• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»Цель мастер-класса: сформировать представление о применении деятельностного подхода в обучении Инженерной графике для формирования ОК студентовХод мастер-класса:1 шаг. Презентация педагогического опыта.2 шаг. Представление учебного занятия.3 шаг. Имитационная игра.4 шаг. Моделирование.5 шаг. РефлексияСегодня основными задачами професси...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Тема мастер-класса это «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Моя задача сегодня дать вам представление о применении деятельностного подхода в обучении для формирования ОК студентов.

1 шаг. Презентация педагогического опыта.

Сегодня новый акцент в рассмотрении профессионального образования требует изменения его содержания и способов организации образовательного процесса, в основе которого лежит компетентностный подход. Необходимость подготовки выпускников, обладающих сформированными общими и профессиональными компетенциями, предъявляет новые требования к педагогическим методикам, которые используются в учебном процессе.
Многочисленные проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при организации учебного процесса в последние годы, связаны не только с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Нельзя не учитывать изменений в личностных качествах и способностях студентов. Студенты:

  1. с трудом усваивают материал в больших объемах;

  2. они сталкиваются с трудностями в самоорганизации учебной деятельности, предпочитая оставаться ее объектами, не субъектами;

  3. не привыкли формулировать цель своей деятельности, фиксировать и выявлять затруднения, с которыми они сталкиваются в учебном процессе;

  4. не умеют осуществлять рефлексию результатов своей работы.

Эти проблемы не позволяют подготовить конкурентоспособного специалиста.

Работая над темой «Научно-методическое сопровождение формирования общих компетенций студентов при освоении образовательных программ в условиях внедрения ФГОС СПО» педагогический коллектив нашего техникума , и я в том числе, осуществляем поиск путей совершенствования качества подготовки современного специалиста.

В своей работе я использую разнообразные формы и методы активизации познавательной деятельности студентов.

Естественно, каждый новый учебный год начинается с диагностики, путём проведения входного контроля, в ходе которого выявляется состояние знаний студентов.

Далее, в конце изучения дисциплины, студенты сдают экзамен, что является формой итоговой аттестации.

Предлагаю вам познакомиться с результатом входного и итогового контроля на примере одной группы.

Результаты входного контроля (на примере одной группы)

Год

Выпо-лнили

работу

Не справи-

лись%

Выполнили на

%

качества

%

Успеваемости

Средний

балл

5

4

3

2

1




2014

30

77,1

-

6

15

8

1

19,4

23

2,23

Вот итоги последнего года.

Год

% успеваемости

% успеваемости

на «4» и «5»

Качество

знаний

Средний балл

2014

94,36

63,3

46,5

3,47

Сравнительный анализ данных таблиц говорит о положительной динамике результатов обучения студентов.

Для достижения такого результата я использую различные методы, в том числе и деятельностный метод обучения.

Идею этого метода можно выразить словами Конфуция:

Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Деятельностный метод обучения, позволяет:

  1. формировать мышление путем обучения деятельности: в ходе которой происходит самоопределение, самореализация и способность адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты;

  2. формировать систему культурных ценностей в личностных качествах;

  3. формировать целостную картину мира, соответствующую современному уровню научного знания.

Организуя работу студентов, преподаватель направляет и контролирует процесс добывания новых знаний, ставя перед студентами проблему творческого применения полученной информации. Роль преподавателя в данной ситуации несет в себе функции управления деятельностью студента.
Для наиболее эффективного обучения целесообразно разрабатывать задания для студентов, связанные с их будущей профессией, что повышает мотивацию студентов к учебной деятельности, так как они видят практический смысл в предложенных им заданиях, и это активизирует их к освоению выбранной профессии.

Деятельностный метод обучения, по мнению некоторых педагогов, является универсальным.

И действительно, если рассмотреть технологию данного метода в контексте ее направленности на формирование ОК, то можно прийти к выводу, что применение данного метода на занятиях способствует и формированию ОК:

Сейчас рассмотрим это поэтапно на примере таблицы:

Этап

Содержание деятельности

ОК

Комментарии

1.Мотивирование

- Осознанное вхождение студента в пространство учебной деятельности во время учебного занятия

ОК 2

ОК 8

На данном этапе организуется мотивация к учебной деятельности, включающая в себя понятия: «надо»,«хочу», «могу».

