- Преподавателю
- Другое
- ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коломыцова А.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ.
А.В. Коломыцова
КГКП «Костанайский педагогический колледж», г. Костанай.
Переход на 12-летнее обучение призван позволить выдвинуть новые цели, отвечающим современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство - пространство, нуждающееся в развитой духовно и нравственно личности, способной принимать самостоятельные решения, руководствуясь мышлением. Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство. Универсальный элемент мышления - логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования известной логической культуры.
Отличительная черта современного мира - динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. [5]
Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.
Думать легко,
начинать действовать тяжело,
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.
Абай.
Входе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий.
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень - определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.
И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть?
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений - методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения.
Психологи выделяют три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.
Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить.
Методов определения затруднений достаточно много:
-
изучение документов педагога;
-
наблюдение в практической деятельности;
-
контрольно-методические срезы;
-
контроль ведения документации;
-
анализ результатов деятельности;
-
собеседование;
-
анкетирование;
-
самоанализ.
Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация - педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой - ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними. [3]
У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования:
-
Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»;
-
Программа самоанализа затруднений деятельности учителя;
-
Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов и т.п.
Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе, предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу.
Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по оказанию педагогам.
При организации и проведении коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня:
-
молодые специалисты,
-
группа становления педагогического мастерства,
-
группа с высокими педагогическими способностями.
В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения.
Но есть и общие затруднения, с которыми сталкиваются все учителя при подготовке к современному уроку.
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса, учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Причины этих трудностей:
1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.
Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.
4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей. [1]
Пути решения затруднений
-
Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов.
-
Организовать методическую работу.
-
Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию.
-
Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам.
-
Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов.
Формы решения:
-
Говоря об организации методической работы наряду с другими можно организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими затруднениями».
Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности.
Цель группы: в ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень педагогических затруднений.
-
Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки).
-
Особое внимание уделять практическим занятиям - тренингам, деловым и ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений.
-
Выставки лабораторий учителя и т.д.
Для оказания действенной помощи учителям активно привлекайте своих опытных коллег.
Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др.
Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней.
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными - за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д.[2]
Самообразовательная работа: «Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству». Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель!
Литература
-
Власенко В. Специфика и направления методической работы в инновационной школе.
-
Гужавина Н.А. управление современной школой. Завуч.-2008 №3. С.24-32.
-
Пашкович Т.Ф. Системная деятельность учителя, методической службы и администрации гимназии по развитию профессиональной компетентности. Народная асвета.-2008 №6. С.28-34.
-
Пичугина Е. М., Фестиваль открытых уроков. Общепедагогические технологии. Самоанализ профессиональной деятельности.
-
Современные образовательные технологии: учебное пособие, под ред. Н.В. Бордовской. - М.:КНОРУС, 2010.