- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бесогонова Е.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НОУ СПО
«ИЖЕВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
__________ Белова Е.И.
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП. 14 «Маркетинг»
наименование дисциплины
по специальности 080110 «Банковское дело»
код, наименование
Ижевск
2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080110 «Банковское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 г. № 703, укрупненная группа специальностей 080000 «Экономика и управление»
Организация-разработчик:
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза»
Разработчик:
Бесогонова Елена Владимировна, преподаватель дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Маркетинг»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
Е.В. Бесогонова_________________
«_____» ________________20___г.
рассмотрено
Предметной (цикловой)
комиссией _________________________________
Протокол №_____
от «____»__________20__г.
Председатель ЦК _________/__________________/
Рекомендована Экспертным советом НОУ СПО «ИКТ ЭУП УПС»
Заключение Экспертного совета № ______ от «____»_____________20___г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
5
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
15
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Маркетинг»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080110 «Банковское дело» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 «Экономики и управление».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП 14. Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-проводить маркетинговые исследования,
-анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
-анализировать маркетинговую окружающую среду;
-проводить сегментацию рынка;
-оценивать позиции товаров на различных этапах ЖЦТ, разрабатывать стратегии поведения в соответствие с этапом ЖЦТ;
-выявлять конкурентные преимущества товаров;
-разрабатывать новые виды товаров;
-оценивать преимущества и недостатки выбранной ценовой стратегии;
-применять маркетинговые коммуникации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-понятие и сущность маркетинга;
-принципы, объекты, субъекты, функции, средства и методы маркетинговой деятельности;
-особенности маркетинговой деятельности в банковской сфере;
-понятие и значение маркетинговой информации;
-методы проведения маркетинговых исследований;
-значение маркетинговой окружающей среды;
-понятие сегментирования рынка, основные принципы сегментации;
-сущность товарной политики в маркетинге;
-принципы ценообразования в маркетинге;
-понятие товародвижения в маркетинге;
-характеристику маркетинговых коммуникаций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
20
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
изучение инновационных способов проведения маркетинговых исследований
2
подготовка сообщений
3
выявление наиболее значимых факторов внутренней и внешней среды, влияющих на деятельность коммерческих банков
2
изучение процесса сегментации проводимого коммерческими банками
2
изучение темы «Бренд»
2
изучение структуры формирования цены товара
2
изучение инновационных методов и форм распространения товаров
2
изучение стилей рекламных обращений.
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Маркетинг»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы маркетинга
21
Тема 1.1. Сущность
маркетинга
Содержание учебного материала
2
1
Маркетинг как экономическая категория. Основные понятия маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Особенности маркетинга в банковской сфере.
1
2
Принципы, объекты, субъекты, функции, средства и методы маркетинговой деятельности.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-История маркетинга.
-Интересные факты в истории развития маркетинга.
- Маркетинг в банковской сфере.
2
Тема 1.2.
Маркетинговая информация и маркетинговое исследование
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация.
1
2.
Маркетинговые исследования: понятия, этапы, методы.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
1.Разработка листа опроса для проведения маркетингового исследования методом анкетирования.
2.Проведение маркетингового исследования методом анкетирования, обработка результатов исследования.
3.Анализ вторичной маркетинговой информации.
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение инновационных способов проведения маркетинговых исследований.
2
Тема 1.3.
Окружающая среда маркетинга
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие маркетинговой среды и ее составные части.
1
2.
Макросреда, микросреда- их особенности.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
4.Анализ маркетинговой среды коммерческого банка.
2
Контрольные работы: Тестирование по разделу «Основы маркетинга»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выявление наиболее значимых факторов внутренней и внешней среды, влияющих на деятельность коммерческих банков.
2
Раздел 2
Комплекс маркетинга
35
Тема 2.1.
Сегментирование рынка
Содержание учебного материала
3
1.
Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке.
1
2.
Основные принципы сегментации.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
5. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка в соответствии с особенностями деятельности банка.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение процесса сегментации проводимого коммерческими банками.
2
Тема 2.2
Товарная
политика
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортимента и товарной номенклатуры.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
6. Построение классической матрицы BCG и выработка стратегии на разных этапах ЖЦТ.
7.Выявление конкурентных преимуществ товара, предлагаемого коммерческими банками.
8.Разработка нового товара.
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение темы «Бренд»
2
Тема 2.3
Ценообразование в маркетинге
Содержание учебного материала
2
1
Понятие и сущность цены. Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Основные виды ценовой стратегии.
1
2
Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
9. Оценка ценовой стратегии выбранной коммерческим банком: выявление преимуществ и недостатков.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение структуры формирования цены товара.
2
Тема 2.4
Организация товародвижения
Содержание учебного материала
2
1
Понятие товародвижения. Природа и цели товародвижения. Организация товародвижения. Значение посредников и каналов распределения и сбыта.
1
2
Функции каналов товародвижения. Классификация каналов товародвижения в зависимости от составляющих их уровней. Типы посредников.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение инновационных методов и форм распространения товаров
2
Тема 2.5
Коммуникации в маркетинге
Содержание учебного материала
2
1
Понятие ФОССТИС, его составные части и средства. Маркетинговая коммуникация - основная функция ФОССТИС. Цели и средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, метод прямых продаж.
