- Преподавателю
- Другое
- Влияние информационных технологий на формирование навыков самостоятельной работы студентов
Влияние информационных технологий на формирование навыков самостоятельной работы студентов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сологубова С.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Влияние информационных технологий на формирование навыков самостоятельной работы студентов
СЛАЙД 1
Проблема широкого применения информационных технологий в сфере профессионально образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы информационных технологий обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Позитивная возможность современных информационных - технологий колоссальна - это возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, или препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн-лабораториях, в которых студенты будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.
Однако, для реализации намеченных проектов как от студента, так и от педагога, требуется владение компьютерной грамотностью.
Поэтому, информационные технологии занимают центральное место в формирования навыков самостоятельной работы у студентов в процессе обучения, развития системы образования. Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти способ формирования навыков самостоятельной работы у студентов. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, мы получаем возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого студента. Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития.
СЛАЙД 2
Самостоятельная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; в решении поставленных задач. Значительное место среди используемых студентами в самостоятельной работе информационных технологий занимают Интернет-технологии. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW (World Wide Web) студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, правильно формулировать критерии поиска.
Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал студента, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае умение учиться самостоятельно.
Слайд 4
Современные информационные технологии - это совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и информационной техники, с широким применением информационных методов.
Аппаратное обеспечение (средства вычислительной техники и оргтехники) Программное обеспечение (прикладное и системное программное обеспечение, методическое и информационное обеспечение.
Организационное обеспечение (включая человека в системы информационных технологий, взаимодействие человека с этими системами, системное использование технических и программных средств
Слайд 5
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет:
-
изменить характер учебно-познавательной деятельности;
-
повысить качество образования, его эффективность;
-
обогатить содержание материала;
-
активизировать самостоятельную работу;
-
расширить возможности организации самостоятельной работы;
-
развить творческие способности студентов;
-
сформировать информационно-коммуникационные компетенции студентов.
Слайд 7
Был проведен социологический опрос преподавателей о том, как они используют средства информационных технологий в самостоятельной работе.
Им были заданы следующие вопросы:
-
Какие виды самостоятельных работ Вы проводите с использованием средств ИТ?
-
Какой процент таких работ Вы выделяете для студентов в год?
-
Какой процент студентов качественно выполняют такие работы?
-
Как Вы считаете, каков процент полезности выполнения работ с использованием информационных технологий?
Слайд 8
39% - количество самостоятельных работ с применением ИТ, предлагаемых студентам для выполнения.
81% - студентов, использующих средства ИТ при выполнении самостоятельной работы качественно выполняют такой вид работ;
88% - полезность проведения работ с использованием средств ИТ для студентов по мнению преподавателей;
Из проведенного нами опроса можно сделать следующий вывод:
количество работ, связанных с информационными технологиями предлагаются студентам в недостаточном количестве, но качество выполнения этих работ достигает высокого показателя, как и полезность проведения такой деятельности по мнению преподавателей.
9 слайд
Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются для самостоятельной работы. Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов.
Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (таблицы и рисунки), анимацию. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.
В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов. Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное музыкальное сопровождение, и все возможности компьютерной поисковой системы.
10 слайд
Перечислим возможные области применения электронного пособия для самостоятельной работы студентов.
1. При изучении теоретического материала.
Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др.
2. При выполнении практических заданий.
Неотъемлемой частью многих учебных курсов являются семинарские занятия, которые могут быть проведены с использованием электронных пособий. К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания студенту понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась; все переходы предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы. Если предполагается исключительно самостоятельная работа (без теоретического материала), то у преподавателя может быть предусмотрена возможность отключения доступа студентов к лекционным материалам.
3. При самопроверке усвоенного материала.
Многие возможности компьютерных технологий могут оказаться полезными при их приложении к семинарским занятиям. Используя тестовые задания электронных пособий, студенты могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить «пробелы» в знаниях и изучить плохо усвоенный материал. Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.
Стоит учесть существенный недостаток работы с Интернет-ресурсами - недостоверность некоторой информации, наличие которой может зависеть от владельца ресурса (государственная или коммерческая организация, частное лицо).
Другой важной проблемой студентов является отбор необходимой информации в сети. Часто студенты «скачивают» информацию, даже не пытаясь ее преобразовать. Преподавателям не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество материалов, найденных им в Интернет, не только не зная, как ее использовать, но подчас и не понимая, нужна она ему для подготовки реферата или нет. Отметим, что большинство студентов не умеют грамотно формировать критерии поиска.
Следует отметить еще одну проблему, возникающую у студентов при поиске нужной информации в Интернет, - это «синдром информационной усталости», характеризующийся избытком информации и недостатком знаний.
Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы студентов.
Таким образом, компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в формировании навыков самостоятельной работы студентов и возникает такая ситуация, когда информационные технологии обучения становятся основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека, т.е ИТ в системе образования являются активизирующим фактором в развитии культуры самостоятельной учебной деятельности, когда студент вырабатывает умение самостоятельно находить, выбирать источники информации, приобщаться к этике профессионального общения с навыками экономии времени, овладевать искусством объективной и целевой оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения. - Дис... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2010. - 310 с. 2.Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. - М., 2003. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров;- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
3. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: изд. центр "МарТ", 2011. - 336с.
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. -М.: Мастерство, 2001. - 272с.
5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. Издательство московского университета, 2006. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И.. Самостоятельная работа студентов. - М.: Знание,2008.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: "Академия", 2005. - 272.