Доклад на тему Размышление о диалогическом обучении

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Майсабекова А.Е

Обучение через диалог и его реализация

на уроках химии .

Каждый учитель в той или иной мере задумывался, в чем заключается важнейшая задача школы. Ответ на этот вопрос приходит с опытом, а опыт с годами практики. Проработав 10 лет в школе, я убедилась, что одной из важнейших задач нашей школы является предоставление каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. По сути, в различные инновационные технологии обучения уже заложены эти идеи. Главное затруднение, с которым сталкиваются педагоги и с чем столкнулась я, - как всё это реализовать на практике.

Теория проблемного, диалогического обучения не нова так как разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория диалогического обучения достаточно глубоко разработана и эффективно применяется в педагогической практике. Чем вызвано ее возникновение?

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.

Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника достигается восновном на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без диалогического обучения.

До того как пришло понимание этого факта все методы обучения рассматривались только с точки зрения деятельности учителя. То есть как учитель строит урок, как объясняет учебный материал, какие приемы применяет для обеспечения глубоких и прочных знаний. При этом деятельность учащихся оставалась в стороне. То есть вопрос о том, что делает учащийся, какова его роль в учебном процессе не считался главным.

Постепенно стало понятно, что обучение - это «не игра в одни ворота», что это двусторонний процесс. Что при организации обучения важно и то что делает учитель, и то что делает ученик.

Придя к такому пониманию, педагоги-ученые разработали несколько концепций деятельности ученика. Одной из этих концепций является и теория диалогического проблемного обучения. Суть этой концепции в то, что она раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся. И самое главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами.

Можно сделать вывод, что возникновение теории диалогического обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

По мимо этого мощным двигателем теории диалогического обучения стало развитие науки и техники. Стали меняться технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. Все это и еще социальный прогресс требуют, чтобы школа формировала творческую личность, способную к созиданию в постоянно меняющемся жизненном пространстве.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определенной мере и развивает диалогическое проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Чем же отличается диалогическое обучение от "не диалогического", традиционного?
При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Диалогическое обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приности большую пользу, так как:

  1. Позволяет ученикам выражать свое понимание темы,

  2. Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи,

  3. Содействует аргументированию учениками своих идей,

  4. Помогает ученикам понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются, если имеют возможность диалога с другими, более знающими. При этом каждый ученик также может выступать в роли знающего больше.

Обучение - исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Сформировать компетентность и мобильность можно с помощью обучение через диалог

Обучение через диалог рассматривается как новый подход, поскольку находится в тесной связи с социальными изменениями. Обучение и воспитание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учителем и учеником, между учениками помогает построить и развить собственное мышление.











Талгарский районный отдел образования

ГКУ «Общеобразовательная средняя школа №17

с дошкольным миницентром»











Обучение через диалог и его реализация

на уроках химии .













Майсабекова А.Е

© 2010-2022