• Преподавателю
  • Другое
  • ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО АВИАМОДЕЛИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО АВИАМОДЕЛИРОВАНИЯ

Идея творческого обучения, ориентированного на поддержку и развитие творческого потенциала ребенка, является той основой, которая, определяет ответ на вопрос как учить детей. Творческое обучение в противовес «репродуктивному» основано на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ребенка по выявлению проблемы, постановки задачи, поиску и осуществлению её решения. Факт, подмеченный уже в XVII веке, привел целый ряд философов, педагогов и психологов к мысли о том, что главная зад...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Инновации в проектировании концепции программы начального авиамоделирования в условиях модернизации дополнительного образования»






Автор: Никитин Виктор Викторович

педагог дополнительного образования















г.Таганрог

2005 год

2


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение. -------------------------------------------------------------------------------3


  1. Основная часть. -----------------------------------------------------------------------5

    1. Теоретический раздел.--------------------------------------------------------5

    2. Практический раздел.---------------------------------------------------------7

а) «Детское авиамодельное конструкторское бюро» (ДАКБ).------7

б) Элетробойцовка - тренажёр «воздушного боя».--------------------8

в) Элетролет - тренажёр для начинающих. ----------------------------8

г) Использование компьютерных технологий при

разработке моделей и подготовки пилотов

радиоуправляемых моделей. -----------------------------------------9

д) Лагерь. ----------------------------------------------------------------------9

    1. Показатели эффективности проводимой работы. ---------------------10


  1. Заключение. ------------------------------------------------------------------------------13


  1. Литература. -------------------------------------------------------------------------------14


  1. Приложения ------------------------------------------------------------------------------15

    1. Грамоты.

    2. Образовательная программа спортивно-технической направленности «От идеи до модели».





3


1. Введение.

В.И. Андреев определяет инновационный урок как урок, который имеет новое, оригинальное, творчески привнесённое педагогом изменение в цель, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Люди отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Исследуя механизм модернизации общества, социологи обращают внимание на важность соответствия доминирующего типа личности происходящим социальным изменениям. В современном обществе востребован компетентный человек - человек с гибким мышлением, способный приобретать новый опыт учиться, самостоятельно принимать решения, опираясь на знания.

Идея творческого обучения, ориентированного на поддержку и развитие творческого потенциала ребенка, является той основой, которая, определяет ответ на вопрос как учить детей. Творческое обучение в противовес «репродуктивному» основано на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ребенка по выявлению проблемы, постановки задачи, поиску и осуществлению её решения. Факт, подмеченный уже в XVII веке, привел целый ряд философов, педагогов и психологов к мысли о том, что главная задача обучения в школе и за её пределами - поддержание и сохранение исследовательских и творческих склонностей ребенка. С другой стороны, творческое обучение явно не может рассматриваться как привилегия одаренных и талантливых детей, а является идеалом, к которому должна стремиться система образования.

В настоящее время наибольшие возможности для реализации обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся, предоставляет система дополнительного образования. Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жёстких стандартов педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся. Целью в этом случае становиться создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нём от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.

При проектировании содержания образования необходимо ставить цель обеспечения «естественной образовательной среды» характеризующейся следующими особенностями:

  • среда должна сохранять и развивать познавательную активность и мобильность ребёнка;

4


  • среда должна подтверждать творческие проявления подростков;

  • среда должна признавать уникальность творческой судьбы ребенка, и в связи с этим, индивидуальное планирование им перспектив собственного развития.

При определении приоритетных целей и задач проектирования необходимо помнить, что дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно остаться в русле желаний и возможностей ребёнка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.

Необходимо также тщательно продумать ресурсное обеспечение проекта (определение пространственно-временных показателей для реализации проекта, материально-техническое обеспечение, правовое и др.).

Учитывая разнообразие социальных, образовательных и психологических функций современного дополнительного образования, наряду с целью собственно предметного обучения должны быть определены цели познавательного и личного развития учащихся, а также их социализации, т.е. необходимо формировать у учащегося способности быть субъектом (носителем) тех способов и тех видов деятельности, которые необходимы ему для успешного вхождения и активной жизни в современном обществе.

