• Преподавателю
  • Другое
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования РК, осуществляется в рамках государственной политики информатизации общества и образования.         В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии» отмечено, что информатизация общества является важнейшим механизмом формирования   конкурентоспособности национальной эконо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ

ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.


Мамаева Арайлым Серикбековна,

учитель физики, второй категории


Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования РК, осуществляется в рамках государственной политики информатизации общества и образования.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии» отмечено, что информатизация общества является важнейшим механизмом формирования конкурентоспособности национальной экономики.

Информатизация общества осуществляется в русле концепции Национальной информационной инфраструктуры, направленной на создание электронного правительства; построение открытых инфокоммуникационных систем; стандартизацию и сертификацию средств и систем информатизации; обеспечение доступа к ресурсам локальных и глобальной сетей; расширение сферы применения государственного языка в цифровом поле; обеспечение безопасности и защиту государственных ресурсов.
В современном Казахстане идёт становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной системы. На смену старому содержанию образования идёт новое. Оно обращено к ребёнку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. И место, где до ребёнка и его проблем есть кому-то дело - школа.

Современный учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Информатизация образовательного процесса привела в настоящее время к тому, что школы оснащены современным оборудованием. За последние учебные годы в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по многим предметам школьной программы. Что из себя представляет ЭОР? ЭОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Также нужно отметить систему электронного обучения , пришедшую в систему образования всех стран мира с новыми инфокоммуникационными технологиями, без которых сегодня немыслима жизнь ни в одной сфере экономики и общества.

Система будет функционировать в Интернете как своеобразный Интранет, пользователями которой будут учащиеся и студенты, учителя, мастера производственного обучения и преподаватели, родители, администраторы, тьюторы и все другие, кто участвует в образовательном процессе. У каждого из них будет свой логин и пароль. Входя в систему, пользователь входит в свой личный кабинет, т.е. в свой собственный офис, позволяющий учащимся и студентам - учиться дистанционно по цифровым образовательным ресурсам, руководителям организаций образования - анализировать результативность педагогических процессов и принимать своевременные управленческие решения, родителям - знакомиться с учебными достижениями своих детей. Это и есть новая парадигма обучения, когда выстраиваются новые отношения участников образовательного процесса в условиях их мобильного дистанционного взаимодействия, и самое главное, - всем обучаемым предоставляются равные возможности. Независимо от того, в какой школе учится ученик: в городской или отдаленной сельской и малокомплектной - он будет иметь равный доступ к учебному процессу, в котором главной фигурой останется его родной учитель, но теперь не один, а вместе с лучшими учителями республики, учеными, которые дистанционно будут объяснять ученику новую тему и проверять его учебные достижения по каждой теме.

e-Learning - платформа новой парадигмы обучения и условие массового качественного образования.


Типы электронных образовательных ресурсов:

Наборы Электронных образовательных ресурсов, расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
• Информационные источники сложной структуры. (ИИСС - это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных Электронных материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области)
• Инновационные учебно-методические комплексы. ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
• фундаментальность общеобразовательной подготовки;
• способность учиться;
• коммуникабельность, умение работать в коллективе;
• способность самостоятельно мыслить и действовать;
• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Проблема выбора эффективных ЭОРов, способствующих реализации новых целей образования - одна из актуальных проблем сегодня. Использование ЭОРов в обучении физике - это способ повысить мотивацию учащихся, расширить спектр средств обучения, расширить наборы применяемых учебных задач и многое другое.
На восприятие материала, изучаемого с помощью ЭОРа в немалой степени влияют параметры:
• Контент - качество и уникальность, логичность и последовательность изложения учебного материала
• Возможность дифференциации и индивидуализации обучения;
• Учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся;
• Сбалансированность информационного объема;
• Интерактивность;
• Наглядность, в частности, качество графических объектов; качество текста, его читаемость - т.е. гарнитура, размер, стили и т.д.;
• Оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при наличии)
• Навигация - удобство использования ресурса, структурное размещение информационных групп и разделов.

