Внеаудиторное мероприятие И помнит мир. .. (учащиеся и студенты)

     Среди множества форм внеаудиторной воспитательной работы, особое место занимают литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, подготовленные к таким значимым памятным датам, как День Победы. Они являются составной частью направления «Нравственность», цель которого – обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у учащихся осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям.      Данное мероприятие посвещено соб...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум»








Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия

на тему «И помнит мир…»



Преподаватель: Ватаман Екатерина Кирилловна

Образовательное учреждение: ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум»

Форма проведения: Вечер памяти

Продолжительность мероприятия 45-60 минут






Каменка

Внеаудиторное мероприятие

«И помнит мир…»

Цели:

Показать военные события глазами очевидцев, ярко переданных в письмах с фронта.

Развивать образное мышление студентов, углубить представления о событиях Великой Отечественной войны, погрузиться в атмосферу военных лет.

Воспитание патриотизма, национальной гордости за героическое прошлое русского народа.

Воспитывать уважение к воинам-освободителям и желание быть на них похожими.

Тип мероприятия: вечер памяти

Комплексно-методическое обеспечение мероприятия:

  • Мультимедийная презентация «И помнит мир…»

  • Клипы музыкальных песен «22 июня ровно в 4 часа», «Прощание славянки», «Ты ждешь Лизавета», «Огонек», «Катюша», «От героев былых времен», «А зори здесь тихие».

  • Мультимедийный проектор.

Используемая литература:

  1. Великая Отечественная война [ 1941-1945]. -М.: политиздат, 1973

  2. Венок Славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т..-М.:Современник,1985

  3. Война. Народ. Победа, 1941-1945. Статьи. Очерки. Воспоминания/ Сост. Ж.В.Таратута. Кн.3.- М.: Политиздат, 1985

  4. Московская пролетарская. Сборник очерков и воспоминаний. / Сост. В.Минкевич и Ю.Плотников.-М.: Московский рабочий, 1978

  5. Народная летопись Великой Отечественной. В 6-ти т.- ГУИПП «Бендерская типография «Полиграфист»,2010

  6. Э. Поляновский Столько лет спустя.- М.: Политиздат, 1985

  7. Приднестровье. История в иллюстрациях.- Тираполь,2010

  8. Репортаж с фронтов войны [1941-1945] М.: Полиграфист,1970

  9. Советская Молдавия.- Кишинев, 1982

Сайты:

http:|//www/ festival.1september.ru

http:|//www/ world-war/ru

http:|//www/ chelny.-city.ru

http:|//www/ muslib.ru

http:|//www/ mp3 clihs/ru

План мероприятия


  1. Вступительная часть

  2. Просмотр клипа песни «22 июня ровно в 4 часа»,

  3. Чтение студентами отрывка из письма

  4. Просмотр клипа песни «Прощание славянки»,

  5. Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня»

  6. Чтение стихотворения Б.Лиханова «Письмо солдата»,

  7. Просмотр клипа песни «Ты ждешь Лизавета»

  8. Чтение стихотворения Э.Асарова «Письмо с фронта»,

  9. Чтение стихотворения Г.Степанова «Письмо»

  10. Чтение письма Кати Сусаниной

  11. Просмотр клипа песни «Огонек»

  12. Чтение стихотворения Г.Нефедова «Я гляжу на тебя, мама», «Год 41-й»

  13. Чтение стихотворения С.Маршака «Почта военная»

  14. Чтение стихотворения И.Уткин «Ты пишешь письмо мне»

  15. Просмотр клипа песни «Катюша»

  16. Просмотр клипа песни, «От героев былых времен»

  17. Чтение стихотворения А.Мишина «День победы»

  18. Чтение истории одного ветерана

  19. Просмотр клипа песни «А зори здесь тихие».

  20. Заключительное слово чтением стихотворения С.Щипачева.




Ход мероприятия


Ведущий 1 С каждым годом становится все меньше участников Великой Отечественной войны. Но память не исчезает. Больше того, вопрос о том, что и как мы помним о войне, с каждым годом становится все острее.

Рассказчиков о войне остается все меньше, успеть бы записать их воспоминания. Но есть солдатские письма с фронта, знаменитые треугольники, и письма на фронт. Треугольников множество разбросано по военным архивам; они лежат, не разобранные, интерес к ним начинают проявлять в основном к «круглым датам». На самом деле, они очень интересны.

Виссарион Саянов

Есть в нашей простоте особое величье.

Вот на столе письмо,- и это жизнь сама

Потомкам воссоздаст ее души обличье

В каракулях простых солдатского письма.

