нерж.

3

Тросик костровой Вертикаль

2

Карабин «Классический автомат байонет»

45

Спусковое устройство 8 классическая Вента

8

Зажим Жумар правый Вента

8

Зажим Жумар левый Вента

2

Компас КЖ С-1

3

Веревка 0,6 мм

45

действия - как более опытного в группе туриста - будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то еще) со стороны школьников будет проявляться более пристальное внимание - даже не сомневайтесь.

Восьмое. Во время туристского путешествия было бы неплохо организовывать работу, не относящуюся напрямую к целям спортивного похода, но имеющую воспитательную ценность. Постарайтесь завести в группе (а для этого начинайте работу сами и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции:

  • ухаживать за братскими могилами, которые встречаются вам в пути;

  • оказывать посильную помощь (если на то дадут вам согласие) в восстановлении или ремонте храмов или монастырей, мимо которых пролегает ваш маршрут;

  • расчищать от мусора и благоустраивать места туристических стоянок, родники, колодцы и другие природные объекты;

  • узнавать, не нужна ли ваша помощь (и при необходимости оказывать ее) ветеранам Великой Отечественной войны и старожилам, с которыми вы встречаетесь, музею, который вы посещаете, школе, в которой вам разрешили переночевать и т.п. Пусть забота о других станет привычным делом юных туристов.

Согласовано Согласовано

Протокол МО учителей Заместитель директора по ВР

Химии, биологии, географии Л.И. Нереуцкая

№ от 2015 года

Руководитель МО от 2015 года

__________________Л.В.Савинкина

Согласовано

___________ Л.И. Нереуцкая.

«29» августа 2015 г

Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Вместе весело шагать»

6 класс

Учитель: Дёрова Надежда Сергеевна Количество часов: всего 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе рабочей программы разработанной учителем Дёровой Надежды Сергеевны. Утверждено: решением педсовета, протокол №1 от 29.08.2015г.

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Количество

часов

дата

По плану

По плану


Вводные занятия

6



1

ТБ на занятиях.


2,09



Краеведение




2

Кубань - край туризма. Краевые турбазы.


9,09


3

Всероссийские маршруты.


16,09


4

Местные маршруты. Ландшафт, фауна, флора. Скалодромы.


23,09



Топография




5

Клан местности


30,09


6

Топографическая карта. Масштаб.


7,10



Туристские узлы

12



7

ТБ на занятиях. Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, работа с карабинами, ледорубом, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спальников, котлы, примуса и т. д.


14,10


8

ОФП. Вязка узлов, узлы и их применение. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие.


21,10


9

ОФП. Вязка узлов. Броды, перильные, стенка, альпенштоковая.


28,10


10

ОФП. Вязка узлов. Брод по перилам, наведение, снятие. Применение узлов.


11,11


11

ОФП. Параллельные перила, наведение, страховка (челнок), снятие.


18,11


12

ОФП. Переправа по бревну. Наведение, установка перил, снятие, страховка.


25,11


13

ОФП. Траверсирование по перилам. Подъем, спуск, страховки, наведение, снятие, узлы.


5212


14

ОФП. Траверсирование склона по перилам. Траверсирование склона с альпенштокам, подъем, самостраховка.


9,12


15

ОФП. Спуск по склону спортивным способом, страховка, узлы.


16,12


16

ОФП. Наведение переправы. Наведение страховки, снятие веревок. Узлы. Подгонка систем.


13,12


17

ОФП. Наведение переправы. Страховка. Узлы. Наведение переправы челнок.


20,01


18

ОФП. Наведение переправы на время. Вязание узлов.


27,01



Спортивное туристическое многоборье




19

Виды многоборья, правила и место проведения


3,02



Спортивное ориентирование

9



20

Общая характеристика видов ориентирования. Компас. Виды компасов. Карты. Виды карт. Работа с компасом, привязка к местности.


10,02


21

КП. Определение азимутов. Привязка карты к местности. Ориентирование на предметы, обратный азимут.


17,02


22

Ориентирование в заданном направлении, по выбору. Привязка карт. Топографические обозначения.


24,02


23

Ориентирование в заданном направлении. Расстановка КП


2,03


24

ОФП. Ориентирование в заданном направлении по кроку.


9,03


25

Расстановка КП. Ориентирование по выбору.


16,03


26

Ориентировочные карты, топографические карты, кроки. Ориентирование по заданным азимутам.


30,03


27

Расстановка КП. Ориентирование по «белой карте».


6,04


28

Расчет беговых шагов в переводе в метры (сов. табл.). Ориентирование по счету.


13,04



Туристская газета




29

Выпуск туристической газеты


20,04



Природоохранные акции

2



30-31

Очистка берега реки в районе Комсомольского парка.

2

27,04


32-34

Поход выходного дня

4

11,05



Итого

34



Согласовано

___________ Л.И. Нереуцкая.

«29» августа 2015 г

Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Вместе весело шагать»

7 класс

Учитель: Дёрова Надежда Сергеевна Количество часов: всего 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе рабочей программы разработанной учителем Дёровой Надежды Сергеевны. Утверждено: решением педсовета, протокол №1 от 29.08.2015г.

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Количество

часов

дата

По плану

По плану


Вводные занятия

6



1

ТБ на занятиях.


2,09



Краеведение




2

Кубань - край туризма. Краевые турбазы.


9,09


3

Всероссийские маршруты.


16,09


4

Местные маршруты. Ландшафт, фауна, флора. Скалодромы.


23,09



Топография




5

Клан местности


30,09


6

Топографическая карта. Масштаб.


7,10



Туристские узлы

12



7

ТБ на занятиях. Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, работа с карабинами, ледорубом, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спальников, котлы, примуса и т. д.


