- Преподавателю
- Другое
- Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития ребенка
Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития ребенка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Руденко О.П. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития ребенка
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
С
ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Понаблюдать за проведением опыта или эксперимента и определить содержание деятельности воспитателя, содержание деятельности детей. Данные внести в таблицу1.
Старший возраст. Свойства воды.
Таблица1.
Содержание деятельности воспитателя и детей в процессе экспериментирования
Этапы постановки эксперимента
Содержание деятельности воспитателя
Содержание деятельности детей
Осознание того, что хочешь узнать
Формулирование задачи
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму,
Продумывание хода эксперимента
Продумывает материал, оборудование, расположение,безопасность. Последовательность заданий
Прогнозирование результата
С помощью эксперимента закрепление знаний о свойствах воды. Практическое умение пользоваться пипеткой.
Выслушивание инструкций выполнения
Даются по ходу эксперимента. Правило: ничего не пробуем, если это не разрешено.
Узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой
Выполнение этого же задания с помощью пипетки
Выслушивают задание, выполняют
Выполнение работы
Налить в стаканчики воду, рассмотреть ее. Какая вода? Подсказки-схемы способов обследования (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука, язык).
Имеет ли вода вес? Как это проверить?
Имеет ли вода форму?
Чем можно воспользоваться, чтобы не пролить воду?
Как можно убедиться, что вода прозрачная?
Предлагает детям узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Выставляются картинки-подсказки
Предложить выполнить этот опыт еще с пипеткой. Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? По такому принципу работает пипетка.
Наливают воду, рассматривают, нюхают, пробуют на вкус
Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой.
Берут разные сосуды и наливают в них из ведерка по одной банке воды (банка 0,2 бутылка 0,3 л).
Дети сначала наливают воду из таза в ведерки, а из него - в сосуды с помощью воронки.
Смотрят сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки.
Рассматривают задание и выполняют его по алгоритму:
Поставить рядом два стакана - один с водой, другой пустой.
Опустить соломинку в воду.
Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.
Снять палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой.
Наблюдение результатов
Наблюдают по ходу выполнения заданий воспитателя
Фиксирование результатов
Предлагает нарисовать сосуды с водой
• Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой». Результаты фиксируются в рабочем листе
Дети зарисовывают сосуды с водой.
Результаты переноса воды пипеткой фиксируются в рабочем листе .
Словесный отчет об увиденном
Побуждает в ходе экспериментальной деятельности комментировать свои действия, высказывать свои наблюдения.
По ходу экспериментирования комментируют свои действия и свои наблюдения
Формулирование выводов
Помогает правильно сформулировать выводы.
Вода не имеет запаха, прозрачна, безвкусна.
Вода имеет вес.
Можно перелить с помощью воронки.
Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму.
Вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая, прозрачная.
Выводы. С помощью эксперимента дети закрепили свойства воды: может быть прозрачна, не иметь запаха и вкуса и т.д. в ходе практических действий научились пользоваться пипеткой. Свои наблюдения активно обсуждали, фиксировали.
Самостоятельная работа №2 Руденко О.П
Тема: Составление рекомендаций по оформлению уголков экспериментирования
Практические задания:
-
Дать определение предметно-пространственной среде, сформулировать требования к ее оформлению
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений
окружающего мира является метод экспериментирования, который относится
к познавательно - речевому развитию.
Основная задача ДУЗ поддержать и развить в ребенке интерес к
исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Основным оборудованием в уголке являются:
-
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
-
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
-
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
-
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
-
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
-
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
-
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
-
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
-
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
-
безопасность для жизни и здоровья детей;
-
достаточность;
-
доступность расположения
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы - обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер - сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы "Как?" "Почему?".
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
-
Письменно определить роль уголков экспериментирования для познавательного и личностного развития ребенка
В каждой группе ДУЗ создаются условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в создается предметно - развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности и которые предназначены для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности «Детская лаборатория».
Задачи уголка экспериментирования: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
-
Проанализировать содержание уголков экспериментирования в разных возрастных группах и представить сравнительный анализ в соответствии с различными видами деятельности (можно оформить таблицу)
Содержание уголков экспериментирования младшем дошкольном возрасте
Содержание уголков экспериментирования в среднем возрасте
Содержание уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха.
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), "Ткани".
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
- бусинки, пуговицы.
