• Преподавателю
  • Другое
  • Практические работы по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии, биологии лесных птиц и зверей

Практические работы по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии, биологии лесных птиц и зверей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Строение тела насекомого. Фазы развития насекомых»

Цель: Сформировать навыки работы с коллекциями. Закрепить теоретические знания. Воспитать любознательность.

Материалы: Коллекции, наборы насекомых - жужелицы, усачи, кузнечики, медведки и т.д.

Оборудование: 10-кратные лупы, настенные таблицы, плакаты, чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, карандаши.

Ход работы:

  1. Знакомство с ходом работы.

  2. Изучение по коллекциям видов ног, усиков.

  3. Зарисовка внешнего строения насекомого с обозначением его частей.

  4. Изучение фаз развития насекомых.

  5. Зарисовка основных типов метаморфоз насекомых.

  6. Работа с раздаточным материалом.

Литература:

  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 11-28 стр.

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г. - 7-18 стр.

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите» - 5-15 стр.

Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «Классификация насекомых»

Цель: Закрепить основные отличительные признаки представителей отрядов насекомых.

Материалы: Наборы насекомых - жужелицы, усачи, кузнечик, медведка, стрекозы и т.д.

Оборудование: 10-кратные лупы, настенные таблицы, плакаты, атласы и

рисунки насекомых.

Ход работы:

  1. Найти описание отряда в учебнике.

  2. Познакомится по коллекциям с представителями основных отрядов.

  3. Определить отличительные признаки.

  4. Составить краткую характеристику основных отрядов по следующей форме:

№/№

Наименование

отряда

Способ

превращения

Тип ротового аппарата

Тип крыльев

Тип личинки

Тип куколки

Представители

1

2

3

4

5

6

7

8







Литература:

  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 30-36 стр

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988г., страница 21-32

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 15-18

Форма контроля: тестовые задания, индивидуальная защита практических работ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: «Изучение признаков и повреждений вредителей питомников»

Цель: Ознакомление с биологическими коллекциями вредителей плодов, семян, корней.

Материалы: Наборы повреждений разных пород, имаго и личинки вредителей в пробирках и в коробках, биологические коллекции вредителей.

Оборудование: 10-кратные лупы, бинокулярные микроскопы, настенные

таблицы, плакаты.

Ход работы:

  1. Знакомство с ходом работы.

  2. Изучение наглядных материалов.

  3. Определить с помощью определительной таблицы по образцам повреждений и насекомым виды вредителей, данных в наборах.

  4. Заполнить таблицу по следующей форме:

№/№

Вид вредителя (латинское название)

Повреждаемая порода, возраст

Признаки имаго

Признаки личинки

Характер

повреждений

Вред в фазе

Экология

Результат

повреждений

Борьба

Температура

Почва

Влажность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










Литература:

  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 46-57 стр

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г., страница 33-48

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 18-28

Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: «Изучение признаков и повреждений вредителей культур и молодняков»

Цель: Ознакомление с биологическими коллекциями вредителей стволиков.

Материалы: Наборы повреждений разных пород, имаго и личинки вредителей в пробирках и в коробках, биологические коллекции вредителей.

Оборудование: 10-кратные лупы, бинокулярные микроскопы, настенные

таблицы, плакаты.

Ход работы:

  1. Знакомство с ходом работы.

  2. Изучение наглядных материалов.

  3. Определить с помощью определительной таблицы по образцам повреждений и насекомым виды вредителей, данных в наборах.

  4. Заполнить таблицу по следующей форме:


№/№

Вид вредителя (латинское название)

Повреждаемая порода, возраст

Признаки имаго

Признаки личинки

Характер

повреждений

Вред в фазе

Экология

Результат

повреждений

Борьба

Температура

Почва

Влажность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










Литература:

  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 58-66 стр

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г., страница 48-58

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 18-28

Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: «Основные типы болезней лесных растений»

Цель: Определение типов болезней леса

Материалы: деформированные плодики черемухи, желуди, пораженные мумификацией; листья различных пород, пораженные мучнистой росой, пятнистостями, ржавчиной; деформация побегов березы («ведьмины метлы»); ветви тополя, пораженные бурым некрозом; образцы стволов, пораженных ступенчатым раком; ветви дуба, пораженные поперечным раком; образцы стволов и ветвей вяза с пораженными сосудами (увядание); образцы древесины, пораженные гнилью.

Оборудование: 10-кратные лупы, бинокулярные микроскопы, настенные

таблицы, плакаты, рисунки, таблица для определения заболеваний.

Ход работы:

  1. Рассмотреть предложенные для изучения болезни и отметить их характерные признаки.

  2. Определить принадлежность объектов к типам болезней.

  3. Зарисовать главнейшие типы болезней с указанием характерных признаков.