Рекламная деятельность. Виды рекламы. Рекламный бюджет. Правила рекламы. Законодательство о рекламе.
Каналы и средства распространения рекламы.
1
Лабораторные работы
Практические занятия
10. Разработка рекламного обращения. Создание товарного знака и логотипа.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
1.История возникновения рекламы.
2. Необычные рекламные обращения.
2.Изучение стилей рекламных обращений.
2
Дифференцированный зачет
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Всего:
56
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации ПРОГРАМММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Маркетинга».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект ученической мебели;
- доска классная;
Учебно-наглядные пособия:
- наглядные пособия;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Правовые источники:
1.Гражданский кодекс (ч. 4 с последующими изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ (ред. от 30.12.2009 с последующими изменениями и дополнениями).
Основные источники:
1.Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 219 с.;
2.Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник-М.: Издательский центр «Академия», 2010;
3.Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие-Ростов н/Д:Феникс, 2010;
4.Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2010. - 912 с.;
5.Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 12-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 816 с.;
6.Крылова Г.Д., Соколова, М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций / Г.Д. Крылова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 348 с.;
7.Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. - 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 463 с.
8.Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2010. - 568 с.
9.Михалева Е.П. Маркетинг: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 222 с.
10.Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова - М.: Юристъ, 2010. - 45 с.
11.Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты / А.П. Панкрухин. - М.: ИМПИЭ, 2008. - 160 с.
Дополнительные источники:
1 Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник-М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К», 2009;
2.Крылова Г.Д. Практикум по маркетингу: Учебное пособие- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
Интернет-ресурсы:
1.Энциклопедия маркетинга: marketing.spb.ru/
2.Сайт гильдии маркетологов: marketologi.ru/
3.Сайт Российской ассоциации маркетинга: ram.ru/
4.On-line журнал по маркетингу 4p.ru: 4p.ru/
5.Административно-управленческий портал: aup.ru
6.marketingandresearch.ru/-журнал
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, в том числе заданий для самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Освоенные умения:
-проводить маркетинговые исследования,
-анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
-анализировать маркетинговую окружающую среду;
-проводить сегментацию рынка;
-оценивать позиции товаров на различных этапах ЖЦТ, разрабатывать стратегии поведения в соответствие с этапом ЖЦТ;
-выявлять конкурентные преимущества товаров;
-разрабатывать новые виды товаров;
-оценивать преимущества и недостатки выбранной ценовой стратегии;
-применять маркетинговые коммуникации.
Входной контроль - тестирование
Текущий контроль - оценка практического занятия; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
Тематический контроль - тестирование;
Итоговая аттестация -дифференцированный зачет.
Усвоенные знания:
-понятие и сущность маркетинга;
-принципы, объекты, субъекты, функции, средства и методы маркетинговой деятельности;
-особенности маркетинговой деятельности в банковской сфере;
-понятие и значение маркетинговой информации;
-методы проведения маркетинговых исследований;
-значение маркетинговой окружающей среды;
-понятие сегментирования рынка, основные принципы сегментации;
-сущность товарной политики в маркетинге;
-принципы ценообразования в маркетинге;
-понятие товародвижения в маркетинге;
-характеристика маркетинговых коммуникаций.
Входной контроль - тестирование
Текущий контроль - оценка практического занятия; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
Тематический контроль - тестирование;
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-демонстрирует интерес к будущей профессии;
-проявляет активность в получении профессионального опыта, умений и знаний;
-аргументирует сущность и социальную значимость будущей профессии;
-участвует в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах.
-наблюдение;
-собеседование;
-оценка практического занятия;
-тестирование;
-оценка выполнения заданий для самостоятельной работы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-демонстрирует умение планировать свою собственную деятельность, прогнозировать ее результаты;
-обоснованно выбирает методы и способы решения профессиональных задач;
-адекватно оценивает эффективность и качество выполнения собственных действий.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
-демонстрирует способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;
-выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи;
-демонстрирует умение осуществлять поиск необходимой информации с
использованием различных источников, включая электронные источники.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-демонстрирует умение осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;
-адекватно оценивает полученную информацию с позиции ее своевременности и актуальности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-демонстрирует способность эффективно общаться с преподавателями, студентами, потребителями, клиентами банка.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- проявляет ответственность за результат выполненных заданий каждым членом команды при работе в команде;
-осуществляет самоанализ и коррекцию результатов собственной работы и работы членов команды при групповом задании;
-проявляет способность оказать и принять взаимную помощь.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-грамотно решает ситуационные задачи с применением профессиональных знаний и умений;
-осуществляет обзор публикаций в профессиональных изданиях.
-занимается самообразованием, осознанно планирует повышения квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-демонстрирует умение осваивать новые правила и технологии в области профессиональной деятельности;
-демонстрирует умение применять инновации в области профессиональной деятельности
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
-демонстрирует стремление к развитию культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми;
-стремиться устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий между людьми.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
Дата дополнения,
№ протокола
Содержание дополнения
ФИО,
должность
Подпись
6