Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Огонь»

Обобщающее занятие на тему «огонь».  Программные задачи: - рассказать о пользе огня  для человека; -познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; - показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни; -акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям; - продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; - обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями; - воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде; - развивать исторический интерес к прошлому. Словарная работа: лучина, кремень, свеча. Оборудование: слайды на тему «Огонь», гранитный камешек; предметы для игры: фен, спички, зажигалка, свеча, ведерко, песок, игрушка, чайник. Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова “Дядя Стёпа”, А.Толстой “Пожарные собаки”, К.Чуковский “Путаница”,  рисование на тему: “Огонь наш друг, огонь наш враг”.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающее занятие на тему «огонь».

Программные задачи:

- рассказать о пользе огня для человека;

-познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;

- показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни;

-акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям;

- продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;

- обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями;

- воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде;

- развивать исторический интерес к прошлому.

Словарная работа: лучина, кремень, свеча.

Оборудование: слайды на тему «Огонь», гранитный камешек; предметы для игры: фен, спички, зажигалка, свеча, ведерко, песок, игрушка, чайник.

Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова "Дядя Стёпа", А.Толстой "Пожарные собаки", К.Чуковский "Путаница", рисование на тему: "Огонь наш друг, огонь наш враг".

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне(сл.1). Расскажите, как выглядит огонь? Верно,(сл.2) огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени во время движения трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени въется дым. Недаром говориться: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

Верно, красный бык-это огонь, а голубой бык-это дым.

Ребята, вы уже знаете, что наша жизнь не всегда была такой, как сейчас. Давным - давно люди пользовались только тем, что давала сама природа(сл.3). Жилищем им служили пещеры(сл.4), где было холодно, сыро и темно, питались тем, что росло вокруг и что удавалось добыть во время охоты. Что такое огонь люди тогда еще не знали.

Ребята, скажите, а как же огонь попал к человеку?

Однажды от молнии загорелось дерево(сл.5). Один смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в свою пещеру(сл.3).

-Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (В пещере стало тепло, светло и уютно(сл.6)). Но для того чтобы огонь не погас, нужно было постоянно подкладывать ветки, защищать от ветра и дождя(сл.7). Огонь стал для человека настоящим другом. В каждой пещере обязательно было место для огня. Но случалось, что огонь угасал из-за того, что не хватало дров. Из-за дождя были сырыми поленья или просто человек засыпал.

Пришлось человеку задуматься над тем, как огонь добыть. Кто-то заметил, что при ударе одного камня о другой, появляются искры. Вот так человек научился самостоятельно добывать огонь(сл.4). Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником.

Со временем люди научились на огне готовить пищу, греть воду для купания и т.д. Огонь действительно готовит нам пищу, и занимается он этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, - так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Но на смену каменной посуде и первобытным приспособлениям пришли сначало печи (*сл.8,9), а спустя время, газовые и электрические плиты(сл.10) и чайники(сл.11), нагревая которые, мы можем насладиться ароматным чаем.

По вечерам в домах зажигали свечи, а на улицах - уличные фонари (сл.12,13), прошло много времени, прежде чем человек изобрел электричество, благодаря которому в наших домах появилось современное освещение(сл.14).

Человек кормил огонь - и огонь кормил человека!

В древние времена огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали важные новости и предупреждали об опасности. Путешественники по ночам освещали себе дорогу факелами.

Ребята, а как в наше время мы можем передавать сообщения?

Верно, для этого нам служат телефоны, почта и интернет(сл.15,16,17).

Когда человек научился использовать металл, и тут огонь пригодился. Жарко горел огонь в кузнице - разогревал до красна железо (сл.18), делал его мягким и податливым. А кузнец мастерил из железа различные инструменты: топоры, вилы, мечи. Полыхает огонь в доменной печи, плавит железо (сл.19). В других печах огонь плавит стекло, из которых мастер стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия.

-Ребята, как вы думаете, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах.

- Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Так появились паровые машины(сл.20) В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы(сл.21). И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючее так и называется, потому что оно горит.