Литература:

  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 167-172 стр

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г., страница 153-15

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 57-59

Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Изучение и зарисовка строения, размножения спороношений и плодовых тел грибов»

Цель: Ознакомиться с основными признаками спороношений, строением и плодовыми телами грибов - возбудителей болезней.

Материалы: Мицелий мукоровых грибов и фузариумов, ризоморфы опенка осеннего, пленки дереворазрушающих грибов, листья дуба или других пород, пораженные мучнистой росой, хвоя сосны пораженная снежным или обыкновенным шютте; плодовые тела дереворазрушающих грибов;

Оборудование: Настенные таблицы, плакаты, фотографии, микроскопы

предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, лезвия, кусочки марли, вода, 10-кратные лупы, скальпели.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом и зарисуйте одноклеточный и многоклеточный мицелий.

  2. Рассмотрите и зарисуйте основные видоизменения мицелия грибов- возбудителей болезней древесных пород.

  3. Рассмотрите под микроскопом и зарисуйте органы бесполого и полового размножения грибов.

  4. Сравнить увиденное с рисунками.

  5. Зарисовать признаки строения, размножения, плодовых тел грибов.

Литература:


  1. 1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 177-190 стр.

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 161-166

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 59-63

Форма контроля: Индивидуальная защита практических работ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7


Тема: Систематика грибов


Цель: Ознакомиться с классификацией грибов по отделам и классам.

Материалы: плодовые тела дереворазрушающих грибов; наборы частей растений пораженные определенными грибами; рисунки спороношений грибов.

Оборудование: Настенные таблицы, плакаты, фотографии, 10-кратные лупы, скальпели, настенные таблицы, определительные таблицы классов и основных порядков грибов.

Ход работы:

  1. Изучение наглядных материалов.

  2. Определить с помощью определительной таблицы классов и подотделов грибов.

  3. Законспектировать характеристику основных систематических групп грибов с зарисовкой типов плодовых тел и спороношений.

Литература:


  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 191-205 стр.

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 166-174

Форма контроля: защита презентаций в микрогруппах






ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: «Определение типов заболеваний древесных пород»

Цель: Ознакомиться с наиболее важными заболеваниями данной группы. Изучить и закрепить их признаки.

Материалы: Ветви различных лиственных пород, пораженные некрозом; ветки и отрубки древесины, пораженные раком; ветви вяза или других ильмовых пород, пораженных голландской болезнью (трахеомикозом)

Оборудование: Гербарный материал, настенные таблицы, плакаты, фотографии, 10-кратные лупы, скальпели,

Ход работы:

  1. Определить представленные в наборах болезни стволов и ветвей.

  2. Зарисовать наиболее распространенные из каждой группы болезни с указанием вида возбудителя.

  3. Составить таблицу.

Вид болезни

Возбудитель

Порода

Спороношения

Признаки

поражений

1

2

3

4

5









Литература:


  1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 241-257 стр.

  2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 203-205

  3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 69-72

Форма контроля: индивидуальная защита практических работ



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: «Характеристика главнейших лесных птиц»

Цель: Изучить отличительные признаки представителей главнейших

отрядов.

Материалы: Наборы чучел птиц (минимум один-два представителя

главнейших отрядов), скелет птиц, перья, клювы.

Оборудование: Таблицы: схемы строения птицы, пера птицы, формы ног, формы клювов, схемы внутреннего строения, типы птенцов; цветные таблицы и атласы с изображением птиц; линейки, циркули, видеофильмы.

Ход работы:

  1. Рассмотреть части тела и оперение птиц, типы перьев, ног и клювов.

  2. Научиться измерять длину крыла, хвоста, цевки, клюва птиц.

  3. Определить птиц в наборе до отряда и рассмотреть наиболее часто встречающиеся в лесах виды птиц.

Литература:

1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 113-135 стр.

2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 118-133

3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 49-53

Форма контроля: тестовые задания, индивидуальная защита практических работ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10, 11

Тема: «Главнейшие для леса отряды и виды млекопитающих»

Цель: Изучить отличительные признаки представителей главнейших отрядов млекопитающих.

Материалы: Набор чучел и тушек главнейших представителей отрядов млекопитающих, обитающих в лесах; скелет млекопитающего, череп грызуна

Оборудование: Таблицы: схемы внутреннего и внешнего строения

млекопитающих, схемы следов, зубные формулы; цветные таблицы и атласы с изображением зверей; линейки, атласы, видеофильмы

Ход работы:

  1. Рассмотреть части тела и скелет млекопитающего,

  2. Научиться составлять и читать зубные формулы грызунов.

  3. Определить до отряда млекопитающих, предложенных в наборе.

  4. Рассмотреть по чучелам и таблицам главнейшие виды полезных и вредных лесных млекопитающих, указанных в учебнике.

Литература:

1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 136-165 стр.

2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 134-151

3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 53-57

Форма контроля: тестовые задания, индивидуальная защита практических

работ


© 2010-2022