• Преподавателю
  • Другое
  • Изучение пряничных традиций на Руси - как основа для развития художественного вкуса у обучающихся

Изучение пряничных традиций на Руси - как основа для развития художественного вкуса у обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение пряничных традиций на Руси - как основа для развития художественного вкуса у обучающихся

Поварское дело нельзя назвать ремеслом - это непременно искусство. И как любое искусство оно требует развития творчества, эстетического и художественного вкуса у повара. Невозможно развивать эти качества без изучения истории и традиций своего народа. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти славные времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил русский народ, а где праздник, там и подарки и угощенья. Одним из самых популярных сладостей был пряник. И не просто пряник, а целое произведение - красивый, нарядный и очень вкусный. Я хочу рассказать о пряничных традициях, которые зародились в далекой древности, но пряничное мастерство развивается и сейчас. Используя старинные рецепты и секреты, добавляя к ним новые технологии, можно приготовить целые пряничные шедевры.

История русского пряника действительно начинается в языческие времена раннего средневековья, когда восточные славяне, освоив земледелие, стали заменять в языческих жертвоприношениях мясо животных и птиц изделиями из зерна. Изображения домашнего скота для ритуального пиршества выпекали из теста. Эти обычаи просуществовали около 5 веков, и только к началу XVI века "красно украшенное" печенье потеряло культовое значение, но осталось символом праздничности.

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом». Они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и конечно, от пряностей, называвшихся в старину «сухими духами». Среди которых наиболее популярными были корица, лимон, мята, имбирь, мускат, гвоздика. Замешивать пряничное тесто следовало обязательно вручную, передавая тем самым теплоту рук и вкладывая душу.

В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Это лепной пряник (их лепят из теста, так же как игрушки из глины), печатный пряник (их делают с помощью пряничной доски, или "пряницы", в виде рельефного оттиска на тесте) и силуэтный (вырубной или вырезной) пряник (для их изготовления используется или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезается силуэт будущего пряника).

В XVII - XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Пряник - древнее лакомство, и с ним на Руси связано много старинных обычаев и традиций. С пряником приходили в жизнь, с ним проходила жизнь и в последний путь провожали тоже пряником.

В северных деревнях на Рождество было принято выпекать лепные фигурки животных (коровушек, барашков, лошадей), но чаще всего козочек. Отсюда пошло и название - "козюли". Считалось, что на своих рогах они несут Солнце, дающее жизнь и тепло. Так же коза являлась символом плодородия. Об этом напоминает старинная поговорка: "Где коза бродит, там жить, да родить". Это выпечка обрядовая. Ее помещали за Божницу при болезни скота, в пойло отламывали кусочки пряника и считалось, что скотина поправиться.

Разнообразие рецептов и форм порождало разнообразие росписей и ритуалов. Отдельное слово о разноцветной глазури: ярко-малиновая, белоснежная, покрытая сусальным золотом. Она объединила народное творчество и ремесло, когда пряник стал произведением декоративно-прикладного искусства.

В прежние времена козули были предметом угощения: девушки лучшие пряники готовили для своих парней, состязались друг с другом в мастерстве украшения. У каждой были свои хитрости в приготовлении сахарной глазури, свои способы украшения. Ценились пряники, у которых глазурь не осыпалась и сохранялась в целости 1-2 года. Подарочные большие пряники было принято ставить в доме на видное место и хранить до следующего года. Такому прянику приписывалась магическая сила.

Пекли пряники обычно к празднику Рождества Христова, на Пасху, без них не обходились ни свадьба, ни именины. В наши дни изготовление козуль по-прежнему связано с новогодними праздниками. Козули дарят «по родне» или друзьям с пожеланиями счастья, здоровья и успехов в новом году.

День Ангела. Ко Дню Ангела делали специальные пряники с начальными буквами Ангелов-Хранителей. Никто никогда в первый день пряник не ел. Его обязательно прятали за икону. Считалось, что ночью прилетит ангел-хранитель, первым отведает пряник, подобреет, и весь год будет помогать своему подопечному.