Песня «22 июня ровно в 4 часа».(клип мин 2.53)

Ведущий 2. 22 июня 1941 года. Из письма Аникиной Лидии Николаевны

(Приписка на письме, - Б.Д.Ч.)

«Милый Ромочка, только что, перед тем как отпустить тебе письмо, прослушали сообщение Молотова. Потрясло ужасно. Не знаю, что делать, за что приняться, ничего не соображу, да и все так же».

Песня «Прощание славянки» (клип мин 3.31)

«Жди меня» К. Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

ЖВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)елтые дожди,

Жди, когда снега метут.

Жди. когда жара,

Жди, когда других не ждут.

Позабыв вчера.

Жди, когда издальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять неждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

Ведущий 1 Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в "солдатский треугольник", писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

Борис Лихарев

Письмо солдата

НВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)аписал я все, что надо,

А увижусь - доскажу,

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый - самый главный.

Этот угол я загну,

Что с победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго,

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать тебя своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки, фронтовое письмецо!

1942г

Ведущий 2 Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.

Ведущий 1 Письма эти были светом в окошке для домочадцев, родственников, солдатские треугольники носили из дома в дом, они как бы озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд.

Песня «Ты ждешь Лизавета» (клип - мин. 2.58)

ВВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)едущий 2 Бумаги страшно не хватало, а писали бойцы обычно огромными корявыми буквами - бисерным почерком отличались только образованные. Так что помещалось в такое письмо немногое - только самое важное. Но начиналось и заканчивалось оно всегда одной из немногих обязательных «формул».

Ведущий 1 Например, так: «Добрый день, веселый час, пишет вам, кто знает вас». Сын родителям пишет, вряд ли они ошибутся, но в письме все должно быть, как положено. А в конце - не менее обязательное: «Жив, здоров, ваш...» Он двумя строчками выше жаловался, что никак не может выздороветь, что рука не слушается и лопатка болит, но закончит письмо все равно именно так.

Эдуард Асадов ПИСЬМО С ФРОНТА

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!


Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку.

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Внеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник украшал,

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребятам читал.


Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, вот здесь, на войне,

Приятели, книжки, московские споры,

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы.

Пусть так, возвратимся оценим вдвойне!


Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки


За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом.

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай - я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!


ВВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)едущий 2 Раньше в деревнях были специальные люди, которые всем письма писали; наверняка были такие и в армии и уж тем более в госпиталях («руку приложил боец такой-то»); так они, не спрашивая, сразу писали зачин и концовку, а уж потом в середине письма излагали то, что, собственно, автор и хотел сообщить.

Ведущий 1 Прежде всего солдат сообщал, как он себя чувствует (физически), что являлось очень важной информацией для любого крестьянина. Холодно, жарко, голодно - описывал свое физическое состояние. Писал, что очень тоскует по семье и беспокоится, почему так долго те ему не пишут. Для меня так и осталось загадкой, почему письма с фронта все-таки доходили: их много в музеях, а письма из дома, где никаких особенных секретов нет: вчера отпахали, и тетя Нюра умерла - не доходили. Во всяком случае, почти в каждом солдатском письме - этот вопль: почему не отвечаете?!

Ведущий 2 Потом солдат пишет о том, что ему интересно. А интересно ему, как он будет бить врага. Вот сейчас - письмо допишет, выздоровеет, отдохнет и пойдет бить врага. И обязательно его победит, «вы не беспокойтесь».

Геннадий Степанов

ПВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)ИСЬМО

За мною смерть гуляет по пятам,

Земля гудит и стонет под ногами.

А я на зло всем грозам и смертям

Письмо пишу на родину стихами.

Привет тебе, любимая жена!

Привет с земли войною опаленной.

Здесь дом сгорел, и нива сожжена,

И вырублен врагами сад зеленный.

По черным трубам ветер гонит пыль.

Край хлеборобный , что с тобою стало?

Какой злодей красу твою сгубил

И чья нога поля твои топтала?

За Сейном, на холмистом берегу,

Незваный гость по нашим селам блудит.

Мы не забудем Курскую дугу ,

Но трижды враг ее не позабудет!

Проклятые! Над вашей головой

Кружиться ворон в черном ожиданье,

За все, за все- за дом, за край родной,

За все невыразимые страдания,

За стоны братьев наших и сестер,

За наших жен, томящихся в печали,-

Мы поклялись исполнить приговор

И кровью нашу клятву подписали.