И в воздух человека тоже огонь поднял: первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь заставляет вертеться пропеллер самолета; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты(сл.22).

И сегодня огонь наш верный друг и помощник. Как приятно посидеть в летний вечер у костра (сл.23), испечь картошку, пожарить шашлык, сварить в котелке ароматную уху. Но, к сожалению некоторые люди забывают костер после отдыха потушить. К чему это может привести? Верно к лесному пожару(сл.24).

Стих «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали,

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И. сыпля искры, посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки искры с них летели,

Над серыми сугробами золы.

Да, ребята неосторожное обращение с огнем может привести к пожару. Забудешь погасить костер, подует ветер, и разнесет искры по всему лесу, лугу или даче. Огонь беспощадно сжигает на своем пути все, что ему попадается: деревья, кусты, цветы, животных, которые не успели спастись, дома, мебель, игрушки, одежду. Огонь оставляет после себя страшный след: пепел, золу, обожженные головешки.

Так что огонь может быть не только другом, но и врагом.

- А давайте и мы с вами превратимся в огоньки!

Физминутка:

"Пламя костра"

Музыка «звуки костра» Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.

Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

- Понравилось вам быть огоньками?

-Скажите, ребята, а кто же помогает бороться с огнем?

Верно, это пожарные (сл.25).

Доклад ребенка.

Профессия « пожарный».

С огнём бороться мы должны,

Мы смелые работники.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

Дети: Пожарные

А сейчас я загадаю вам еще одну загадку:

Рыжий зверь на всех сердит.

Он со злости ест дрова,

Может, час, а может, два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает он ладонь.

Дети: Это огонь.

Бороться с огнем и пожаром помогают люди особой профессии - пожарные. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей. Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной(сл.26). Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи.

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.

Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет. Когда случается пожар - это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко.

Пожарный должен быть смелым, отважным, храбрым, умным. Ленивых, трусливых, слабых в пожарные не берут.

Для того чтобы быть пожарным необходимо много знать и уметь.

Ребята, давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара?

-неисправные электроприборы и электрические провода;

-детские шалости со спичками, свечами;

-не выключенный из розетки утюг;

-неосторожное обращение с новогодними бенгальскими огнями.

-оставленная без присмотра электроплита.

Ребята, что нужно делать, если вдруг по неосторожности возник пожар?

-Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью;

-Если взрослых дома не оказалось, то нужно звонить по номеру телефона 01 и вызвать бригаду пожарных, еще нужно сообщить по телефону город, адрес, фамилию, и что горит. Запомнить этот номер вам поможет четверостишие.

Если вьется пламя, дым валит столбом,

«Ноль-один» мы наберем, и пожарных позовем.

-самостоятельно тушить огонь не пытайтесь, это опасно.

Ребята, а какие правила поведения при пожаре нужно соблюдать?

-Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар;

-Не тушите водой включенные в сеть электроприборы;

-Чтобы дым не попал вам в легкие, обмотайте лицо мокрым полотенцем и передвигайтесь, пригнувшись, т.к. внизу ядовитого дыма меньше.

-Главное -побыстрее покиньте горящую квартиру.

Обыгрывание ситуации :

«У нас пожар».

Ребята, я предлагаю вам обыграть ситуацию возникновения пожара. Мы с вами разделимся на две команды: одна команда у нас будет принимать звонки, это команда «пожарных», а другая команда будет из числа пострадавших (тех, у кого случился пожар). Дети обыгрывают ситуацию.

Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру:

«Четвертый лишний»

Выберите пожалуйста предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара (спички, игрушка, мячик, ножницы), (зажигалка, свеча, бенгальские огни, матрешка). Варианты выбора предметов могут быть разными.

Да, ребята, неосторожное обращение с огнем может привести к пожару и он может сильно навредить человеку. И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда (сл.27). Люди сами открыли огонь, сами научились добывать его и использовать, сами научились им управлять! Сами сделали его мастером на все руки. И огонь стал для нас другом и помощником (сл.28).



© 2010-2022