Варианты построения уроков физики с использованием ЭОРа:

Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа. Так, например, при изучении тем курса, можно использовать соответствующий медиаобъект (Физика, 8 класс, Просвещение Казахстан), формулы, таблицы и т.д.

В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
ЭОР используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Использование ЭОР обеспечивает: поддержку в постановке проблемы и ее обсуждении. Например, при изучении некоторых тем можно использовать фрагмент флэш-анимации . Учащиеся определяют соотношение величин, расставляют данные исследования в таблицу и сразу же проверяют свой ответ.
Проведение исследования, которое трудно или невозможно осуществить в практическом плане. Например, при изучении строения вещества, можно рассмотреть следующий опыт . При этом учащиеся должны выполнить следующие действия:
1. Захватив кольцо курсором мыши, перемещаем его вверх и вниз, демонстрируя прохождение шарика сквозь кольцо. (можно из верхнего положения его просто отпустить и оно свободно упадет).
2. Зажигаем спиртовку, щелкнув по ней мышкой (до полного прогревания шарика спиртовка и кольцо становятся недоступными о чем свидетельствует исчезновение курсора как указательного пальца при наведении на данные объекты ).
3. Повышение температуры шарика символически отображается изменением его цвета.
4. После полного прогревания, кольцо становится вновь доступным и, захватив его мышкой, перемещаем вверх, обращая внимание на то, что шарик, на этот раз, перемещается уже вместе с ним.
5. Оставляем его на любой высоте, наглядно демонстрирующей отсутствие натяжения нити, после чего щелчком тушим спиртовку.
6. Через некоторый промежуток времени шарик проваливается сквозь кольцо. Вновь поднимаем и опускаем кольцо, демонстрируя, что шар свободно проходит сквозь него.
7. Делаем вывод.
Пользователь может сделать выбор:
a) включать или нет дополнительные кнопки.
б) показывать или нет текстовый вывод.
в) воспользоваться электронным микроскопом, что позволит наглядно продемонстрировать поведение частиц, из которых состоит шар, при нагревании и охлаждении.
г) можно включать или выключать подсветку для чего достаточно навести курсор в правый или левый верхний угол и при появлении надписи «подсветка» произвести щелчок левой кнопкой мыши. Повторный щелчок позволяет ее отключить.

Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи. В России, например, по инициативе Министерства Образования формируется Единая коллекция Электронных образовательных ресурсов (ЦОР) на основании списка потребностей системы образования в Электронных образовательных ресурсах, доступ к которой есть и у казахстанских пользователей.

Используя эти материалы в своей педагогической деятельности, учителям удается стимулировать познавательный интерес учащихся, способствовать лучшему усвоению учебной программы курса физики за счет того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная емкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого явления.
Как показывает практика использования Электронных ресурсов на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Использование дисков дома помогло учащимся не только читать тексты к урокам, но и использовать дополнительную информацию для более качественной подготовки к выступлениям, конференциям, проверочным и контрольным работам. Нужно отметить результативность и огромную помощь использования электронных пособии при самостоятельной подготовки учащихся к ЕНТ дома.

Учащихся всегда интересует творческий процесс и его конечно де результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания.

Компьютерное творчество помогает развить творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к математике.

Результаты использования образовательных электронных ресурсов в нашей школе: для учащихся - это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах; для учителя - значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.


Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.






Список литературы:

1. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе.
2. Бовтенко М.А. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности.
3. Лында, А.С. и др. Педагогика.
4. school-collection.edu.ru/
5. somit.ru/

6. ru.wikipedia.org/wiki/

7. history.nci.kz/node/11

8. school-collection.edu.ru/









ГУ «Карабатырская средняя школа»












Использование электронных образовательных ресурсов на уроках физики в современной школе.










Мамаева А.С. -учитель второй категории




2013год.

© 2010-2022