- веревки, шнурки, тесьма, нитки.
- пластиковые бутылочки разного размера.
- разноцветные прищепки и резинки.
- камешки разных размеров.
- винтики, гайки, шурупы.
- пробки.
- пух и перья.
- фотопленки.
- полиэтиленовые пакетики.
- семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
- спилы дерева.
- вата, синтепон.
- деревянные катушки.
- киндер-сюрпризы
- глина, песок.
- вода и пищевые красители.
- бумага разных сортов.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда.
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
Самостоятельная работа №3 Руденко О.П
Тема: Способы фиксации результатов при поведении экспериментов
-
Определить способы фиксации результатов в разных возрастных группах и занести их в таблицу
Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Для фиксации наблюдений существует три вида документов:
-
календарь погоды,
-
календарь природы,
-
дневник (альбом) наблюдений.
Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничится альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечаются педагогом на данный отрезок времени.
Внешнее оформление календаря определяется целями и задачами, вкусом педагога и имеющимися возможностями.
Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нём тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь предоставлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Внешнее оформление календаря полностью определяется педагогом.
Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой при роды. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом.
Способы фиксации в младшем возрасте
Способы фиксации результатов экспериментирования среднем возрасте
Способы фиксации результатов экспериментирования старшем дошкольном возрасте
Запись воспитателя
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневник наблюдений.
Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
Объемные изображения или игрушки
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневник наблюдений.
Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
Сравнение с уже известными детям объектами.
Включение в сюжетно-ролевые игры.
Зарисовывание объекта
Обведение объектов
Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
Использование условных знаков.
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневник наблюдений.
Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
Сравнение с уже известными детям объектами.
Включение в сюжетно-ролевые игры.
Зарисовывание объекта
Обведение объектов
Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
.Использование условных знаков.
Изучение взаимообратных процессов.
Отдельные буквы и слова.
Натуральные объекты.
Циферблаты.
Записи звуков.
Схематическое зарисовывание.
Планы-схемы.
Подсчет количества объектов.
Рисунки-прогнозы.
Фотографирование.
2. Зарисовать типы календарей в разных возрастных группах, представить свои варианты альбомов наблюдений результатов опытно-экспериментальной деятельности детей
Самостоятельная работа №4 Руденко О.П
Тема: Составление рекомендаций для родителей по организации экспериментов в повседневной жизни
Практические задания:
Подготовить рекомендации для родителей детей разных возрастных групп на темы:
1. « Как объяснить детям, почему и когда появляется радуга?»
2. «Как поймать солнечного зайчика?»
3. « Как перенести воду в решете»
Как объяснить ребенку, что такое радуга.
В дошкольном возрасте дети проходят стадию психологического и умственного развития, сопровождающуюся большим интересом к познанию внешнего мира. И они стремятся удовлетворять свое любопытство в виде вопросов к родителям об устройстве мира. И мать с отцом должны суметь объяснить ребенку суть различных явлений природы, например, радуги.
Прошел дождь. Высоко в небе снова стали появляться солнечные лучи, пробиваясь сквозь толщу уже посеревших и выжатых туч. От одного края неба до другого перекинулась радуга. Красота, да и только!
«Мама, откуда на небе появилась радуга?» - задает очередной вопрос ваш неустанный любознательный почемучка. Как рассказать об этом ребенку, чтоб он понял, и при этом не лгать.
Еще в школьные годы на уроках физики нам объяснили, что луч белого света состоит из семи лучей разных цветов, называемых спектром. Спектральные лучи смешиваются и становятся единым белым лучом. Именно спектральные лучи и есть цвета радуги. Когда луч света проходит через предмет с ровными и гладкими сторонами - призму, он рассеивается на все семь радужных оттенков.
Мы с вами знаем об этом прекрасно, но как это объяснить ребенку, сидящему напротив? Такое явление, как радугу, можно показать дома. Возьмите маленькое зеркальце и поймайте солнечный луч, покажите, как по стене скачет солнечный зайчик. А теперь направьте этого зайчика на призму, установленную на подоконнике. Проскочивший сквозь нее луч превратится в маленькую радугу. Ваш малыш обязательно увидит нового солнечного зайчика.