1943

Ведущий 1 В большинстве случаев бойцы писали совершенно искренне о том, что на самом деле думали и переживали, что считали действительно важным.

Ведущий 2 Образ врага, его непосредственное, сиюминутное ощущение очень ярко передан в письмах. Гитлеровский, фашистский враг выступает здесь как огромная чудовищная нерасчленимая сила, которая поднимается на тебя. Письма бедны на эпитеты, но враг - всегда «лютый, заклятый». Зверь. Примерно так же описывают ощущение врага тексты, сохранившиеся от прежних войн, например, войны начала прошлого века. Это крестьянский и вполне традиционный образ. Это не немцы сами по себе, а враг вообще. Есть свидетельства, что когда попадает в деревню один немец, к нему относятся как к человеку, с ним пытаются разговаривать, договариваться. А вот несколько немцев - это уже враг, страшная опасность, которую надо уничтожать.

Письмо 15-летней девочки

Кати Сусаниной с фашистской каторги

Лиозно, 12 марта 1943 г.

Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя прось­ба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание тво­ей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот.

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень ху­денькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, ру­ки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполни­лось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл па­тефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рва­ное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди ни­кому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,-сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя.

Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а
хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний двор­ник. Тогда сам барон срывал с меня платье и Пил ногами. Я те­ряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уез­жают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше уме­реть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Мое сердце верит: письмо дойдет.

Твоя дочь Катя Сусанина...

Ведущий 1 И есть в письмах чисто мужское чувство, что семью и дом от врага надо защищать. В них очень мало Сталина, но много упоминаний о Родине. Родина для фронтовика - не Кремль, в котором Сталин сидит, а родная деревня, свой дом, своя семья. Этот образ точно передал Константин Симонов: клочок земли, припавший к трем березам... Что заодно с тремя березами они защитили и всю страну, они поймут много позже.

Ведущий 2 Главный мотив: «побьем врага, и потом будем жить весело».

Они дороги им потому, что, кроме письма с фронта или военной фотокарточки, очень часто у семьи не оставалось ничего от близкого человека.

Ведущий 1 Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла.

Внеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)Ведущий 2 Конечно, сразу приходит в голову мысль о цензуре: все о ней знали, так не поэтому ли?.. Доказать это, как и противоположное, очень трудно, но логичнее предположить, что поэтому многого не писали: о том, например, что не хотят воевать, а хотят убежать домой, или о том, что командир злой, как собака, или что вчера свои били по своим и кого-то убили. Всего этого в письмах действительно нет. Но чтобы специально для цензуры стараться, изводить драгоценную бумагу...

Песня «Огонек» (клип 3.44)

Внеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)

Ведущий 1 А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии.

Ведущий 2 Одним из таких героев был наш земляк, уроженец Каменского района с Кузьмин Ион Сидорович Солтыс в своем письме он обращался к матери: «Не обижайся, мама, что пишу редко, нет времени. Фотографию прислать не могу. Не беспокойся, скоро буду дома, вернусь с победой, когда растает снег». Снег растаял, но сын, став героем, так и не вернулся…

Геннадий Нефедов «Я ГЛЯЖУ НА ТЕБЯ, МОЯ МАМА»

Я гляжу на тебя, моя мама,

С фотокарточки в нашем дому,

Что не раз ты со стенки снимала,

Прижимая к лицу своему.

Я не плачу в такие минуты -

Быть серьезным фотограф просил,

Но порой у меня почему-то

Не хватает для этого сил…

У кого их, родимая, хватит,

Если сорок не прожитых лет

Мы с тобою одни в этой хате,

Где ни внуков, ни правнуков нет.

Мама, мама не мы в том виною,

Не бывает за теми вины,

Кто ходит сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны.

Слышно мне, как теплы твои руки,

И слова у меня горячи:

Вся страна- твои дети и внуки,

Потому, что я жизнь им вручил.

Пусть они не увидят не грамма

Из того, что я видел в бою…

Пусть они берегут тебя, мама,

Как берег я Отчизну мою.

Вас от беды заслоняя стеною,

Пусть стоят они, правдой сильны,

И умеют сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны…

Ведущий 1 Получить "треугольничек" было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

Во время войны все отказывались работать почтальонами…

Геннадий Нефедов « ГОД 41-Й»

Год 41-й…
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: "Лёшенька! Алёша!"
Когда ж девчушка "треугольничек" вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: "Сыночек мой! Живой!"

