- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы программного обеспечения ПЭВМ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы программного обеспечения ПЭВМ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курнышева Т.Ф. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО Методическая комиссия протокол №____ от «___»____________ 20__г. Председатель МК__________В.А.Гущина | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УПР ГБПОУСО «Нижегородское УИ» ___________________ «___»______________ 20__г. |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программного обеспечения ПЭВМ
(Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта)
Организация-разработчик:
Разработчики:
Специальность:
Срок обучения:
Количество часов
ГБПОУСО «Нижегородское УИ»
Курнышева Т.Ф., мастер п/о
Мастер по обработке цифровой информации
2 г. 10 мес.
54
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
Составитель: Курнышева Татьяна Федоровна, мастер производственного обучения первой квалификационной категории, ГБПОУСО «Нижегородское УИ»
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО по профессиям НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО третьего поколения
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПО ПЭВМ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по специальности НПО (начальное профессиональное образование) Мастер по обработке цифровой информации, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ввод и обработка цифровой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
-
Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей;
-
Создавать и воспроизводить презентации, используя аудио, визуальные и мультимедийные компоненты средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
Программа учебной дисциплины может быть использована:
-
в начальном профессиональном образовании по профессии ОКПР 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин при наличии основного общего образования;
-
в дополнительном профессиональном образовании в области обработки цифровой информации при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется;
-
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки на базе родственной профессии).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
иметь практический опыт:
-
ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
-
создания и воспроизведения презентаций, используя аудио, визуальные и мультимедийные компоненты;
уметь:
-
настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов;
-
управлять файлами данных на локальных, съёмных запоминающих устройствах;
-
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
-
вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
-
создавать презентации, используя аудио, визуальные и мультимедийные компоненты;
-
воспроизводить файлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
-
использовать медиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
-
вести отчётную и техническую документацию;
знать:
-
основные блоки компьютера;
-
виды программного обеспечения;
-
основные составляющие части и функции операционной системы WINDOWS;
-
виды и назначение периферийных устройств;
-
основные приёмы обработки цифровой информации;
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
-
максимальной учебной нагрузки обучающегося
80
часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
54
часа:
-
практические работы
20
часов
-
контрольные работы
4
часа
самостоятельной работы обучающегося
26
часа.
-
-
ВСЕГО
часов
1 курс
1 полугодие
2 полугодие
54
32
22
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
80
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
Практические работы
20
Контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
2.2 Тематический план
Наименования тем дисциплины
Всего часов
(макс. учебная нагрузка )
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося, часов
Всего,
часов
в т.ч. практические занятия,
часов
Тема 1. Введение
1
1
Тема 2. Средства ИКТ
17
12
2
5
Тема 3. Технология обработки текстовой информации
26
19
8
7
Тема 4. Технология обработки числовой информации
19
12
5
7
Тема 5. Компьютерные презентации
17
10
5
7
Всего
80
54
20
26
2.3. Поурочно-тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование тем учебной дисциплины
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Введение
Содержание учебного материала
1
Цели и задачи изучаемого предмета. Основные понятия
1
1
Тема 2.
Средства ИКТ
Содержание учебного материала
12
Архитектура компьютеров. Многообразие устройств, подключаемых к компьютеру
1
1
Виды программного обеспечения компьютеров.
1
1
Основные понятия Windows. Пользовательский интерфейс
1
1
Файловая структура Windows
1
1
Рабочий стол и его объекты.
1
1
Панель задач. Главное меню
1
1
Окна. Виды окон. Элементы окна.
1
1
ПР №1 «Создание объектов»
1
2
Проводник
1
1
Стандартные программы WINDOWS.
1
1
Графический редактор Paint. ПР №2«Интерфейс программы»
1
1,2
Контрольная работа №1
1
3
Самостоятельная работа при изучении темы
5
1,2,3
Виды работ
Работа над рефератом по предложенным темам.
Практические работы:
-
Создание схемы проезда в программе Paint
-
Создание текстового документа с помощью Таблицы символов
Темы рефератов:
-
Устройства персональных компьютеров
-
Виды и назначение периферийных устройств
-
Операционные системы. Назначение. Функции.
-
Работа с файловой системой
-
Установка и удаление программ
1
1
3
Тема 3.
Технология обработки текстовой информации
Содержание учебного материала
19
Назначение и интерфейс приложения Word
1
1
Панели инструментов. Строка состояния.
