МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Колледж декоративно-прикладного искусства

имени Карла Фаберже





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Доп.03. Орнамент

Тема: «Виды и выразительные средства орнаментов»

Специальность 072709 Художественное оформление текстильной и легкой промышленности












Москва 2015

Методические указания предназначены для обучающихся по специальности Специальность 072709 Художественное оформление текстильной и легкой промышленности ГБПОУ Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

Составитель:

Антонова Л.В. - преподаватель ГБПОУ КДПИ имени К.Фаберже





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1. Тема: Виды и выразительные средства орнаментов ..................................................................................................9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ: .................................................12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ........................................................................13

ПРИЛОЖЕНИЯ .........................................................................................

Приложение 1 Пример растительного орнамента ..................................14 Приложение 2 Пример геометрического орнамента...............................17

Приложение 3 Пример шрифтового орнамента ......................................22




ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по выполнению практических заданий разработаны в соответствие с Письмом Минобразования России от 05.04.99. № 16-52ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования положения»; Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже.

Методические указания по выполнению практических заданий разработаны в соответствии с рабочей программой по ДОП.03 Орнамент по теме: «Возникновение и развитие орнамента», соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню освоения профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности 072709 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности. Целью данных методических указаний является формирование у студентов следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Использовать отечественный и зарубежный опыт в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности.

ПК 2.2. Разрабатывать эскизы оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров.

ПК 2.3. Разрабатывать кроки новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями в оформлении тканей, новые приемы колорирования, новые гаммы цветов, создаваемых красителями различных марок.

ПК 2.5. Применять средства компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий

ПК. 3.1. Выбирать колористическое решение при разработке художественных проектов

ПК 4.2. Выполнять эскизы, кроки, проекты оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

ПК 4.4. Осуществлять авторский контроль выполнения реализации проекта.

уметь:

  • определять и применять виды орнаментальных мотивов;

  • перечислять отличительные черты, характерные особенности, виды орнаментов;

  • определять и составлять схемы построения простых и сложных орнаментов;

  • определять орнаментальные ремесла;

  • выполнять зарисовки геометрических основ, характерных элементов;

  • работать с репродукциями декоративно- прикладного искусства;

  • разрабатывать эскиз орнамента текстильного изделия;

  • применять основные принципы стилизации при разработке орнамента для создания эскизов применения

знать:

  • основные теории возникновения орнамента, орнаментальные ремесла;

  • виды орнаментов и орнаментальных мотивов, выразительные средства орнамента, характерные особенности орнамента и стадии его развития;

  • художественные и стилистические особенности, мотивы, сюжеты, цвета различных стилей и эпох;

  • правила построения схемы орнаментов;

  • проявление национальных мотивов в орнаменте, особенности определённых стилей, влияние культур на орнаментику.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование творческого подхода к созданию текстильных композиции с дальнейшим использованием их при выполнении различных проектов.

Для базового уровня среднего профессионального образования количество практических занятий планируется из объема и тематики, которые определяется рабочей программой профессионального модуля и учебным планом, охватывают весь круг профессиональных умений, на подготовку которых ориентирована тема раздела междисциплинарного курса. В методических указаниях приведен список практических занятий, краткие теоретические сведения, порядок выполнения заданий, отчет о выполнении и список контрольных вопросов.

В процессе практических занятий как видов учебной деятельности занятий студенты выполняют одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым теоретическим материалом. Выполнению практических заданий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах. Продолжительность занятия не менее 2-х академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированных знаний, умений и практического опыта. Перед выполнением практических заданий педагога проводит инструкцию по охране труда.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и практики по профилю специальности и квалификационного экзамена. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Итоговым практическим заданием является выполнение творческой работы, где студенты должны продемонстрировать авторское решение орнаментальной композиции подчиненного определенным законам построения орнамента.





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Тема: Виды и выразительные средства орнаментов

Цели: знакомство с основными видами орнамента с последующим формированием и закреплением знаний при выполнении практического задания с использованием выразительных средств орнамента.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, карандаши, линеры, рапидографы, тушь, перо

Краткие теоретические сведения

Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Виды орнаментов:

- геометрический орнамент - декор, состоящий из простых геометрических фигур.

- растительный орнамент - особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно растительного мотива (пучка листьев, виноградной грозди, цветка и т.д.).

- зооморфный орнамент - декор, построенный на повторении изображений животных (реальных и фантастических), чаще всего стилизованных. Иногда такое оформление называют «звериным».

- антропоморфный орнамент - декор, в котором используются повторяющиеся изображения женских и мужских стилизованных фигур либо лиц.

- предметный орнамент - особая разновидность декора, в котором используются изображения театральных и музыкальных атрибутов, а также предметов быта и военной геральдики.

- каллиграфический орнамент - (греч. καλλιγραφία - «красивый почерк») состоит из частей текста или отдельных букв.

Выразительные средства орнаментов:

- точка

- пятно

- линия

- цвет

Ход выполнения:

  1. Заполнение изображения растительным орнаментом (Приложение №1)

Упражнение выполняется на плотной бумаге формата А5 с использованием различных графических средств - тушь, перо, рапидографы, гелиевые ручки. Из бумаги необходимо вырезать простейшую форму птицы (приложение). На основе существующих растительных орнаментов необходимо разработав свой растительный орнамент и заполнить эту форму.

  1. Заполнение изображения геометрическим орнаментом (Приложение №2)

Упражнение выполняется на плотной бумаге с использованием различных графических средств - тушь, перо, рапидографы, гелиевые ручки. Из бумаги необходимо вырезать форму листа (приложение). На основе существующих геометрических орнаментов необходимо разработав свой геометрический орнамент заполнить эту форму.


  1. Заполнение изображения шрифтовым орнаментом (Приложение №3)

Упражнение выполняется на плотной бумаге с использованием различных графических средств - тушь, перо, рапидографы, гелевые ручки. Из бумаги необходимо вырезать форму яблока (приложение). На основе существующих шрифтовых орнаментов необходимо разработав свой шрифтовой орнамент и заполнить эту форму.

Отчет о выполнении практического задания:

Предоставляются выполненные творческие задания (эскизы):

1 Выполненные изображения, заполненные растительным орнаментом - от 4 изображений

2 Выполненные изображения, заполненные геометрическим орнаментом - от 4 изображений

3 Выполненные изображения, заполненные шрифтовым орнаментом - от 4 изображений

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите графические приемы, которые используются при выполнении орнаментальной композиции.

2. Назовите виды орнаментов.

3. Перечислите графические материалы, используемые при разработке орнаментальных мотивов.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

- Композиционное решение - композиционная целостность.

- Графическая грамотность - демонстрация владения основными графическими приемами и материалами.

- Технологичность выполнения задания - чистота, аккуратность исполнения;

- Цельность работы.

- Оригинальность найденного решения.

- Оформление работы.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных орнаментов. М.: Владос, 2004

2. Буткевич Л.М. История орнамента. М.: Владос, 2008.

3. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М.: Владос, 2010.

5. Степанова А.П. Теория орнамента. Ростов-н/Дону: Феникс, 2011.




Приложение №1

Примеры растительного орнамента

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Приложение №2

Примеры геометрического орнамента

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Приложение №3

Примеры шрифтового орнамента

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

32


© 2010-2022