• Преподавателю
  • Другое
  • Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий

Цель: организация здоровьесберегающей инклюзивной образовательной среды через реализацию технологии АРС (активную сенсорно-развивающую среду)

Задачи для воспитанников:

• укреплять здоровье детей, создавать гармоничное физическое и психическое развитие;

• развивать потребности в двигательной активности,

коррекцию и профилактику нарушений физического (снижение остроты зрения, слуха, нарушения координации движений) и психического развития);

• стимулировать сенсорное развитие детей, компенсацию сенсорных впечатлений, сохранять индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира;

• обеспечить психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников включая детей с ограниченными возможностями;

• обеспечить социализацию и адаптацию дошкольников- инвалидов по слуху в среду слышащих;

• формировать в едином детском коллективе гуманные и доброжелательные отношения между разными категориями воспитанников.

Для педагогов учреждения:

• овладеть методиками работы с дошкольниками в центре;

• консультировать родителей по развитию ребенка;

• пользоваться услугами сенсорной комнаты с целью психологической разгрузки.

Для родителей:

• осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;

• знакомить с приемами и методами работы с детьми.

В центре «Развиваться и дружить!» мы создали предметно-развивающую среду, где взаимодействованы 4 комнаты, находящимся в одном блоке: комната коррекции (учителя-дефектолога); игровая комната (комната психолога); сенсорная комната; комната физической культуры (спортзал). Все эти комнаты являются мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного, познавательного и физического развития.

Мы внедряем инновационный подход по реализации физкультурно-оздоровительного и речевого направлений и объединяем их в некую «пирамиду».

Фундамент нашей пирамиды мы обозначаем как обеспечение психологического благополучия ребёнка. Это направление реализуется серией мероприятий, затрагивающих среду пребывания, общение со взрослыми, организацию режимных моментов, образовательных занятий, досуга, специальных мероприятий медико-психологической направленности.

Следующий «этаж» - обеспечение физического здоровья, который реализуется через организацию питания, закаливающих и оздоровительных мероприятий, обучения движениям, создания условий для активизации самостоятельной деятельности детей. Цель этого «этажа» пирамиды - воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.

Последний «этаж» пирамиды - обеспечение ментального и нравственного здоровья - реализуется через серию развивающих занятий, имеющих сугубо практическое значение.

Актуальность данного проекта состоит в том, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из главных стратегических задач развития России. А через познавательную деятельность развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало.

Рабочая программа дополнительного образования оздоровительно-развивающей направленности по ритмопластике «Веселые ритмы» разработана на основе программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста "Топ-хлоп, малыши" авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина.

Цели и задачи деятельности: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии и ритмической гимнастики, а также раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала в процессе обучения искусству хореографии.

Комплексные задачи программы:

1. Укрепление здоровья дошкольников:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формировать правильную осанку;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

- развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей у воспитанников:

- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. И представлена различными разделами, основными из которых являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Программа рассчитана на 3 года, возраст детей от 4-х до 7 лет. Занятия проводятся как в первой половине дня, так и во второй. На первом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью не более 20 минут. На втором и третьем годах обучения занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью не более 30 минут.

Особенности методики обучения.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

1. Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению).

2. Этап углубленного разучивания упражнения.

3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Формы проведения занятий:

 Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с «раскладки» и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. За 1 занятие может быть введено не более 2-3 комбинаций.

 Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или помощника педагога.

 Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

 Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Предполагаемые результаты

К концу учебного года планируется добиться следующих результатов:

Первый год обучения (средняя группа).

Дети знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Второй год обучения (старшая группа).

Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Третий год обучения (подготовительная к школе группа).

Дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

© 2010-2022