Ведущий 2 Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат

Внеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)

С.Маршака "ПОЧТА ВОЕННАЯ"

Сын писал письмо отцу и поставил точку.
Дочка тоже к письмецу приписала строчку.
Много дней письму идти, чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути, гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок за стеклом вагона

А потом мелькнёт лесок, садик станционный.
А потом пойдут поля и леса густые,
Пашен чёрная земля - Средняя Россия.
Через всю пройдут страну два листка в конверте
И приедут на войну, в край огня и смерти.

Ведущий1 Письма от любимых согревали бойцов в холодном окопе, а поднимающихся в атаку защищали от смерти и вселяли надежду на скорую встречу.

Иосиф Уткин ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ.

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго та пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь…

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

… Давно мы из дома. Огни наших комнат

за дымом войны не видны.

Но тот, кого любят, но тот кого помнят,-

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной.

Мы скоро вернемся, я знаю. Я верю.

И время такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером, вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.

Песня «Катюша» (клип 2.23)

ВВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)едущий 2 Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом.

9 мая - считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

Песня «От героев былых времен» (клип 2.17)

Алексей Мишин ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Я тетю Настю в поле встретил.

С почтовой сумкой шла она,

И разносил веселый ветер:

«Война окончилась, война».

Бросали бабы плуг на пашне,

Забыв о хлебе и коне,

И становился день вчерашний

Вольней и радостней вдвойне.

Здесь раздавала тетя Настя

Конверты почты полевой,

И бабы полакали от счастья,

Сойдясь на тропе луговой.

И ребятишки, смазав пятки,

Неслись к оставшимся углам,

И там, среди родни, солдатки

Делили радость пополам.

А тетя Настя

Стёжкой длинной

В пустую хату не пошла,

И похоронная на сына

Который день ей сердце жгла.

У ног ее шептали травы,

Дрожала в поле тишина,

И гулко вторили дубравы:

«Война окончилась, война».

Ведущий 1 Много воды унесла река времени с тех пор, как отгремела война. Заросли шрамы окопов, выросли новые поколения. Все меньше с каждым годом остается среди нас живых участников и очевидцев тех страшных событий.

Ведущий 2 У тех, кто пережил войну, память о ней никогда не померкнет. И не унять волнения всякий раз, когда держишь в руках документ из истории Великой Отечественной. Будь то скромное солдатское письмо с передовой, принадлежавшее тогда только близким людям, а сегодня обжигающее суровой правдой времени сердца всех. Или фронтовая фотография, что навеки остановила мгновение стремительной атаки, короткого затишья между боями.

ВВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)едущий 1 На одном из форумов о ВОВ есть фотография ветерана с треугольником в руках. Он рассказывает молодежи, о том какую он видел войну своими глазами.

Ведущий 2 А конце рассказа о своем боевом пути ветеран достаёт военный треугольник - письмо с фронта. Не выпуская из рук, дает его посмотреть молодым людям. Кто-то говорит - штемпеля нет, а кто-то - адрес, мол, неполный, значит - письмо не дошло...
И тогда ветеран рассказывает:


- Письмо дошло. Это моё письмо. Впопыхах я вот так невнимательно подписал конверт: «Ленинград. Улица. Фамилия, имя, отчество отца»... И письмо дошло! И только после войны я узнал об этом. И представил голодный, заснеженный блокадный Ленинград, и почтальона день за днем обходящего все дома на нашей улице, методично расспрашивающего жильцов - не живет ли в их доме Глухов Александр Иванович. Он (или она) мог оставить его в почтовом отделении, выбросить в конце концов, но писем с фронта так ждали!! И почтальон, едва переставляя ноги, шел и шел по заметенной снегом улице, из дома в дом... из дома в дом. И письмо в конце концов нашло адресата! Конечно - мы на фронте воевали, били врага, победили!.. Но этот ратный подвиг безымянного ленинградского почтальона вот уже столько лет живет во мне, как самая дорогая память!

Песня «А зори здесь тихие» (клип 2.26)

Ведущий 1 Солдатские письма… Теперь они, сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями. В рамку бы их да на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами, а может, и прадедами - прошли ведь не то что годы, многие десятилетия. Солдатские письма должны жить. Жить в семьях как память и гордость фамильная, жить в книгах - пусть все читают. Пусть это будет маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них честь и достоинство державы, народа. Пусть помогают нам жить и работать, беречь честь и достоинство.

Ведущий 2 И хочется вслед за поэтом Степаном Щипачёвым повторить, как клятву:

Весь под ногами шар земной

ЖВнеаудиторное мероприятие И помнит мир... (учащиеся и студенты)иву. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Чем им обязан - знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.



© 2010-2022