Рабочая программа по дисциплине Маркетинг

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ СПО

«ИЖЕВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ,

УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА»







УТВЕРЖДАЮ


Директор техникума


__________ Белова Е.И.

«____»___________20____ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОП. 14 «Маркетинг»

наименование дисциплины


по специальности 080110 «Банковское дело»

код, наименование









Ижевск

2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080110 «Банковское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 г. № 703, укрупненная группа специальностей 080000 «Экономика и управление»

Организация-разработчик:

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза»

Разработчик:

Бесогонова Елена Владимировна, преподаватель дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Маркетинг»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

Е.В. Бесогонова_________________

«_____» ________________20___г.

рассмотрено

Предметной (цикловой)

комиссией _________________________________

Протокол №_____

от «____»__________20__г.

Председатель ЦК _________/__________________/

Рекомендована Экспертным советом НОУ СПО «ИКТ ЭУП УПС»

Заключение Экспертного совета № ______ от «____»_____________20___г.

номер














СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


2


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6


3


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


4


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


5


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ

15

































  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Маркетинг»

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080110 «Банковское дело» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 «Экономики и управление».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОП 14. Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить маркетинговые исследования,

-анализировать их резуль­таты и принимать маркетинговые решения;

-анализировать маркетинговую окружающую среду;

-проводить сегментацию рынка;

-оценивать позиции товаров на различных этапах ЖЦТ, разрабатывать стратегии поведения в соответствие с этапом ЖЦТ;

-выявлять конкурентные преимущества товаров;

-разрабатывать новые виды товаров;

-оценивать преимущества и недостатки выбранной ценовой стратегии;

-применять маркетинговые коммуникации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-понятие и сущность маркетинга;

-принципы, объекты, субъекты, функции, средства и методы маркетинговой деятельности;

-особенности маркетинговой деятельности в банковской сфере;

-понятие и значение маркетинговой информации;

-методы проведения маркетинговых исследований;

-значение маркетинговой окружающей среды;

-понятие сегментирования рынка, основные принципы сегментации;

-сущность товарной политики в маркетинге;

-принципы ценообразования в маркетинге;

-понятие товародвижения в маркетинге;

-характеристику маркетинговых коммуникаций.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

20

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


изучение инновационных способов проведения маркетинговых исследований

2

подготовка сообщений

3

выявление наиболее значимых факторов внутренней и внешней среды, влияющих на деятельность коммерческих банков

2

изучение процесса сегментации проводимого коммерческими банками

2

изучение темы «Бренд»

2

изучение структуры формирования цены товара

2

изучение инновационных методов и форм распространения товаров

2

изучение стилей рекламных обращений.

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета














2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Маркетинг»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы маркетинга

21

Тема 1.1. Сущность

маркетинга


Содержание учебного материала

2

1

Маркетинг как экономическая категория. Основные понятия маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Особенности маркетинга в банковской сфере.


1

2

Принципы, объекты, субъекты, функции, средства и методы маркетинговой деятельности.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений

Примерная тематика сообщений:

-История маркетинга.

-Интересные факты в истории развития маркетинга.

- Маркетинг в банковской сфере.

2

Тема 1.2.

Маркетинговая информация и маркетинговое исследование


Содержание учебного материала

2

1.

Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация.


1

2.

Маркетинговые исследования: понятия, этапы, методы.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

1.Разработка листа опроса для проведения маркетингового исследования методом анкетирования.

2.Проведение маркетингового исследования методом анкетирования, обработка результатов исследования.

3.Анализ вторичной маркетинговой информации.

6

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение инновационных способов проведения маркетинговых исследований.

2

Тема 1.3.

Окружающая среда маркетинга

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие маркетинговой среды и ее составные части.

1

2.

Макросреда, микросреда- их особенности.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

4.Анализ маркетинговой среды коммерческого банка.

2


Контрольные работы: Тестирование по разделу «Основы маркетинга»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Выявление наиболее значимых факторов внутренней и внешней среды, влияющих на деятельность коммерческих банков.

2

Раздел 2

Комплекс маркетинга

35

Тема 2.1.

Сегментирование рынка

Содержание учебного материала

3

1.

Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке.

1

2.

Основные принципы сегментации.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

5. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка в соответствии с особенностями деятельности банка.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Изучение процесса сегментации проводимого коммерческими банками.

2

Тема 2.2

Товарная

политика

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортимента и товарной номенклатуры.


1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

6. Построение классической матрицы BCG и выработка стратегии на разных этапах ЖЦТ.

7.Выявление конкурентных преимуществ товара, предлагаемого коммерческими банками.

8.Разработка нового товара.

6

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Изучение темы «Бренд»

2

Тема 2.3

Ценообразование в маркетинге

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и сущность цены. Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Основные виды ценовой стратегии.

1

2

Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

9. Оценка ценовой стратегии выбранной коммерческим банком: выявление преимуществ и недостатков.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Изучение структуры формирования цены товара.

2

Тема 2.4

Организация товародвижения


Содержание учебного материала

2

1

Понятие товародвижения. Природа и цели товародвижения. Организация товародвижения. Значение посредников и каналов распределения и сбыта.

