• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии. »

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии. »

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»




«СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Председатель ЦМК

__________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 2015 г.







Методическая разработка

теоретического занятия

По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и

инфекционной патологии.»

по дисциплине (МДК) «Инфекционные болезни»

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

для специальности 31.02.01 Лечебное дело Курс II




Ф.И.О. автора Павленко Надежда Ивановна





2015-2016 уч. год



  1. Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.» Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программой профессионального модуля ПМ.02 Диагностическая деятельность способствуя формированию следующих компетенций:

- ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения необходимых для изучения данной темы.


2.Содержание


  1. Методический блок

  2. Информационный блок

  3. Приложения:

Презентация Power Point




  1. Методический блок

Технологическая карта

  1. Тема: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

  2. Наименование учебной дисциплины, профессионального модуля: «Инфекционные болезни»

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции


  1. Цели:

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

- сущность категорий: инфекция, инфекционный процесс, эпидемический процесс;

- систему организации медицинской помощи инфекционным больным; основные свойства возбудителя,

- эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути

передачи инфекции,

уметь:

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала;


  1. Формируемые профессиональные компетенции:

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

V. Схема интеграционных связей УД и ПМ:

1. Междисциплинарные связи:

Дисциплина ПМ

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

Основы микробиологии и иммунологии

Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии

ПМ.01 Диагностическая деятельность

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

Гигиена и экология человека

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

ПМ.04 Профилактическая деятельность

Здоровый человек и его окружение

2. ВМетодическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»нутридисциплинарные связи:

Инфекционные болезни. Особенности инфекционных болезней. Принципы профилактики инфекционных болезней. Использовать полученные знания при профилактике инфекционных заболеваний.

Учебная практика по профилю специальности

VI. Оснащение занятия:

  1. Методическое: методическая разработка теоретического занятия

  2. Техническое: мультимедийная презентация

VII.Методы и приемы

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приёмы

Мотивация

1.Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

α-I

Словесные:

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Наглядные:

- иллюстрации, демонстрация;

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

2.Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

α - II - III

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

α - II - III

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

4. Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

α - III

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.





VIII. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы (по форме):

п/п

Дисциплина

/профессиональный модуль

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Вид

занятий

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Кол-во

студ./

кол-во

экземпляров

Обеспеченность,

%

Наличие электронной версии

Примечание*

1.

«Инфекционные болезни»

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции


Теорети-ческое занятие

Диагностика инфекционных заболеваний МДК 01.01.Пропедевтика клинических дисциплин

учеб. пособие в соответствии с ФГОС для специальности «Лечебное дело» для студ. учреждений сред. мед.проф. образования

А.К. Белоусова Ростов н/Д : Феникс

2015. - 184 с.

25/


-


В.А. Малов

У.Я. Малова

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

М. «Академия»,2009, 345с.

25/25

100

+


Т.В.Антонова,

М.М. Антонов,

В.Б. Барановская,

Д.А. Лиознов

Сестринское дело при

инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

М. «ГЕОТАР-Медиа», 2014, 412с.

25/25

100

+



Хронокарта теоретического занятия:

п/п

Структурные элементы урока


Время

(мин.)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

1.

Организационная часть занятия

2


Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, их внешнего вида, наличие тетради для конспекта лекции. Отмечает отсутствующих, выясняет причины.

Студенты готовят тетради, ручки.

2.

Сообщение темы лекции и план.

2


Сообщает тему занятия,

Записывают тему и план занятия.

3.

Сообщение домашнего задания

3

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают задания, задают вопросы.


4.

Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы)

5-7

Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом


Слушают, записывают , задают вопросы.


5.

Сообщение и усвоение новой темы (восприятие, осмысление, закрепление)

70

Раскрывает содержание темы.

Излагает теоретический материал на основе взаимопонимания, задает вопросы студентам, отвечает на вопросы студентов

Слушают изложение материала, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя

6.

Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся)

5

Задает вопросы студентам, выслушивает ответы, корректирует ответы студентов, контролирует конспекты лекции у студентов

Систематизируют полученную информацию.

Отвечают на вопросы преподавателя, используют конспекты

7.

Заключительная часть

1

Дает методические рекомендации к самостоятельной работе.




II. Информационный блок


1. Теоретическое занятие:

Текст лекции:

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в , которым предшествовало открытие микробов (А Левенгук, 1632-1723).

Луи Пастер (1822-1895, Франция). доказал, что вакцина, изготовленная из возбудителей той или другой болезни, способна уберечь человека от соответствующего заболевания или существенно ослабить его течение

Р.Кох (1843 г. - 1910 г., Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1905 г

Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) определили не только торжество контагионистской теории эпидемий, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д )

Первая мировая война, последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до сих пор распространению различных эпидемий. Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организатор -Д. К. Заболотный (1866-1929), Заболотному принадлежит открытие наличия природных очагов чумы и первый учебник по эпидемиологии. Д. К. Заболотный создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский, М. Н. Соловьев и другие, внесшие в последующем огромный вклад в развитие эпидемиологии. Д. К. Заболотный считается основоположником отечественной эпидемиологии.

Л. В. Громашевский (1887-1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи.

Эпидемический процесс - это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения. На принципе разделения возбудителей инфекций по месту локализации основана классификация инфекционных болезней по Громашевскому:

  1. Кишечные инфекции (локализация в ЖКТ).

  2. Инфекции дыхательных путей (локализация в дыхательных путях).

  3. Кровяные инфекции трансмиссивные (локализация в крови.).

  4. Инфекции наружных покровов (локализация в коже и слизистых).

Вторая классификация по путям передачи по Черкасскому (1994 год):

1Кишечные инфекции ( пищевой путь, заражение через рот).

2Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь, заражение через дыхательные пути).

3Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.).

4Кровяные инфекции не трансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.).

5Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

Помимо такого деления, все инфекции, которыми заражается и болеет человек, принято разделять еще на три группы:

Антропонозы - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь).

Зоонозы ( от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку и передающиеся от животного человеку, от человека человеку не передаются.

Сапронозы - заболевания, возбудители которых находятся в окружающей среде.

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней". Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему.

По выражению И.И. Мечникова, «...инфекция есть борьба между двумя организмами». Отечественный вирусолог В.Д. Соловьев рассматривал инфекционный процесс как «особого рода экологический взрыв с резким усилением межвидовой борьбы между организмом-хозяином и внедрившимися в него патогенными бактериями». Известные инфекционисты А.Ф. Билибин и Г.П. Руднев (1962) определяли его как сложный комплекс «физиологических защитных и патологических реакций, возникающих в определенных условиях внешней среды в ответ на воздействие патогенных микробов».

Современное научное определение инфекционного процесса дано В.И. Покровским: «Инфекционный процесс - это комплекс взаимных приспособительных реакций в ответ на внедрение и размножение патогенного микроорганизма в макроорганизме, направленных на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой».

Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс - один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь - натуральную оспу - можно считать условно ликвидированной на планете. Однако вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка не иммунных людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Особое значение приобретает медицинская безграмотность населения. Отсюда позднее обращение к врачу и несвоевременная госпитализация инфекционных больных (дифтерия, боррелиоз - болезнь Лайма и др.). Во всех странах мира, независимо от экономического развития, отмечается и рост инфекционных заболеваний , регистрируются эпидемии.

К особо опасным инфекционным болезням относятся карантинные болезни (ООКИ) - холера, чума, натуральная оспа, желтая лихорадка. Натуральная оспа ликвидирована в октябре 1977 г., что было сертифицировано Генеральной Ассамблеей ВОЗ в мае 1980 г. С1994 г. резко ухудшилась эпидемическая обстановка по чуме в мире. На территории России угроза заболевания людей остается высокой в связи с напряженной эпизоотической обстановкой среди диких животных в природных очагах этой опасной болезни (Республика Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Горный Алтай). Периодически осложняется эпидемическая обстановка по холере. В результате завоза инфекции паломниками в Республике Дагестан возникла крупная вспышка холеры в 1994 г. Было зарегистрировано 1119 больных и 1249 вибриононосителей. Единичные случаи заболевания холерой были зарегистрированы и на других территориях России. Заболевания преимущественно регистрировались у лиц, занимающиеся коммерческой деятельностью и туризмом. Наиболее вероятными в отношении завоза и распространения чумы и холеры остаются краевые, областные и республиканские центры, имеющие интенсивные связи с эндемичными по этим инфекциям странами. Возможен занос чумы в приграничные населения, расположенные в непосредственной близости к эндемичным территориям Монголии и Северо-Восточного Китая, в которых условия для ранней диагностики ограничены.

3.Понятие об эпидемиологическом процессе и его звеньях.

Эпидемический процесс - это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения.

Как известно, для развития эпидемического процесса необходимо наличие трех основных звеньев: источника инфекции, механизма передачи инфекции и восприимчивого населения.

ИСТОЧНИК

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

НАСЕЛЕНИЯМетодическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

МЕХАНИЗМЫ И ПУТИ

ПЕРЕДАЧИ

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

Рис.1 Схема эпидпроцесса.

Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

ИСТОЧНИКМетодическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»Методическая разработка лекции По теме: «Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии.»

Источник

Источник

Источник

Веерообразный Поступательный

. Виды эпидпроцесса.

Разновидности:

1.антропонозный

2.зоонозный

3.антропонозно-зоонозный (смешанный)

Отсутствие (или разрыв) любого из них приводит к прекращению эпидемического процесса. При планировании и проведении профилактических мероприятий теоретически и практически обоснованным является их разделение на три группы: 1) мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение); 2) мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи; 3) мероприятия по повышению невосприимчивости населения. Соответственно этой эпидемиологической триаде выделяют три группы профилактических (противоэпидемических) мероприятий.

Изучаемые вопросы Уровень усвоения

1.Поняття об инфекционных болезнях, инфекции, II

инфекционном процессе. I

2. Краткие исторические сведения.

3. Разные формы взаимодействия макро- и микроорганизма. II

4.Классификация инфекционных болезней. II

5. Характерные признаки инфекционных заболеваний. II

6. Температура и типы лихорадочных кривых. Типы инфекционной сыпи.

7. Осложнения, рецидивы, реинфекция. Исход заболевания. II

8. Формы проявления инфекции. I

9. Понятие об эпидемическом процессе, эпидемическом очаге, I

спорадической заболеваемости, эпидемии, пандемии, эндемии.

10. Основные принципы профилактики инфекционных болезней. II

2.Распечатка иллюстративного материала для мультимедийного сопровождения и/или перечень таблиц.

III. Контролирующий блок


  • Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала:

- Что такое «Инфекция»?

- Какими факторами должен обладать микроорганизм чтобы вызвать заболевание?

- Что такое «вирулентность»?

- Что такое «иммунитет»?

- Назовите типы лихорадочных кривых.

- Перечислте виды высыпаний.

- Что такое «дезинфекция»?

- Назовите исходы инфекционных заболеваний.

  • Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

- Инфекционный процесс - это……..

- Перечислите отличия инфекционных заболеваний от других.

- Назовите периоды инфекционного заболевания.

- Что положено в основу классификации инфекционных заболеваний

по Л.В. Громашевскому?

  • Перечислите формы проявления инфекции.

  • Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

IV. Приложения:

1.Презентация Power Point

2.Образцы студенческих внеаудиторных работ









© 2010-2022