- Преподавателю
- Другое
- Возможности дистанционное образование для обучения детей-инвалидов
Возможности дистанционное образование для обучения детей-инвалидов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головин В.А. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В.А. Головин
ЛПИ-филиал СФУ
Возможности дистанционное образование для обучения детей-инвалидов
В России современное образование декларируется как доступная среда для всех категорий детей. Здоровые дети могут ходить в образовательные учреждение сами и спокойно обучаться по общей программе. Но есть такая категория детей, с физическими или психологическими отклонениями, у которых такие возможности ограничены. В настоящее время, по данным Минздрава, в России на 2014 год детей-инвалидов - 540 тыс. 837. Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году [6].
Проблема включения в образовательную среду детей-инвалидов сейчас достаточна распространена. Во-первых, одной из проблем является отсутствие специальных классов для них в отдельных регионах (селениях). Во-вторых, родители этих детей не хотят отпускать своих детей из дома, считая, что другие дети будут издеваться над ними или они не будут успевать делать те или иные задания. И третей причиной является проживание семей с такими детьми в отдаленных населенных пунктах с ограниченным выбором форм обучения.
В последние годы увеличилось число статей посвященных проблемам воспитания и обучения детей-инвалидов: Житко Е. А.[3], Дмитриева М. А.[4], Ганеева Н.Н., Самигуллина Г.Ю.[5]
Одним из путей решением проблемы обучения детей-инвалидов может дистанционное обучение (далее ДО).
Андреев А.А. считает, что ДО - это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующая на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [1].
Палат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. сходятся во мнении, что ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) - форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2]. То есть, по нашему мнению, ДО - это технология обучения на расстоянии, с помощью которой учитель обучает своего ученика, физически находясь в другом месте. Дистанционное обучение уже несколько лет практикуется у нас в России. Изначально оно была направлено на заочное обучение и практикуется в нашей стране в таких учреждениях, как Владимирский государственный университет (ВлГУ), Ухтинский Государственный Технологический Университет (УГТУ), Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП) и др.
Эта технология обучения имеет как положительные так отрицательные черты, которые мы бы хотели представить в таблице 1.
Таблица
Положительные и отрицательные моменты дистанционного обучения.
Положительные
Отрицательные
обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой
отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся
Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой.
Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
Технология может использоваться в обучении детей-инвалидов, потому что, благодаря ей ребенок сможет получать не только среднее образование на дому, но и высшее. Так же он сможет учиться по специально подготовленной учителем программе, в которой будут учтены его индивидуальные качества и недостатки.
Инструменты для осуществления дистанционного обучения перечислены в таблице 2.
Таблица 2
Инструменты для дистанционного обучения
Инструменты
Преимущества
Недостатки
Skype
Визуальная, текстовая и звуковая связь между учеником и преподавателем, отправка любых файлов и документов, адаптирована под специфику задач.
В большинстве случаев требуется высокоскоростной стабильный интернет, веб камера, достаточно современный компьютер.
Team speak, Raidcall
Звуковая, текстовая связь между учеником и преподавателем. Не требует высокоскоростного интернета и может использоваться компьютер любой комплектации.
Микрофон, нельзя передавать файлы и документы, общение осуществляется только посредствами голосовой или текстовой связи.
Moodle
Позволяет адаптировать ее под специфику задач, легкость пользования, ориентированной на западную модель обучения.
В системе не предусмотрены группы уровня сайта, нет возможности составить итоговую ведомость.
Применение Роботов в образовательной сфере
Ученик сможет передвигаться по школе, находясь в другом месте по средством управления роботом, сможет общаться со своими одноклассниками и учителем,
Дорогостоящее оборудование, хрупкость, требуется высокоскоростной интернет, требуется подготовка к управлению роботом.
На наш взгляд, эта технология обучение достаточна действенна для этих детей. Потому что благодаря ей дети с отклонениями в развитии, смогут спокойно и не подвергаясь лишней опасности получать образование, находясь у себя дома. Преподаватель может выбирать благоприятное для него время для проведения урока, а также сможет разработать индивидуальную программу обучения для обучающегося, так что бы он не отставал в обучении от своих здоровых ровесников.
Литература:
-
Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "дистанционное обучение" [Электронный ресурс]. Режим доступа: e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html
-
Палат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Подред.Е.С. Полат.М. Издательский центр 'Академия', 2004
-
Житко Е. А." Дистанционное образование детей-инвалидов"// Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 558-559.
-
Дмитриева М. А. "комплексной помощи детям-инвалидам"// Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 305-306.
-
Ганеева Н.Н., Самигуллина Г.Ю."РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ"// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3 - С. 40-41
-
Данные Минздрава "В России выросло число детей-инвалидов" 17 АПРЕЛЯ 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: yodnews.ru/news/2015/04/17/child