1
1
Автоматический ввод текста. ПР №3 «Использование средств Автотекста и Автозамены при наборе текста документа»
1
1,2
Перемещение по документу. Выделение текста
1
1
Проверка орфографии. Проверка грамматики
1
1
Инструменты и способы форматирования символов и абзацев
1
1
Шаблоны. ПР №4 «Использование шаблонов»
1
1,2
Создание и редактирование таблиц.
1
1
ПР №5 «Работа с таблицами»
1
2
Вставка графических объектов в документ
1
1
Рисование в документе Word. ПР №6 «Инструменты рисования»
1
1,2
Колонки. Буквица
1
1
Маркированные и нумерованные списки. ПР №7 «Работа со списками»
1
1,2
Параметры страниц. ПР №8 «Внешний вид страницы»
1
1,2
ПР №9 «Работа в режиме структуры»
1
2
Оглавление, указатели. ПР №10 «Создание оглавления документа»
1
1,2
Защита документов
1
1
Подготовка документа к печати.
1
1
Контрольная работа №2
1
3
Самостоятельная работа при изучении темы
7
1,2,3
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям.
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям.
Практические работы:
-
Рисование кроссворда
-
Рисование схемы проезда
-
Создание рекламы
Проект: «Создание детской книжки».
1
1
1
4
Тема 4.
Технология обработки числовой информации
Содержание учебного материала
12
Назначение и интерфейс приложения EXCEL.
1
1
Заполнение рядов текстовых величин, чисел, дат
1
1
Ввод информации ПР № 11 «Ввод информации»
1
1,2
Форматирование ячеек. ПР № 12 «Форматирование ячеек»
1
1,2
Работа с листами. Установка связей между листами.
1
1
ПР № 13 «Форматирование листа»
1
2
Создание формул. Адресация.
1
1
Встроенные функции. ПР №14
1
1,2
Диаграммы.
1
1
ПР № 15 «Форматирование диаграмм»
1
2
Подготовка листа Excel к печати.
1
1
Контрольная работа №3
1
3
Самостоятельная работа при изучении темы
7
1,2,3
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям.
Практические работы:
-
Логические функции в MS Excel
-
Решение задач с помощью функций
-
Построение математических графиков и диаграмм
Работа над рефератом по предложенным темам
Примерная тематика рефератов:
-
Программы обработки табличной информации
-
Логические функции в MS Excel
-
Текстовые функции в MS Excel
1
1
1
4
Тема 5.
Компьютерные презентации
Содержание учебного материала
10
7
Назначение, запуск приложения Power Point.
1
1
Этапы создания презентации. Объекты слайда
1
1
ПР № 16 «Создание презентации»
1
2
Дизайн слайдов и презентации
1
1,2
ПР № 17 «Выбор дизайна и добавление объектов к слайду»
1
2
Навигация в презентации. Гипертекстовая ссылка ПР № 18
1
1,2
Анимация объектов презентации. Эффекты смены слайдов. ПР № 19
1
1,2
ПР № 20 «Настройка презентации. Репетиция и показ презентации»
1
2
Печать слайдов.
1
1,2
Контрольная работа №4
1
3
Самостоятельная работа при изучении темы
7
1,2,3
Виды работ
Проект: создание тематической презентации «Моя семья»
Проект: Создание обучающей презентации по темам программного и аппаратного обеспечения.
3
4
Всего:
54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
-
Кабинета «Информатики и информационных технологий»
-
Кабинета «Мультимедиа-технологий»
Технические средства обучения:
-
мультимедийный проектор;
-
проекционный экран;
-
принтер черно-белый струйный;
-
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
-
блок питания;
-
источник бесперебойного питания;
-
наушники с микрофоном;
-
цифровой фотоаппарат;
-
колонки.
Оборудование рабочих мест:
-
Рабочие места по количеству обучающихся;
-
Компьютеры на рабочем месте учащихся с наличием программного обеспечения;
-
Наушники и микрофон на рабочем месте учащихся.
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Киселёв С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования - М.: Академия, 2006.
-
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. - М.: Академия, 2006.
Дополнительные источники:
-
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008.
-
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010.
-
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие - М.:Академия, 2008.
-
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
-
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
-
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
-
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. - М.: Академия, 2007.