Цели обучения в учреждении дополнительного образования включают в себя:

  • передачу учащимся знаний, умений и навыков, соответствующих определенным культурно-историческим видам человеческой деятельности (музыкальная, техническая, художественная, спортивная и т.д.);

  • развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, являющемуся ведущим для данного возраста (игровая, учебная, коммуникативная, допрофессиональная и т.п.);

  • создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их склонностей в разных сферах деятельности человека.


5


2. Основная часть.

2.1. Теоретический раздел.

Исследуя механизмы модернизации общества, социологи обращают внимание на важность соответствия доминирующего типа личности происходящим социальным изменениям. В современном обществе востребован компетентный человек - человек с гибким мышлением, способный приобретать новый опыт учиться, самостоятельно принимать решения, опираясь на знания.

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся.

Идея творческого обучения привела к созданию различных моделей такого обучения. В области интеллектуального творчества естественной формой обучения становится исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская работа будет успешной в том случае, если она проводится не эпизодически, а в строгой системе, а также, если учащиеся осознают её смысл и целесообразность.

Приобщая учащихся к исследовательскому поиску, необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Процесс образования, сопутствующий выполнению научного исследования, является наиболее естественным для учащегося и, по сути, имеет характер самообразования.

Требования личностной ориентации образования могут быть реализованы только при инновационной направленности творческой педагогической деятельности.

Н.Р. Юсуфбекова: Педагогическая инноватика - учение о создании педагогических новшеств, их оценка в практике.

В определениях понятия «новшество», даваемых многими авторами, трактуется как изменение, но не всякое, а во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое, во вторых, прогрессивное, направленное на повышения эффективности образования.

Но ведь это и не «процесс» и не результат.

Точнее «новшество - это идея возможного повышения эффективности образования».

Понятие «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего то, введение новизны.

Применительно к педагогическому процессу в учреждениях дополнительного образования инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.

6


Можно выделить следующие базовые принципы развития индивидуальности детей:

  • принцип равноправия;

  • принцип диалогичности;

  • принцип совместной деятельности педагога и обучающегося;

  • принцип свободной самореализации личности;

  • принцип творчества.









7


2.2. Практический раздел.

Выше названным требованиям вполне соответствует сложившиеся естественным путём такие формы и методы ведения занятий как:

а) «Детское авиамодельное конструкторское бюро» (ДАКБ).

б) Элетробойцовка - тренажёр «воздушного боя».

в) Элетролет - тренажёр для начинающих.

г) Использование компьютерных технологий при разработке моделей и

подготовке пилотов радиоуправляемых моделей.

д) Лагерь.

а) Работа «Детского авиамодельного конструкторского бюро» (ДАКБ) подобна деятельности в большой жизни авиационных фирм и КБ, которая проходит в развитии и постоянной конкуренции. На пример, во время Великой Отечественной Войны на истребитель Мессершмитта Яковлев ответил своим истребителем, в 60-е годы «Фантом» соперничал с МиГ-21, в настоящее время знаменитый Су-27 является противовесом американскому F-15 и т.д.

Работа ДАКБ постоянна - не ограничена временными рамками. Обучающиеся становятся как бы конструкторами, технологами и летчиками испытателями. Специально никто не назначается и не избирается главным конструктором или главным технологом - все равны изначально.

Творческая атмосфера задаётся ещё на первом занятии, когда обучающийся изготавливая модель № 1 из бумаги (см.Приложение 1 к программе «От идеи до модели») получает навыки регулировки и центровки и ему говорится ключевая фраза о том, что «теперь, зная всё это, он может сам придумать и изготовить летающую модель» и может попытаться сделать это дома или на следующем занятии.

