- Преподавателю
- Другое
- Практические работы по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии, биологии лесных птиц и зверей
Практические работы по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии, биологии лесных птиц и зверей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ручий Н.Д. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Строение тела насекомого. Фазы развития насекомых»
Цель: Сформировать навыки работы с коллекциями. Закрепить теоретические знания. Воспитать любознательность.
Материалы: Коллекции, наборы насекомых - жужелицы, усачи, кузнечики, медведки и т.д.
Оборудование: 10-кратные лупы, настенные таблицы, плакаты, чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, карандаши.
Ход работы:
-
Знакомство с ходом работы.
-
Изучение по коллекциям видов ног, усиков.
-
Зарисовка внешнего строения насекомого с обозначением его частей.
-
Изучение фаз развития насекомых.
-
Зарисовка основных типов метаморфоз насекомых.
-
Работа с раздаточным материалом.
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 11-28 стр.
-
А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г. - 7-18 стр.
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите» - 5-15 стр.
Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: «Классификация насекомых»
Цель: Закрепить основные отличительные признаки представителей отрядов насекомых.
Материалы: Наборы насекомых - жужелицы, усачи, кузнечик, медведка, стрекозы и т.д.
Оборудование: 10-кратные лупы, настенные таблицы, плакаты, атласы и
рисунки насекомых.
Ход работы:
-
Найти описание отряда в учебнике.
-
Познакомится по коллекциям с представителями основных отрядов.
-
Определить отличительные признаки.
-
Составить краткую характеристику основных отрядов по следующей форме:
№/№
Наименование
отряда
Способ
превращения
Тип ротового аппарата
Тип крыльев
Тип личинки
Тип куколки
Представители
1
2
3
4
5
6
7
8
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 30-36 стр
-
А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988г., страница 21-32
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 15-18
Форма контроля: тестовые задания, индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: «Изучение признаков и повреждений вредителей питомников»
Цель: Ознакомление с биологическими коллекциями вредителей плодов, семян, корней.
Материалы: Наборы повреждений разных пород, имаго и личинки вредителей в пробирках и в коробках, биологические коллекции вредителей.
Оборудование: 10-кратные лупы, бинокулярные микроскопы, настенные
таблицы, плакаты.
Ход работы:
-
Знакомство с ходом работы.
-
Изучение наглядных материалов.
-
Определить с помощью определительной таблицы по образцам повреждений и насекомым виды вредителей, данных в наборах.
-
Заполнить таблицу по следующей форме:
№/№
Вид вредителя (латинское название)
Повреждаемая порода, возраст
Признаки имаго
Признаки личинки
Характер
повреждений
Вред в фазе
Экология
Результат
повреждений
Борьба
Температура
Почва
Влажность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 46-57 стр
-
А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г., страница 33-48
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 18-28
Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: «Изучение признаков и повреждений вредителей культур и молодняков»
Цель: Ознакомление с биологическими коллекциями вредителей стволиков.
Материалы: Наборы повреждений разных пород, имаго и личинки вредителей в пробирках и в коробках, биологические коллекции вредителей.
Оборудование: 10-кратные лупы, бинокулярные микроскопы, настенные
таблицы, плакаты.
Ход работы:
-
Знакомство с ходом работы.
-
Изучение наглядных материалов.
-
Определить с помощью определительной таблицы по образцам повреждений и насекомым виды вредителей, данных в наборах.
-
Заполнить таблицу по следующей форме:
№/№
Вид вредителя (латинское название)
Повреждаемая порода, возраст
Признаки имаго
Признаки личинки
Характер
повреждений
Вред в фазе
Экология
Результат
повреждений
Борьба
Температура
Почва
Влажность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 58-66 стр
-
А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г., страница 48-58
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 18-28
Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: «Основные типы болезней лесных растений»
Цель: Определение типов болезней леса
Материалы: деформированные плодики черемухи, желуди, пораженные мумификацией; листья различных пород, пораженные мучнистой росой, пятнистостями, ржавчиной; деформация побегов березы («ведьмины метлы»); ветви тополя, пораженные бурым некрозом; образцы стволов, пораженных ступенчатым раком; ветви дуба, пораженные поперечным раком; образцы стволов и ветвей вяза с пораженными сосудами (увядание); образцы древесины, пораженные гнилью.
Оборудование: 10-кратные лупы, бинокулярные микроскопы, настенные
таблицы, плакаты, рисунки, таблица для определения заболеваний.
Ход работы:
-
Рассмотреть предложенные для изучения болезни и отметить их характерные признаки.
-
Определить принадлежность объектов к типам болезней.
-
Зарисовать главнейшие типы болезней с указанием характерных признаков.
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 167-172 стр
-
А.И. Воронцов «Лесозащита» 1988 г., страница 153-15
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 57-59
Форма контроля: тестирование по карточкам, индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: «Изучение и зарисовка строения, размножения спороношений и плодовых тел грибов»
Цель: Ознакомиться с основными признаками спороношений, строением и плодовыми телами грибов - возбудителей болезней.