В небе тоже множество крохотных призм - это капли воды или кристаллики льда. Но также в небе очень много солнечных лучей, которые, проходя через толщи воды, разделяются на части и образуют радугу. «Почему тогда радуга не висит на небе все время?». Потому что чаще всего радугу можно увидеть после дождя или снегопада в той стороне, куда ушел дождь, так как именно там капель больше всего. Когда скопление капель в воздухе становится меньше, радуга исчезает.
Увидев собственными глазами, как получается радуга, ваше чадо, скорее всего, захочет ее нарисовать. Тогда вспомните маленькую считалочку, как запомнить какой цвет за каким следует: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". И не забудьте объяснить, что первая буква каждого слова указывает на цвет. "Каждый" - первая буква "К"- цвет Красный, "Охотник" - "О" - цвет оранжевый и так далее.
Вам понадобится
- лист бумаги;
- фломастеры или краски.
1
Адаптируйте свой рассказ для возраста и уровня развития ребенка. Например, любознательному третьекласснику можно рассказать больше о физической природе явления на доступном ему уровне, в то время как четырехлетний вряд ли воспримет эту информацию.
2
Расскажите ребенку о погодных условиях, предшествующих появлению этого оптического эффекта. Объясните, что радуга появляется после дождя. Обратитесь к личным наблюдениям ребенка, например, спросите, заметил ли он, что после дождя воздух влажный. При его согласии объясните, что это происходит из-за того, что в воздухе в это время очень много крошечных водяных капель.
3
На следующем этапе при объяснении прибегните к рисунку. Изобразите на листе бумаги водяную каплю, на которую падает луч света и объясните, что свет, отражаясь в ней, дает ей один из цветов. Далее нарисуйте радугу и скажите, что эти разноцветные полосы - это отражение солнечных
лучей в маленьких каплях воды. Также можете добавить, что радугу нельзя потрогать руками, это всего лишь свет.
4
Ребенку более старшего возраста расскажите о разных ситуациях, при которых может появиться радуга. Например, его интерес может вызвать то, что радугу у водопада можно видеть очень часто, из-за тех же маленьких капелек воды, которыми насыщен воздух. Также поделитесь с ним информацией о том, что радугу можно увидеть даже зимой. Это бывает очень редко, но в сильные морозы свет может начать отражаться в маленьких кристаллах, висящих в воздухе. И в результате получится радуга в форме шара.
«Радуга над лужайкой»
Цель: познакомить детей с системой цветов и последовательностью их расположения в спектре.
\Задачи: учить приёмам проведение красочных непрерывных линий; развивать цветовосприятие; воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Ход занятия:
-
Загадка:
Крашенное коромысло над рекою повисло. Радуга.
-
Беседа.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Кто видел радугу? Когда обычно появляется радуга ?
Выслушав ответы детей, уточняется, что радуга появляется на небе после дождя.
- Сколько же цветов входит в радугу?
- Сегодня вам предстоит попасть в «Радужный мир», а проведёт нас туда Художник, который дружит со всеми красками и знает о них много разных интересных сказок и игр.
Появляется кукла с изображением радуги и предлагает поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
Ах ты радуга-дуга.
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам вёдрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко-колоколнышко!
(Самомассаж каждого пальца)
- Чтобы попасть в «Радужный мир» надо запомнить волшебные слова:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
- Эти слова не просто названы волшебными. Они помогут нам запомнить порядок цветов, входящих в радугу.
-
Практическая работа.
Дети рисуют радуга на альбомных листах с помощью красок и кистей. Объяснить технику выполнения работы. Во время работы следить за тем, чтобы проведение красочных линий было непрерывно и не происходило слияния цветов.
-
Обсуждение.
Работы вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы и называют все цвета радуги. Педагог предлагает смотреть на свои работы, прищурив глаза, широко раскрыв глаза, поочерёдно прикрывая то один, то другой глаз.
«Как поймать солнечного зайчика?»
К нам сегодня утром рано заглянул забавный зверь
Поскакал в оконной раме, а потом залез на дверь.
Потолок потрогал лапкой, пробежался по стене,
Поиграл немного с мамой, а потом пришел ко мне.
Я его поймать хотела и в коробку посадить,
Накормить его морковкой и конфетой угостить.
Но уже умчался зайчик, непоседливый такой.
Только в сердце он остался и теперь всегда со мной.