Пряники для детей. Для малышей пекли и так называемые пряники-«пальчики»: маленькие узкие прямоугольники, на которых рельефно пропечатывались имена - Ваня, Маша, Катя, Петя и пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных В свое время детей приобщали к грамоте при помощи пряников: специальная пряничная азбука появилась в России в XVIII веке. Излюбленным лакомством для ребятишек были коврижки-буквы. Откусит ребенок букву и - запомнит ее. Кто не захочет учиться по такой вкусной «печеной» азбуке!

Пряники для невест. Также пряники присылали невесте. Примет избранница подарок - можно засылать сватов, нет - стало быть, нелюб, значит, указала от ворот поворот. Пряник был аналогом того самого башмачка, который девушки под Рождество кидали - по тому, как ляжет пряник, девушки определяли, надолго ли еще затянется их незамужняя жизнь. Для подарков девицам парни приготавливали пряники с цветами и надписями: «знак любви», «знак верности», «знак уважения», «знак дружбы», «знак памяти». На пасху также был красивый обычай. На площади у церкви или на поляне собиралась молодежь. Парни становились напротив девушек и парень кидал пряник нравившейся ему девушке. Если парень нравился, то она этот пряник ловила. Были и такие случаи, что парень нравился, а девушка не сноровиста была, поймать не могла и тогда нужно было ждать аж следующего года, чтобы показать свое расположение. С земли упавший пряник поднимать девушке считалось недостойно.

Свадебный пряник. В день свадебного торжества пряник преподносили невесте, чтобы ее жизнь была красивой и сладкой. Пряники заменяли хлеб-соль при встрече молодых. Перед ними клали на стол самый большой и с лучшим рисунком пряник, обильно усыпанный ягодами. Заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям раздавали по кусочку большого пряника, так называемого «разгонного», в центре которого, например, изображалась рыба с золотыми перьями. Получив кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него там клали подарки и деньги. Отсюда пошло выражение «класть на пряник» т. е. делать подарки. Во многих губерниях пряник находился во время брачного пира за пазухой у молодых, выполняя роль оберега или магического предмета. Чтобы главенствовать в семейной жизни, невеста, сидя за свадебным столом, прятала пряник под одежды, а утром давала его съесть молодому мужу.

Пряники-игрушки. Иногда пряники имели совсем неожиданное применение, к примеру, были предметом игры. В Тульской губернии во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди игравших такие ловкачи, что за время ярмарки выигрывали по 15-20 пудов пряников( в пуде 16 кг).

Пряники-газеты. Служили пряники и «съедобной газетой», рекламой. Они информировали народ о новостях, о развитии техники, искусства, о политике. Стоило в 1815 году в России появиться первому пароходу «Русалка» на Волге, и он сразу же попал на румяный пряник. Удостаивались чести быть запечатленными на вкусном лакомстве и артисты цирка, балерины, певцы, выступавшие в том или ином городе. Пряники знакомили покупателя с моделями одежды, особенно дамской, изображали кареты, златоверхие терема, сцены из быта горожан и селян, предметы домашнего обихода, героев народных сказок и легенд.

Пряник символ. С древних пор на Руси пряник считался символом благополучия, достатка и семейного счастья. Пряники было принято дарить в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили «прощаться» (просить друг у друга прощения за все причиненные обиды). Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов). Некоторые обидчики вынуждены были везти свои подношения даже на двух подводах, лишь бы прощение вымолить. Существовала особая символика пряника: Олень - символ мужской мощи, достоинства; сердце - символ симпатии, расположения, привязанности, любви; точка на крашеном прянике означало начало начал, семена будущей жизни; круг - это солнце, символ жизни; елочка - символ здоровья; барашек - символ благополучия; птица - брачный союз.

Немногие пряничные традиции сохранились до наших дней. Но и сегодня в канун любого праздника можно приготовить расписные пряники всевозможной тематики. Расписывать их наливной или контурной глазурью - айсингом, добавляя разноцветные пищевые красители. Используя мастерство древних мастериц, народную символику, подключая современные отделочные средства, можно создать неповторимую пряничную сказку.



© 2010-2022