-
Угринович Н.Д. практикум по информатике и информационным технологиям. - М: БИНОМ, 2001.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. 2-е изд. - М: БИНОМ, 2005.
-
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. - М.: Академия, 2006.
Ресурсы сети Internet
-
Мультипортал km.ru.
-
Интернет-Университет Информационных технологий intuit.ru.
-
Образовательный портал claw.ru.
-
Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org.
-
msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов.
-
dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Тема 2. Средства ИКТ
Знания:
-
основные блоки компьютера;
-
виды и назначение периферийных устройств;
-
виды программного обеспечения;
-
основные составляющие части и функции операционной системы WINDOWS;
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Умения:
-
настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы;
-
управлять файлами данных на локальных, съёмных запоминающих устройствах;
-
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере;
-
вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Тема 3. Технология обработки текстовой информации
Знания
-
назначение программ обработки текстовой информации;
-
способы создания, сохранения и открытия текстового документа;
-
интерфейс программы Word;
-
требования к оформлению документа Word;
-
способы редактирования и форматирования текстовых документов;
-
способы создания и видоизменения таблиц, списков, графических объектов;
-
способы печати документа Word и его отдельных страниц.
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Умения
-
запускать, создавать, открывать и сохранять текстовые документы и шаблоны;
-
вводить, редактировать и форматировать тексты в документ;
-
устанавливать параметры страниц и разделов;
-
создавать, редактировать и оформлять таблицы;
-
применять таблицы при подготовке документов;
-
создавать элементы Автозамены и использовать их при наборе текста;
-
проверять документы на грамотность, наличие синтаксических и орфографических ошибок;
-
использовать возможности рецензирования при создании документа Word;
-
создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки;
-
создавать текст в одну или более колонок;
-
вставлять и редактировать рисунки, картинки импортировать графические файлы в документ Word;
-
рисовать в документе возможностями приложения Word;
-
добавлять подписи WordArt в документ Word;
-
создавать оглавление, указатели;
-
распечатывать документ Word.
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Тема 4. Технология обработки числовой информации
Знания
-
назначение и основные возможности электронных таблиц;
-
назначение элементов окна электронной таблицы;
-
понятия и определения ячейки, адреса, блока;
-
правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;
-
методику оформления электронной таблицы;
-
порядок применения формул и стандартных функций;
-
методику поиска и обработки информации в электронной таблице;
-
назначение связей в таблице;
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Умения
-
запускать и завершать работу программы;
-
вводить, редактировать и форматировать данные ячеек;
-
правильно и удобно размешать информацию на листе;
-
работать со встроенными функциями;
-
создавать формулы;
-
проводить вычисления по готовой таблице;
-
уметь применять электронные таблицы для решения задач;
-
определять тип оптимальной диаграммы по данным таблицы;
-
строить и редактировать диаграммы и графики;
-
управлять листами;
-
устанавливать связь между данными рабочих книг;
-
печатать рабочие листы;
-
уметь создавать простейшие базы данных;
-
сортировать и фильтровать данные;
-
производить расчеты и поиск информации с использованием формул, стандартных функций и запросов.
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Тема 5. Компьютерные презентации
Знания
-
задачи, решаемые презентацией;
-
правила создания и оформления презентации;
-
определения слайда, презентации;
-
правила цветового решения оформления;
-
этапы создания презентации;
-
назначение и возможности программы PowerPoint;
-
интерфейс программы;
-
режимы просмотра;
-
шаблоны документов PowerPoint;
-
как наложить эффекты на объекты слайда;
-
возможности при печати слайдов;
-
как настраивать время смены эффектов объектов и время смены слайдов.
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия
Умения
-
создавать, открывать и сохранять презентации;
-
использовать готовые шаблоны дизайна и создавать новые;
-
изменять цветовые схемы слайдов;
-
работать со слайдами (создавать, изменять, перемещать, копировать);
-
добавлять, редактировать и форматировать текст в слайдах;
-
накладывать эффекты анимации на текст и рисунки в слайдах;
-
эффекты смены слайдов;
-
вставлять графику, диаграммы, таблицы;
-
создавать кнопки перехода;
-
создавать гиперссылки;
-
производить показ презентации;
-
настраивать время смены слайдов;
-
печатать отдельные слайды.
Фронтальный опрос. Наблюдение при выполнении практических занятий.
Тестирование
Практические занятия