- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока на тему Пять основных причин и видов безработицы
Разработка урока на тему Пять основных причин и видов безработицы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Василенко Л.В. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пять основных причин и видов безработицы.
Урок из темы «Макроэкономика : показатели, экономический рост нестабильность»
Автор: Василенко Лариса Владимировна, преподаватель
ГБОУ НПО РО Профессиональное училище № 61 имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.
г.Новошахтинск,
Ростовская область,
Ул.Привокзальная, 132
2014 год
Урок является частью темы «Макроэкономика : показатели, экономический рост нестабильность» и предназначен для обучающихся по профессии «Продавец, контролер - кассир», «Повар-кондитер», «Секретарь-референт».
Главной задачей данной темы является ознакомление обучающихся с основами макроэкономики и в частности пяти ее составляющими.
Данная разработка может быть использована на разных этапах обучения, как познавательный материал, а так же как закрепляющий знания.
Обучающие начинают изучение предмета «Экономика» на первом курсе одновременно с прохождением производственной практики на предприятиях города и это позволяет расширить возможности применения полученных теоретических знаний на практике.
Применение мультимедийного урока расширяет познавательный интерес у обучащихся. Они с интересом ждут следующий урок, чтобы потом на практике сопоставить теорию с действительностью.
Тема урока :Безработица: пять основных причины, пять основных видов и последствия
Цели урока:
Образовательные - познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями., стимулировав интерес обучающихся к решению проблем возникающих вследствие безработицы;
Воспитательные - формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к проблемам безработицы, повышение грамотности речи, отстаивание собственной точки зрения;
Развивающие - развитие критического мышления учащихся через призму обобщения представляемой информации; развитие воображения; мобильности внимания.
Тип урока: урок по передаче и усвоению нового материала
Метод обучения: : беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, папки с материалами
Ход урока
1.Организационный момент
2.Целеполагание. Сообщение темы и цели урока
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление пройденного материала
5.Контроль и оценка знаний учащихся
6.Домашнее задание.
3.Изучение нового материала.
Следующим признаком макроэкономической нестабильности является существование и периодический рост в обществе безработицы, т.е. такого положения, когда часть трудоспособного населения не находит работы. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
В России существуют определенные критерии, по которым человека официально относят к категории безработных: он должен проживать на территории РФ более 6 мес., не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе. Безработный имеет право на пособие и бесплатное обучение профессии. Статус безработного может получить и выпускник вуза.
Безработица - это незанятость в сфере народного хозяйства трудоспособного населения, желающего иметь работу. Трудоспособными считают тех, кто по возрасту и состоянию здоровья способен работать в народном хозяйстве (мужчины в возрасте 14-59 лет и женщины в возрасте 14-54 года).
Безработица является результатом несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Потерять работу и не найти возможности для применения своего труда - это бедствие не только для наемного работника, но и для общества в целом.
Безработица стала непременным спутником рыночной экономики. Уровень ее непостоянен и меняется по ряду причин, но никогда не снижается до нуля.
Причинами безработицы являются:
-
структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы;
-
экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребности в рабочей силе;
-
политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу;
-
сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
-
изменения в демографической структуре населения, т.е. с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы.
По форме проявления безработица может быть:
-
фрикционной, т.е. связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. В подобной ситуации всегда находится определенная часть людей, поэтому этот тип безработицы существует постоянно;
-
структурной, связанной с переменами в технологии, появлением новых и отмиранием старых профессий и целых отраслей, перестройкой экономики регионов, что вызывает увольнение части рабочей силы. Должно пройти время, прежде чем «структурные» безработные переквалифицируются и найдут себе новые места работы. Структурная безработица также неизбежна и существует в обществе всегда;
-
циклической, порождаемой циклическим развитием рыночной экономики, т.е. чередованием периодов подъема и спада производства. Это самый «неприятный» тип безработицы - часто массовый и болезненный;
-
сезонной, которая вызывается колебаниями спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях (сельское хозяйство, строительство);
-
скрытой, когда рабочая сила используется не полностью, люди формально работают, но фактически занимают лишние рабочие места, находятся в неоплачиваемых отпусках, увольняются.