Самостоятельная работа №5 Руденко О
Тема: Составление перспективного планирования по экспериментированию в младшем возрасте
Литература для выполнения
-
Базовий компонент дошкільної освіти ( нова редакція) / наук керівник Богуш А.М.- К.: МЦФР, 2012
-
Впевнений старт. Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку / Сост Андрієтті О.О., Голубович О.П, Дьяченко Т.А та ін..- : Тернопіль, Мандрівець, 2012
-
Дитина . Програма виховання і навчання дітей від 2-7 років / Наук кер. Проскура О.В, Кочина Л.П. Кузьменко В.У. Кудикіна.- К.: Університет, 2012
-
Дитина в дошкільні роки. Комплексна додаткова освітня програма/ Наук кер Крутій К.Л. - К.: ЛІПС, 2011
-
Українське довкілля. Програма розвитку дитини дошкільного віку / Білан О.І. Возна Л.М, Максименко О.Л та ін..- К.: Мандрівець, 2012
-
Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова-- Волгоград: Учитель, 2010. - 333 с
Практические задания
-
Проанализировать программные задачи в младшей возрастной группе по разделу «Живая и неживая природа!»
-
Разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и методические рекомендации по планированию
Самостоятельная работа №6
Тема: Составление перспективного планирования по экспериментированию в среднем возрасте
Цель: учить самостоятельно планировать экспериментальную деятельность, путем анализа программного содержания базовых программ дошкольного воспитания и обучения
Литература для выполнения
-
Базовий компонент дошкільної освіти ( нова редакція) / наук керівник Богуш А.М.- К.: МЦФР, 2012
-
Впевнений старт. Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку / Сост Андрієтті О.О., Голубович О.П, Дьяченко Т.А та ін..- : Тернопіль, Мандрівець, 2012
-
Дитина . Програма виховання і навчання дітей від 2-7 років / Наук кер. Проскура О.В, Кочина Л.П. Кузьменко В.У. Кудикіна.- К.: Університет, 2012
-
Дитина в дошкільні роки. Комплексна додаткова освітня програма/ Наук кер Крутій К.Л. - К.: ЛІПС, 2011
-
Українське довкілля. Програма розвитку дитини дошкільного віку / Білан О.І. Возна Л.М, Максименко О.Л та ін..- К.: Мандрівець, 2012
-
Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова-- Волгоград: Учитель, 2010. - 333 с
Практические задания
1. Используя одну из государственных программ, проанализировать программные задачи в средней группе по разделу «Живая и неживая природа» и содержание экспериментальной деятельности
-
На основе проанализированного содержания разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
-
Разработать методические рекомендации по планированию экспериментальной деятельности
Самостоятельная работа №7
Тема: Составление перспективного планирования по экспериментированию в старшем возрасте
Цель: учить самостоятельно планировать экспериментальную деятельность, путем анализа программного содержания базовых программ дошкольного воспитания и обучения
Литература для выполнения
-
Базовий компонент дошкільної освіти ( нова редакція) / наук керівник Богуш А.М.- К.: МЦФР, 2012
-
Впевнений старт. Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку / Сост Андрієтті О.О., Голубович О.П, Дьяченко Т.А та ін..- : Тернопіль, Мандрівець, 2012
-
Дитина . Програма виховання і навчання дітей від 2-7 років / Наук кер. Проскура О.В, Кочина Л.П. Кузьменко В.У. Кудикіна.- К.: Університет, 2012
-
Дитина в дошкільні роки. Комплексна додаткова освітня програма/ Наук кер Крутій К.Л. - К.: ЛІПС, 2011
-
Українське довкілля. Програма розвитку дитини дошкільного віку / Білан О.І. Возна Л.М, Максименко О.Л та ін..- К.: Мандрівець, 2012
-
Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова-- Волгоград: Учитель, 2010. - 333 с
Практические задания
1. Проанализировать программные задачи в средней группе по разделу «Живая и неживая природа»
2. Составить перспективный план по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
3. Разработать методические рекомендации по планированию
Самостоятельная работа №8
Тема: Содержание экспериментов в летний период
Цель: учить разрабатывать содержание экспериментальной деятельности в разных возрастных группах в летний период и составлять методические рекомендации к ней
Практические задания
-
Используя предложенную литературу, выполнив ее анализ, разработать содержание опытно-экспериментальной деятельности детей в разных возрастных группах
-
Разработанные материалы представить в виде методических разработок.