Материалы: Мицелий мукоровых грибов и фузариумов, ризоморфы опенка осеннего, пленки дереворазрушающих грибов, листья дуба или других пород, пораженные мучнистой росой, хвоя сосны пораженная снежным или обыкновенным шютте; плодовые тела дереворазрушающих грибов;
Оборудование: Настенные таблицы, плакаты, фотографии, микроскопы
предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, лезвия, кусочки марли, вода, 10-кратные лупы, скальпели.
Ход работы:
-
Рассмотрите под микроскопом и зарисуйте одноклеточный и многоклеточный мицелий.
-
Рассмотрите и зарисуйте основные видоизменения мицелия грибов- возбудителей болезней древесных пород.
-
Рассмотрите под микроскопом и зарисуйте органы бесполого и полового размножения грибов.
-
Сравнить увиденное с рисунками.
-
Зарисовать признаки строения, размножения, плодовых тел грибов.
Литература:
-
1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 177-190 стр.
-
А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 161-166
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 59-63
Форма контроля: Индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: Систематика грибов
Цель: Ознакомиться с классификацией грибов по отделам и классам.
Материалы: плодовые тела дереворазрушающих грибов; наборы частей растений пораженные определенными грибами; рисунки спороношений грибов.
Оборудование: Настенные таблицы, плакаты, фотографии, 10-кратные лупы, скальпели, настенные таблицы, определительные таблицы классов и основных порядков грибов.
Ход работы:
-
Изучение наглядных материалов.
-
Определить с помощью определительной таблицы классов и подотделов грибов.
-
Законспектировать характеристику основных систематических групп грибов с зарисовкой типов плодовых тел и спороношений.
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 191-205 стр.
-
А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 166-174
Форма контроля: защита презентаций в микрогруппах
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: «Определение типов заболеваний древесных пород»
Цель: Ознакомиться с наиболее важными заболеваниями данной группы. Изучить и закрепить их признаки.
Материалы: Ветви различных лиственных пород, пораженные некрозом; ветки и отрубки древесины, пораженные раком; ветви вяза или других ильмовых пород, пораженных голландской болезнью (трахеомикозом)
Оборудование: Гербарный материал, настенные таблицы, плакаты, фотографии, 10-кратные лупы, скальпели,
Ход работы:
-
Определить представленные в наборах болезни стволов и ветвей.
-
Зарисовать наиболее распространенные из каждой группы болезни с указанием вида возбудителя.
-
Составить таблицу.
Вид болезни
Возбудитель
Порода
Спороношения
Признаки
поражений
1
2
3
4
5
Литература:
-
Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 241-257 стр.
-
А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 203-205
-
Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 69-72
Форма контроля: индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: «Характеристика главнейших лесных птиц»
Цель: Изучить отличительные признаки представителей главнейших
отрядов.
Материалы: Наборы чучел птиц (минимум один-два представителя
главнейших отрядов), скелет птиц, перья, клювы.
Оборудование: Таблицы: схемы строения птицы, пера птицы, формы ног, формы клювов, схемы внутреннего строения, типы птенцов; цветные таблицы и атласы с изображением птиц; линейки, циркули, видеофильмы.
Ход работы:
-
Рассмотреть части тела и оперение птиц, типы перьев, ног и клювов.
-
Научиться измерять длину крыла, хвоста, цевки, клюва птиц.
-
Определить птиц в наборе до отряда и рассмотреть наиболее часто встречающиеся в лесах виды птиц.
Литература:
1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 113-135 стр.
2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 118-133
3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 49-53
Форма контроля: тестовые задания, индивидуальная защита практических работ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10, 11
Тема: «Главнейшие для леса отряды и виды млекопитающих»
Цель: Изучить отличительные признаки представителей главнейших отрядов млекопитающих.
Материалы: Набор чучел и тушек главнейших представителей отрядов млекопитающих, обитающих в лесах; скелет млекопитающего, череп грызуна
Оборудование: Таблицы: схемы внутреннего и внешнего строения
млекопитающих, схемы следов, зубные формулы; цветные таблицы и атласы с изображением зверей; линейки, атласы, видеофильмы
Ход работы:
-
Рассмотреть части тела и скелет млекопитающего,
-
Научиться составлять и читать зубные формулы грызунов.
-
Определить до отряда млекопитающих, предложенных в наборе.
-
Рассмотреть по чучелам и таблицам главнейшие виды полезных и вредных лесных млекопитающих, указанных в учебнике.
Литература:
1. Е.Г. Мозолевская «Лесозащита», 2006 г. - 136-165 стр.
2. А.И. Воронцов «Лесозащита», страница 134-151
3. Е.Г. Мозолевская «Практикум по лесозащите», страница 53-57
Форма контроля: тестовые задания, индивидуальная защита практических
работ