14,10


8

ОФП. Вязка узлов, узлы и их применение. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие.


21,10


9

ОФП. Вязка узлов. Броды, перильные, стенка, альпенштоковая.


28,10


10

ОФП. Вязка узлов. Брод по перилам, наведение, снятие. Применение узлов.


11,11


11

ОФП. Параллельные перила, наведение, страховка (челнок), снятие.


18,11


12

ОФП. Переправа по бревну. Наведение, установка перил, снятие, страховка.


25,11


13

ОФП. Траверсирование по перилам. Подъем, спуск, страховки, наведение, снятие, узлы.


5212


14

ОФП. Траверсирование склона по перилам. Траверсирование склона с альпенштокам, подъем, самостраховка.


9,12


15

ОФП. Спуск по склону спортивным способом, страховка, узлы.


16,12


16

ОФП. Наведение переправы. Наведение страховки, снятие веревок. Узлы. Подгонка систем.


13,12


17

ОФП. Наведение переправы. Страховка. Узлы. Наведение переправы челнок.


20,01


18

ОФП. Наведение переправы на время. Вязание узлов.


27,01



Спортивное туристическое многоборье




19

Виды многоборья, правила и место проведения


3,02



Спортивное ориентирование

9



20

Общая характеристика видов ориентирования. Компас. Виды компасов. Карты. Виды карт. Работа с компасом, привязка к местности.


10,02


21

КП. Определение азимутов. Привязка карты к местности. Ориентирование на предметы, обратный азимут.


17,02


22

Ориентирование в заданном направлении, по выбору. Привязка карт. Топографические обозначения.


24,02


23

Ориентирование в заданном направлении. Расстановка КП


2,03


24

ОФП. Ориентирование в заданном направлении по кроку.


9,03


25

Расстановка КП. Ориентирование по выбору.


16,03


26

Ориентировочные карты, топографические карты, кроки. Ориентирование по заданным азимутам.


30,03


27

Расстановка КП. Ориентирование по «белой карте».


6,04


28

Расчет беговых шагов в переводе в метры (сов. табл.). Ориентирование по счету.


13,04



Туристская газета




29

Выпуск туристической газеты


20,04



Природоохранные акции

2



30-31

Очистка берега реки в районе Комсомольского парка.

2

27,04


32-34

Поход выходного дня

4

11,05



Итого

34



Согласовано

___________ Л.И. Нереуцкая.

«29» августа 2015 г

Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Вместе весело шагать»

8 класс

Учитель: Дёрова Надежда Сергеевна Количество часов: всего 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе рабочей программы разработанной учителем Дёровой Надежды Сергеевны. Утверждено: решением педсовета, протокол №1 от 29.08.2015г.

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Количество

часов

дата

По плану

По плану


Вводные занятия

6



1

ТБ на занятиях.


4,09



Краеведение




2

Кубань - край туризма. Краевые турбазы.


11,09


3

Всероссийские маршруты.


18,09


4

Местные маршруты. Ландшафт, фауна, флора. Скалодромы.


25,09



Топография




5

Клан местности


2,10


6

Топографическая карта. Масштаб.


9,10



Туристские узлы

12



7

ТБ на занятиях. Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, работа с карабинами, ледорубом, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спальников, котлы, примуса и т. д.


16,10


8

ОФП. Вязка узлов, узлы и их применение. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие.


23,10


9

ОФП. Вязка узлов. Броды, перильные, стенка, альпенштоковая.


30,10


10

ОФП. Вязка узлов. Брод по перилам, наведение, снятие. Применение узлов.


13,11


11

ОФП. Параллельные перила, наведение, страховка (челнок), снятие.


20,11


12

ОФП. Переправа по бревну. Наведение, установка перил, снятие, страховка.


27,11


13

ОФП. Траверсирование по перилам. Подъем, спуск, страховки, наведение, снятие, узлы.


4.12


14

ОФП. Траверсирование склона по перилам. Траверсирование склона с альпенштокам, подъем, самостраховка.


11,12


15

ОФП. Спуск по склону спортивным способом, страховка, узлы.


18,12


16

ОФП. Наведение переправы. Наведение страховки, снятие веревок. Узлы. Подгонка систем.


15,01


17

ОФП. Наведение переправы. Страховка. Узлы. Наведение переправы челнок.


22,01


18

ОФП. Наведение переправы на время. Вязание узлов.


29,01



Спортивное туристическое многоборье




19

Виды многоборья, правила и место проведения


5.02



Спортивное ориентирование

9



20

Общая характеристика видов ориентирования. Компас. Виды компасов. Карты. Виды карт. Работа с компасом, привязка к местности.


12,02


21

КП. Определение азимутов. Привязка карты к местности. Ориентирование на предметы, обратный азимут.


19,02


22

Ориентирование в заданном направлении, по выбору. Привязка карт. Топографические обозначения.


26,02


23

Ориентирование в заданном направлении. Расстановка КП


24.03


24

ОФП. Ориентирование в заданном направлении по кроку.


11.03


25

Расстановка КП. Ориентирование по выбору.


18.03


26

Ориентировочные карты, топографические карты, кроки. Ориентирование по заданным азимутам.


1,04


27

Расстановка КП. Ориентирование по «белой карте».


8,04


28

Расчет беговых шагов в переводе в метры (сов. табл.). Ориентирование по счету.


15,04



Туристская газета




29

Выпуск туристической газеты


6,05



Природоохранные акции

2



30-31

Очистка берега реки в районе Комсомольского парка.

2

13,05


32-34

Поход выходного дня

4

20,05



Итого

34




© 2010-2022