Безработица в России имеет определенное своеобразие. При падении производства на 50% многие официально не работающие безработными не являются и не обращаются за помощью в службу занятости. Отчасти это объясняется тем, что для определенной категории населения распродажа ресурсов превратилась в источник дохода.
Немало людей, не имеющих официальной работы и официального источника дохода, занято в теневом бизнесе. Закон о занятости населения в РФ дает право гражданам на выезд на работу за границу.
Фрикционная и структурная безработица являются неизбежными и составляют естественный уровень безработицы, который обусловлен «переливанием» рабочей силы в поисках наиболее подходящих мест, необходимостью освоения новых специальностей. Естественная безработица свидетельствует о наличии прогрессивных процессов в обществе.
Вызывающей тревогу является только циклическая безработица. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы и предполагает отсутствие только циклической безработицы. Но при полной занятости существует фрикционная и структурная безработица.
Полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы (процент безработных в общей численности трудоспособного населения).
Уровень безработицы, %, определяется по формуле:
Уб = (Б/PC) - 100,
-
где Б - численность безработных, чел.; PC - общая численность работоспособных, чел.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. В России действует закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 № 154. Он определил сущность государственной политики занятости, которая состоит в содействии обеспечения «прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость». Государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими и законодательными методами:
-
экономическими - когда государство способствует сохранению, развитию, созданию рабочих мест с помощью финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики;
-
законодательными - путем разработки и принятия различных законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство. Основную часть работы по регулированию рынка труда ведут специалисты государственных органов по труду и занятости.
Существуют следующие организационные методы государственного регулирования рынка труда:
-
социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения);
-
профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве);
-
перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).
Классическая безработица возникает из-за недостатка капитала в стране (безработица в таких случаях часто не регистрируется). В развитых странах безработицу называют современной. Она может быть фрикционной (характеризуется наличием перерывов в трудовой деятельности при смене места работы), а также функциональной (возникает в силу действия каких-то конкретных факторов общества). Например, социальные потрясения вызывают появление беженцев, которым трудно найти работу.
4.Закрепление пройденного материала.
Для закрепления пройденного материала будем использовать папки на столах.
1.ТЕСТЫ (выберите единственно правильный ответ )
-
Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:
а) фрикционную безработицу; в) циклическую безработицу;
б) структурную безработицу; г) естественную безработицу.
-
К категории безработных будет относиться:
а) металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать;
б) уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски;
в) текстильщица ивановского комбината, переведенная в режим неполной рабочей недели;
г) программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там зарплата.
-
Естественный уровень безработицы:
а) равен нулю;
б)является переменной величиной в долгосрочном аспекте;
в) всегда остается величиной постоянной;
г) зависит от величины циклической безработицы.
-
Уровень безработицы при полной занятости:
а) учитывает только фрикционную и структурную безработицу;
б) учитывает все виды безработицы;
в) учитывает только циклическую безработицу;
г) равен нулю
-
Человек, который надеется вскоре вновь получить работу:
а) относится к разряду занятых;
б) относится к разряду безработных;
в) не учитывается в составе рабочей силы;
г) рассматривается как частично занятый, а частично безработный.
-
Если на рынке труда, функционировавшего в условиях совершенной конкуренции, государство законодательно установит минимальный уровень заработной платы выше равновесного, то это приведет:
а) к избытку рабочей силы;
б) к нехватке рабочей силы;
в) к понижению ставки заработной платы;
г) к улучшению благосостояния всех работников, предлагающих услуги своего труда.
2. Решите задачу
В стране Какофонии насчитывается 76 млн. чел. в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. чел. не работают и не ищут работу (это - домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).
В стране Какофонии 4 млн. 600 тыс. человек безработных и 1 млн человек - работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день.
Определите уровень безработицы в стране.
5.Контроль и оценка знаний учащихся.
Выставление оценок и комментарии к ним.
6.Домашнее задание.
Для закрепления данного материала попрошу дома изучить страницы № 67-70 по учебнику «Основы экономики» Автор С.В. Соколова.
Цели урока достигнуты, спасибо за внимание!