Происходит адекватное самоопределение в учебной деятельности, готовность подчиниться нормативным требованиям учебной деятельности и выработать готовность их реализовывать.

2. Фиксирование и актуализация индивидуальных затруднений в пробных учебных действиях

- Актуализация способов действий;

- Актуализация соответствующих мыслительных операции и познавательных процессов;

- Мотивация к пробному учебному действию и самостоятельному его осуществлению;

- Фиксация индивидуальных затруднений при выполнении пробного учебного действия.

ОК 2

ОК 8

На данном этапе организуется подготовка и мотивация студентов к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление причины и места затруднения

- Реконструкция выполненной операции и фиксация места, где возникло затруднение;

- Сопоставление своих действий и используемых алгоритмов действий, на основе чего выявление и фиксация причин затруднения

ОК 2

ОК 4

ОК 8

На этом этапе студенты сопоставляют свои действия с «эталонными » и выявляют умения и знания , недостающие для решения конкретной задачи.

4. Целеполагание и разработка проекта «как выйти из затруднения»

- Устранение затруднения, согласование темы урока, выбор способа, плана и алгоритма достижения цели.

ОК 2

ОК 3

Здесь уже руководство процессом берет на себя преподаватель посредством подводящего диалога.

5. Реализация разработанного проекта

- Обсуждение вариантов, которые предложили студенты, выбор и фиксация оптимального варианта и его использование для решения задачи, которая вызвала затруднения

ОК 2

ОК 3

ОК 4

На этом этапе уточняют характер дальнейшего задания и фиксируют преодоление возникшего затруднения.

6. Первичное закрепление

- Выполнение заданий по образцу

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК 6

ОК 7

На данном этапе студенты (фронтально, в группах или в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону

- Самостоятельное выполнение и проверка заданий нового типа, сравнение их с эталоном

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК 6

ОК 7

На этом этапе наступает индивидуальная форма работы: студенты самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия реализации учебных действий.

8. Включение в систему знаний, повторение

- Выполнение заданий, предусматривающих новый способ действий

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК 6

ОК 7

Организуя этот этап, преподаватель подбирает задания, в которых используется ранее изученный материал, имеющий методическую ценность для введения новых способов действий. Т.е.происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Организация рефлексии учебной деятельности студентов

ОК 2

ОК8

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности на уроке.

Выбор путей сочетания различных форм работы на занятии определяется типом урока и зависит от его целей и задач.

Коллективным формам работы я отдаю предпочтение при изучении нового материала, при подведении студентов к новым определениям, понятиям, выводам и при закреплении нового материала.

Индивидуальной работе, в основном ,уделяется внимание при обработке умений и навыков, учитывая разный уровень подготовленности студентов.

2 шаг. Представление учебного занятия

Все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу, обеспечивают условия для раскрытия потенциала каждого студента.

При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для него несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему преподавателем

Такие занятия позволяют студентам не только формировать знания, умения и навыки, но и развивать личность студента, удовлетворять его познавательные интересы; отстаивать свою точку; учат студентов применять полученные на занятиях знания в жизненных ситуациях.

А теперь, представляю вам структуру учебного занятия, поэтапно с точки зрения реализации деятельностоного метода обучения и формирования общих компетенций.

Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Шаг 3. Имитационная игра.

А сейчас, уважаемые коллеги, вы ненадолго станете студентами.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Для работы на сегодняшнем уроке мы разделимся на два конструкторских бюро КБ№1 и КБ№2. И вначале отметим своё настроение в начале урока.

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

Отметьте своё настроение

комфортно

уверен в своих силах

хорошо

плохо

В начале занятия


В конце занятия


СПАСИБО.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Посмотрите пожалуйста на экран:

Как называется этот предмет? Хорошо!

А теперь назовите форму предмета? Затрудняемся?

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА - Выйти из этого затруднительного положения

нам поможет тема урока, которую вы записываете в тетрадь

«Анализ геометрической формы предмета».

