- Преподавателю
- Другое
- Доклад Сохранение природных ресурсов, как одно из направлений экологического воспитания обучающихся
Доклад Сохранение природных ресурсов, как одно из направлений экологического воспитания обучающихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Машурова Г.В. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сохранение природных ресурсов, как одно из направлений экологического воспитания обучающихся.
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.
Экологическое образование сегодня является одной из мировоззренческих основ учебно-воспитательного процесса и неотъемлемой частью учебной и внеклассной деятельности нашей школы, работы школьного лесничества.
Вопросам экологического воспитания, просвещения в нашей школе всегда уделялось много внимания.
Основными направлениями эколого-просветительской деятельности являются:
-оказание практической помощи Борщовскому лесничеству: посадка леса, уход за сеянцами сосны в теплице, прополка посадки дуба в питомнике, сбор лекарственного сырья, заготовка ягод и грибов, сбор семян дикорастущих пород деревьев и кустарников, изготовление и развешивание скворечников и кормушек для птиц;
-посильное участие в благоустройстве школы и поселка;
-в пожароопасный период организация инструктирования безопасного пребывания школьников в лесу;
-проведение массовой разъяснительной работы среди населения об экологическом значении лесов и правилах поведения в лесу.
Также мы выпускаем наглядную агитацию, при необходимости оказываем помощь лесничеству по устройству мест отдыха в лесу, занимаемся изготовлением аншлагов.
Школьное лесничество при Алтуховской СОШ было создано на базе Навлинского лесокомбината в 1971 году и успешно работало до апреля 1986 года. Второе рождение школьного лесничества произошло в 2000 году, и сейчас оно работает на правах кружка, который возглавляет учитель биологии Терехина В.М. В 2012 году на областном слете школьных лесничеств ребята стали победителями.
Члены школьного лесничества ведут исследовательскую работу и разрабатывают экологические проекты для участия в районных и областных конкурсах, для участия в научно-практических конференциях. Объектами эколого-просветительской, природоохранной, учебно-исследовательской работы стали лесопитомник по выращиванию дуба и теплица с сеянцами сосны Борщовского лесничества, экологическая тропа «Удивительное рядом», памятник природы областного значения «Болото Рыжуха», природный парк «Золотой Рог», аллея лиственницы, Алтуховское озеро, родники.
В прошлом учебном году, выбирая тематику социального проекта «Я - гражданин России», Совет старшеклассников отталкивался от ряда проблем, нуждающихся во внимании со стороны общественности и специалистов. Среди них наиболее важная - укрепление и сохранение природных ресурсов, являющихся важным фактором для здоровья человека.
Поскольку человек сам создаёт неблагоприятные для своей жизни условия, именно он сам должен позаботиться о своей экологической безопасности. Об этом мы говорили в прошлом году, работая над проектом «Приведи в порядок свою планету». Тогда же второй по степени важности была определена проблема сохранения природных источников (родников).
Журчит родник, прохладою маня,
И музыка его ласкает душу.
Я слушаю. И хочется мне слушать.
И хочется припасть к нему. Меня
Уже давно его питают воды
Надеждою, любовью, добротой.
И, может быть, теперь надежды той,
Не ведая, я пожинаю всходы.
И уже в начале прошедшего учебного года ребятами единогласно было принято решении о разработке социального проекта, связанного с сохранением и благоустройством родников.
Алтухово может похвастаться обилием природных источников, занятными историями и легендами, связанными с появлением некоторых из них и с их наименованиями. Ключевую воду из Шешуевского родника может испить каждый въезжающий в поселок со стороны трассы «Москва -Киев». По пути на водоем, привычно называемый алтуховским озером, вы обязательно спуститесь к источникам живительной влаги на Золотом Рогу (парковая зона поселка) и отведаете чистейшей родниковой водицы...А уж если вы посетили наш поселок в христианский праздник «Преполовной среды», то вам прямой путь на Шустовский колодец, где вы можете омыться хрустальной водой родника и повесить на дерево платок или какую другую тряпицу за здоровье всех живущих. Кстати, существует легенда об этом роднике…
«Когда-то давным- давно в тех местах проходил тракт Москва -Киев, по которому совершали свой нелёгкий путь паломники в Печерскую лавру. У этого источника они останавливались на ночлег. Однажды знаменитый купец Шустов вез свою больную дочь в Киев, к святым местам, надеясь на её исцеление. Остановившись у источника передохнуть, он напоил и омыл дочь водой. Приехав в Киев, девушка вышла из кареты исцелённой. Поверив в благодать Божию и в святость источника, в благодарность купец на этом месте построил часовню. С тех пор источник носит название «Шустовский».
Именно с Шустовским источником и связан проект школьников. Их не оставило равнодушным то обстоятельство, что навес над колодцем и верхние венцы самого сруба пришли в ветхость. Столбы подгнили, и навес вот-вот завалится. Для решения возникшей проблемы они связались и с главой поселения, и с давними друзьями школы - местными предпринимателями. Все с пониманием отнеслись к затее ребят, ведь благое дело легче делать сообща. Обещали помочь пиломатериалами и рабочими руками Носов Ю.В. и Сенющенков Д.В., а ребята уже в сентябре стали зарабатывать деньги для реализации проекта: собрали желудей как семенной фонд более чем на 2 тыс. рублей. На эти деньги собственно и были приобретены гвозди и пиломатериал для сооружения навеса над родником и лавочек для отдыха. А вот замену верхних венцов колодца произвели взрослые.
В период работы над проектом ребята узнали много нового об истории поселка, его легендах и сказаниях, составили карту природных источников на территории Алтухово, провели исследовательскую работу на тему «Живительная сила родников» с учителем биологии Терёхиной В.М., подготовили презентацию «Живи, родник!». Проект реализован к 29 мая 2013 года, к празднику Преполовной среды.
Сохранение природных ресурсов, по моему мнению, должно вестись не с позиций назиданий, лозунгов, а через совместную творческую деятельность обучающихся на благо малой родины. И неоспорима истина: любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с бережного отношения к тому месту, где ты вырос.