При подготовке к очередным соревнованиям при изготовлении определённого класса авиамоделей объявляется «мозговой штурм», во время которого анализируются выступления моделистов в данном классе на предыдущих соревнованиях, новинки, которые продемонстрировали соперники, летные условия (зал, улица), теория полёта и аэродинамика, новости в авиамодельных изданиях, выбираются весовые, геометрические и аэродинамические характеристики модели, скажем, метательный планер (см.Приложение 5 к программе «От идеи до модели»).

На основе такого совместного анализа каждый «главный конструктор» разрабатывает свою модель, вычерчивает шаблоны и приступает к её изготовлению.

Уже по изготовлению, отладке и испытательно-регулировочным полётам выявляется лучшая модель, которая становится естественным образом предметом подражания для начинающих и менее опытных обучающихся.

8

Таким образом, быстрее поднимается и выравнивается общий уровень конструкторской и технологической культуры группы, навыков и умений отдельных воспитанников.

По проведении соревнований определяется окончательный результат работы ДАКБ. Лучшими становятся дети занявшие первые и призовые места (обычно это теже, кто уже лидировал на подготовительном этапе). Лучшие моделисты получают звание «Лучший конструктор» (на модель наносится аббревиатура «Л.К.»). Шаблоны их моделей помещаются в общий фонд стандартов, а модели получают имена собственные («Птичка», «Орлик», «Чайка» и др.) и индивидуальные раскраски.

По принципу ДАКБ строится работа всех групп на постоянной основе с различиями по возрасту и компетенции (1-ый, 2-ой, 3-ий и далее года обучения).

б) На основе такого сотворчества рождаются новые технологические приёмы и способы обработки не традиционных материалов, новые конструктивные решения (см.Приложение 2,4,5,6,7,10,11,14,17 к программе «От идеи до модели»). Появляются новые подклассы моделей, такие как «электобойцовка» (см.Приложение 11 к программе «От идеи до модели»), по которой уже проводятся городские соревнования.

Конструкция «электробойцовки» настолько проста и применение её безопасно, что позволяет обучать пилотов в классе F-2D массово, круглый год и начиная с более раннего возраста.

в) «Электролет - тренажёр для начинающих» (см.Приложение 10 к программе «От идеи до модели»).

Для того, чтобы уметь управлять кордовой моделью, необходимо научиться этому, т.е. следует иметь минимальный налёт, который позволит летать самостоятельно и безаварийно. Опыт приобретается на тренировочных полётах, проводимых на кордодроме. Тренировочные полёты, как и соревнования, проводятся в тёплое и относительно безветренное время, достаточным количеством моделей, двигателей и топлива.

В связи с тем, что на сегодняшний день топливо, двигатели внутреннего сгорания очень дорогие, появилась идея использовать электромоторы для полетов кордовых моделей.

Методическая разработка «Электролет - тренажёр для начинающих» показала, что она способствует более быстрому усвоению навыков управления кордовыми моделями.

Электролет даёт возможность проводить тренировочные полёты круглый год в помещениях и на улице, что позволяет повысить мастерство авиамоделистов.

9


г) В последние годы широкое распространение получили радиоуправляемые модели типа «Park Flyers». Чтобы обучить владению в воздухе радиоуправляемой моделью требуется в среднем 10 полётов. При этом поломки дорогостоящей техники неизбежны. Также расходуется ресурс аппаратуры.

Избежать этого позволяет использования компьютерных симуляторов полета FMS и REFLEKS.

Обучение на симуляторах в течение 6-8 часов вполне достаточно, чтобы воспитанник начал безаварийно летать, что, в общем, значительно ускоряет вступление в строй пилота радиоуправляемой модели.

Использование компьютерных технологий позволяет разрабатывать альбомы для склеивания бумажных моделей-копий и применять их как методический материал для проведения занятий по конструированию и изготовлению стендовых моделей (см.Приложение 3 к программе «От идеи до модели»).