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Прочитайте тему ещё раз и попробуйте определить цели урока:

- о чём хотите узнать?

- какие вопросы возникли? ( Что такое анализ геометрической формы предмета? Для чего он необходим? Какие геометрические формы существуют?)

Таким образом, сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, для чего необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное, воспитывать в себе трудолюбие.

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

  1. Понятие о формах геометрических тел

  2. Геометрические тела в основе формы деталей.

  3. Как легче определить форму предмета по чертежу?

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПЛАНА

Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете и на какие группы они делятся, по объединяющему тела общему признаку (см. раздаточный материал)

1.Куб - Геометрическое тело, ограниченное шестью квадратами (правильный шестигранник).

2.Прямоугольный параллелепипед - Геометрическое тело, у которого основания равны и параллельны между собой прямоугольники, боковые грани попарно равные и параллельные прямоугольники.

3.Призма - Геометрическое тело, у которого основания - равные и параллельные многоугольники, а боковые грани - четырехугольники.

4.Пирамида - Многогранник, у которого основание - многоугольник, боковые грани- треугольники, имеющие общую вершину. Имеет одно основание и вершину

5.Цилиндр - Геометрическое тело, которое образовано вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Имеет два плоских основания, ограниченных окружностями, и боковую цилиндрическую поверхность.

6.Конус - Геометрическое тело, которое образовано вращением треугольника вокруг одного из его катетов. Имеет одно основание (круг) и коническую боковую кривую поверхность.

7.Шар - Геометрическое тело, которое образовано вращением круга вокруг своей оси, проходящей через его центр. Со всех сторон видим круглым.

Методическая разработка мастер-класса для преподавателей на тему: «Формирование общих компетенций студентов при реализации учебной дисциплины «Инженерная графика»»

Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. Я раздаю вам карточки. На экране представлены 18 геометрических тел.

Задание для КБ №1: выписать в тетрадь номера изображений гранных геометрических тел и их названия из всех 18

Задание для КБ №2: выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел вращения и их названия из всех 18

(проверяем результат) Спасибо, молодцы! Показать сложные модели.

Итак, мы выяснили, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.

Как легче определить форму предмета по чертежу?

Для этого сложную форму детали мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. После такого расчленения форму детали определить легче.

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

- (слайды - способы образования формы)

Пример анализа с анимацией

А теперь представьте себе, что вы инженеры-конструкторы, находитесь в настоящем конструкторском бюро. Вам необходимо изучить деталь для выполнения будущего чертежа.

У вас имеется образец выполнения АНАЛИЗА геометрической формы и вам необходимо вписать нужные слова в пропущенные места в ваших заданиях.

Изображения деталей для самостоятельной работы.

Проанализируйте ее форму.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. СПАСИБО МОЛОДЦЫ - теперь вы можете проанализировать форму предмета для того чтобы выполнить чертёж детали.

На настоящих уроках далее, студенты выполняют индивидуальные графические работы на форматах по вариантам. Работают студенты в учебном кабинете и моя работа на этом этапе сводиться к контролю за работой и помощи студентам, в зависимости от индивидуальных способностей - некоторым студентам приходится дополнительно разъяснить места, вызывающие затруднения. Основной объём работы большинство студентов успевают выполнить на занятии, а дома остаётся только до конца оформить графическую работу.

А сегодня мы будем считать, что этот этап работы мы с вами успешно выполнили!

Шаг 4. Рефлексия.

И СЕЙЧАС, уважаемые коллеги, вы снова стали преподавателями.

Все группы хорошо поработали, молодцы!

Теперь, снова работая в группах, решите, какие общие компетенции, вырабатывались у Вас на этом занятии, в роли студентов.

Что нового вы узнали на мастер- классе?

Что больше всего понравилось?

Какое настроение в конце мастер-класса? СПАСИБО

НО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ, ПОСЛУШАЙТЕ ПРИТЧУ

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостно и с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Кто себя считает первым рабочим, обведите кружочком цифру 1. Кто себя считает вторым рабочим - цифру 2, если третьим - цифру 3.

1. Первый рабочий.

2. Второй рабочий.

3. Третий рабочий.

На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо за внимание!


© 2010-2022