- Преподавателю
- Другое
- Программа работы с трудными детьми
Программа работы с трудными детьми
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Закорко Е.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Работа с трудными - пробный камень, на котором
отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны
как отдельного педагога, так и целого педагогического
коллектива.
В. Мясищев
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Проблема совершения подростками правонарушений и преступлений актуальна и для нашего техникума.
Учебный год
2013-1014 уч.год
2014-2015 уч.год
Всего:
538/256 (н/летние)
547/290 (н/летние)
Кол-во чел. на учете в ОДН
8/3%
8/2%
Поставлены на учет до поступления в ОУ
4/1%
6/2%
Как видно из таблицы, динамика совершения правонарушений стабильная. А кол-во студентов, поставленных на учет до поступления в наше учебное заведение увеличилось.
Изучая причины, источники, возникла необходимость в построении системы профилактической деятельности, направленной на снижения числа правонарушений преступлений среди несовершеннолетних.
Основные причины постановки на учет в ОДН: нанесение побоев, распитие спиртных напитков в общественном месте, употребление наркотических веществ.
Причина постановки
2013-2014 уч/год
2014-2015 уч/год
Преступление
2 чел. - ст. 228 УКРФ;
1 чел - ст. 163 УКРФ п. «в» ч. 2
-
Совершение ООД
-
2 чел. нанесение побоев
Административные правонарушения
5 чел. ст. 20.21 КоАП РФ
3 чел. употребление наркотических веществ; 1 чел. управление ТС не имея права управления
Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально - демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Все это обуславливает необходимость проведение профилактической работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Цель: подведение обучающихся к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Задачи:
1. Помочь обучающимся преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
2. Формировать адекватную самооценку.
3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
4. Перестроить отношения к обучающимся на основе личностного подхода.
Границы применения личностного подхода.
К трудным детям предлагается применять оптимально личностный подход. Это гуманные мотивы доброты и мягкости, уважение. В группах есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении:
• изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
• установление межличностных контактов с каждым обучающимся;
• создание в коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей обучающегося;
• помощь обучающимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми (учителями, руководителями кружков, секций);
• оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в училище и за его пределами;
• взаимодействие с родителями с целью поддержки развития обучающегося;
• учёт личных достижений каждого обучающегося, создание ситуаций успеха.
Программа работы с трудными детьми
Правовую основу рассматриваемой деятельности составляют следующие нормативно- правовые документы федерального уровня:
-
Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-
-Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.
-
-Конвенция о правах ребенка
-
-Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
-
-Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
-
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
Нормативно-правовые документы техникумовского уровня:
-
Устав ГБОУ РХ СПО ЧМТТ
-
План работы
-
Совместный план с ОДН ОМВД
-
Положение о порядке постановки на внутритехникумовский учет и снятие с учета.
-
Положение о порядке постановки на профилактический учет и снятие с учета.
-
Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности.
-
Положение о кабинете ПАВ
-
Положение о порядке розыска несовершеннолетних
Основные направления профилактической работы:
-
1 направление: организация работы по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя среди несовершеннолетних.
-
2направление: организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
-
Первое направление: организация работы по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя среди несовершеннолетних.
Целью этой работы является: предоставление информации о курении, наркотиках и употреблении алкоголя, их воздействии на человека и последствиях применения.
Задачи:
-
Организация систематической работы по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя среди несовершеннолетних.
-
Организация просветительской работы.
В этом направлении проводится следующая работа:
-
Собирается информация об обучающихся и семьях состоящих на разных профилактических формах учёта, формируется банк данных на таких обучающихся, разрабатываются и реализуются ИПР;
-
Осуществляются рейды в неблагополучные семьи, семьи обучающихся, состоящих на ВТУ и учёте в ОДН. Обследуются условий жизни обучающихся;
-
Проводятся заседания Совета профилактики;
-
Проводятся индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями;
-
Организуются встречи с представителями ОМВД ОДН, УФСНК;
-
Проводятся мероприятия по ЗОЖ.
Второе направление: Организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Целью этого направления является снижение числа правонарушений, недопущение бродяжничества и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Задачи:
-
Организация работы по выявлению обучающихся, находящихся в неблагополучных семьях, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия.
-
Организация работы по повышению правовой грамотности среди учащихся, их родителей, педагогов.
-
Организация мероприятия профилактической направленности.
В этом направлении проводится следующая работа:
-
Выявление обучающихся, находящихся в неблагополучных семьях, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;
-
Составление банка данных на обучающихся, постановка их на ВУУ
-
Посещение обучающихся, уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин, направление представлений на КДН и ЗП и ОДН ОМВД;
-
Организуются встречи с представителями ОМВД ОДН;
-
Проводятся недели здоровья и акции;
-
Проводятся рейды;
-
Взаимодействие с органами и структурами системы профилактик
Схема взаимодействия социального педагога
с городскими службами по проблеме отклоняющегося поведения ребенка
Определение типа поведения (девиация)
СППС
Инспектор ОДН
Работа социального педагога с привлечением узких специалистов и родителей
Учет
ОДН
ВУУ (пакет документов)
Инспектор ОДН ГОМ-1, ГОМ-2
ВТУ (профилактическая работа)
Организация работы узких специалистов и других социальных институтов по адаптации и реабилитации учащихся
ОДН
(профилактическая работа
П
КДНПС - психолого-педагогическая служба; ВТУ - внутритехникумовский учет;
ВТУ - внутритехникумовский контроль; ОДН - отдел по делам несовершеннолетних.
С целью выявления неблагополучности семьи, совместно с правоохранительными органами, кл. руководителями, мастерами производственного обучения, совершаем рейдовые мероприятия. В случаях выявления таковых, проводится профилактическая беседа, если есть необходимость оказание адресной помощи.
В результате проводимой работы выработана четкая система взаимодействия с различными ведомствами и структурными подразделениями, происходит снижение количества правонарушений. Своевременно принимаются меры по выявлению социально-неблагополучных семей.