1

2

Функции каналов товародвижения. Классификация каналов товародвижения в зависимости от составляющих их уровней. Типы посредников.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Изучение инновационных методов и форм распространения товаров

2

Тема 2.5

Коммуникации в маркетинге

Содержание учебного материала

2

1

Понятие ФОССТИС, его составные части и средства. Маркетинговая коммуникация - основная функция ФОССТИС. Цели и средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, метод прямых продаж.

Рекламная деятельность. Виды рекламы. Рекламный бюджет. Правила рекламы. Законодательство о рекламе.

Каналы и средства распространения рекламы.

1

Лабораторные работы



Практические занятия

10. Разработка рекламного обращения. Создание товарного знака и логотипа.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовка сообщений

Примерная тематика сообщений:

1.История возникновения рекламы.

2. Необычные рекламные обращения.

2.Изучение стилей рекламных обращений.

2

Дифференцированный зачет

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

56


Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации ПРОГРАМММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Маркетинга».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству учащихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект ученической мебели;

- доска классная;

Учебно-наглядные пособия:

- наглядные пособия;

- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Правовые источники:

1.Гражданский кодекс (ч. 4 с последующими изменениями и дополнениями).

2.Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ (ред. от 30.12.2009 с последующими изменениями и дополнениями).

Основные источники:

1.Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 219 с.;

2.Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник-М.: Издательский центр «Академия», 2010;

3.Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие-Ростов н/Д:Феникс, 2010;

4.Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2010. - 912 с.;

5.Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 12-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 816 с.;

6.Крылова Г.Д., Соколова, М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций / Г.Д. Крылова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 348 с.;

7.Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. - 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 463 с.

8.Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2010. - 568 с.

9.Михалева Е.П. Маркетинг: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 222 с.

10.Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова - М.: Юристъ, 2010. - 45 с.

11.Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты / А.П. Панкрухин. - М.: ИМПИЭ, 2008. - 160 с.

Дополнительные источники:

1 Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник-М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К», 2009;

2.Крылова Г.Д. Практикум по маркетингу: Учебное пособие- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

Интернет-ресурсы:

1.Энциклопедия маркетинга: marketing.spb.ru/

2.Сайт гильдии маркетологов: marketologi.ru/

3.Сайт Российской ассоциации маркетинга: ram.ru/

4.On-line журнал по маркетингу 4p.ru: 4p.ru/

5.Административно-управленческий портал: aup.ru

6.marketingandresearch.ru/-журнал











4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, в том числе заданий для самостоятельной работы.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

-проводить маркетинговые исследования,

-анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;

-анализировать маркетинговую окружающую среду;

-проводить сегментацию рынка;

-оценивать позиции товаров на различных этапах ЖЦТ, разрабатывать стратегии поведения в соответствие с этапом ЖЦТ;

-выявлять конкурентные преимущества товаров;

-разрабатывать новые виды товаров;

-оценивать преимущества и недостатки выбранной ценовой стратегии;

-применять маркетинговые коммуникации.

Входной контроль - тестирование

Текущий контроль - оценка практического занятия; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;

Тематический контроль - тестирование;

Итоговая аттестация -дифференцированный зачет.

Усвоенные знания:

-понятие и сущность маркетинга;

-принципы, объекты, субъекты, функции, средства и методы маркетинговой деятельности;

-особенности маркетинговой деятельности в банковской сфере;

-понятие и значение маркетинговой информации;

-методы проведения маркетинговых исследований;

-значение маркетинговой окружающей среды;

-понятие сегментирования рынка, основные принципы сегментации;

-сущность товарной политики в маркетинге;

-принципы ценообразования в маркетинге;

-понятие товародвижения в маркетинге;

-характеристика маркетинговых коммуникаций.

Входной контроль - тестирование

Текущий контроль - оценка практического занятия; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;

Тематический контроль - тестирование;

Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-демонстрирует интерес к будущей профессии;

-проявляет активность в получении профессионального опыта, умений и знаний;

-аргументирует сущность и социальную значимость будущей профессии;

-участвует в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах.

-наблюдение;

-собеседование;

-оценка практического занятия;

-тестирование;

-оценка выполнения заданий для самостоятельной работы.


















ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-демонстрирует умение планировать свою собственную деятельность, прогнозировать ее результаты;

-обоснованно выбирает методы и способы решения профессиональных задач;

-адекватно оценивает эффективность и качество выполнения собственных действий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

-демонстрирует способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;

-выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи;

-демонстрирует умение осуществлять поиск необходимой информации с

использованием различных источников, включая электронные источники.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-демонстрирует умение осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;

-адекватно оценивает полученную информацию с позиции ее своевременности и актуальности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-демонстрирует способность эффективно общаться с преподавателями, студентами, потребителями, клиентами банка.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- проявляет ответственность за результат выполненных заданий каждым членом команды при работе в команде;

-осуществляет самоанализ и коррекцию результатов собственной работы и работы членов команды при групповом задании;

-проявляет способность оказать и принять взаимную помощь.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

-грамотно решает ситуационные задачи с применением профессиональных знаний и умений;

-осуществляет обзор публикаций в профессиональных изданиях.

-занимается самообразованием, осознанно планирует повышения квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-демонстрирует умение осваивать новые правила и технологии в области профессиональной деятельности;

-демонстрирует умение применять инновации в области профессиональной деятельности

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

-демонстрирует стремление к развитию культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми;

-стремиться устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий между людьми.



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ

Дата дополнения,

№ протокола

Содержание дополнения

ФИО,

должность

Подпись




























6


© 2010-2022