Желание мальчишки иметь у себя на столе копию настоящего самолета приводит его в ряды моделистов-стендовиков. Но не всегда можно приобрести набор с полюбившейся моделью. Компьютер дает возможность решить эту проблему. Воспитанник для того, чтобы изготовить модель должен изучить литературу и документацию по конструкции, истории создания и применения настоящего самолета, копию которого он хочет построить. Продумать общую конструкцию и деталировку модели, её масштаб и окраску, разработать методику и инструкцию по сборке и затем с помощью программы CORELL DRIVE оформить альбом. Альбом можно тиражировать и использовать для проведения занятий с младшими воспитанниками.

д) Большой популярностью пользуется летний лагерь, организованный на базе Станции детского технического творчества «МАК» города Таганрога. Проведение смен с дневным пребыванием позволяет совместить отдых с занятиями авиамоделизмом, подготовкой к областным соревнованиям. Лагерь даёт возможность больше уделить внимания и помочь перспективным юным авиамоделистам, шире привлечь новых воспитанников.



10


2.3. Показатели эффективности проводимой работы.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция детского технического творчества «МАК» города Таганрога проводит традиционные соревнования по авиационным моделям городского и областного уровня совпадающие с временными циклами образовательного процесса.

К ним относятся соревнования:

  • на приз «Золотая Осень»;

  • Новогодние соревнования;

  • посвященные Дню Защитника Отечества;

  • посвященные Дню Космонавтики;

  • посвященные Дню Победы «Кубок Таганрога».

Участие в этих соревнованиях, а также в областных соревнованиях учащихся, позволяет регулярно подводить итоги и оценивать работу авиамоделистов.

Количественные и качественные показатели эффективности проведённой работы сведены в таблицы № 1 и №2.

Анализ полученных результатов показывает определённый их рост по годам.

Эффективность работы «ДАКБ» вполне подтверждается передовыми позициями на областных соревнованиях в классе «Экспериментальных моделей» с электродвигателями. (см.Приложение «Грамоты»).





11


Таблица № 1.

Соревнования

Количество мест х призовые места

2001год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Городские:


на приз «Золотая Осень»

1х1

1х3

1х1

1х2

2х3

2х1

2х3

4х2

2х1

3х3

3х1

2х2

1х3

«Новый год»

1х1

2х2

1х3

3х1

1х3

3х2

1х1

1х3

1х1

1х2

2х1

3х2

4х3

Посвященные Дню Защитника Отечества

1х1

1х2

1х3

3х2

2х3

1х2

3х3

2х1

2х2

3х1

3х2

1х3

Посвященные Дню Космонавтики

4х2

1х3

1х2

1х1

1х3

1х1

1х2

1х3

1х1

2х2

3х3

Областные:






посвященные Дню Победы «Кубок Таганрога»

1х1

1х2

1х1

3х2

1х3

2х3

2х2

1х1

1х2

2х3

2х1

1х2

2х3

Соревнования по кордовым моделям.

(экспериментальные и копии)


_____


1х2


1х1


1х1



1х1

2х2

Сумма:

32

41

44

44

71





12


Таблица № 2.

Места

Количество мест

призовые

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

1 место

4

5

5

8

12

2 место

8

9

6

10

13

3 место

4

6

10

6

11

Итого призеров:

16

20

21

24

36









13


3.Заключение.

Выше обозначенные инновационные процессы в начальном авиамоделировании позволили разработать Авторскую Программу, материалы которой могут быть рекомендованы для использования другими педагогами дополнительного образования, в особенности это касается начинающих, так как последние 20 лет отмечается отсутствие Типовых государственных программ по авиамоделированию.








14


4.Литература


  1. «Управление качеством вариативной системы дополнительного образования детей. Актуальные проблемы и перспективы развития».

М.О. и П.О. Ростовской области

Тезисы выступлений научно-практической конференции.

г.Ростов на Дону, 2005 год.


  1. «Аттестация педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования Ростовской области».

Сборник нормативно-методических материалов.

Выпуск 1. г.Ростов на Дону, 2005 год.


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. г.Казань, 1996 год.








© 2010-2022