Статья Размышления о русском этикете

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Размышления о русском этикете

Автор статьи учитель русского языка и литературы,

член-корреспондент ПАНИ г.Санкт-Петербурга

Антипова Вера Васильевна

Работая в системе образования сорок с лишним лет, очень часто слышу, особенно в последние годы, что дети не воспитаны, что у них нет чувства меры, что они не умеют вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях. А если продолжить, то что же можно сказать о внешнем виде, одежде, о культуре речи? Ведь, культура речи предполагает не только её грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно могли понять окружающие(один учитель поделился таким фактом, он сделал замечание ученику на его возмутительное поведение и получил в ответ:«ми вас рэзать будэм», конечно, были приняты меры, но…), умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь или услугу, просить, извиняться, умение разговаривать и поддерживать беседу. В письменных работах(сочинениях) наблюдаются у многих учащихся проявления речевой агрессии, недоброжелательности, высказывания, унижающие человеческое достоинство. выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности. Пример из практики: «Этот текст меня бесит», «Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня». Этическая некорректность называть поэта или писателя только по имени и отчеству или просто по имени( Александр Сергеевич, Дмитрий Лихачёв и т д.) стала чуть ли не нормой. Вспоминается высказывание английского писателя и государственного деятеля Филипа Честерфилда: «Воспитанность это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо. чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени». Постоянно раздумывая над этим высказыванием, я обращаю особое внимание на понятие «этикет». Немного истории. В русский язык это слово стало входить в начале 18 века, хотя изложение правил поведения, принятых на Руси можно найти и в «Поучении» Владимира Мономаха, и в «Домострое», литературном памятнике 16 века. Русский народ ещё с давних вековых времён жил по твёрдым устоям жизненного поведения в быту, они передавались из поколения в поколение в сказках, былинах, песнях, играх, сказаниях, а позже и в десяти божественных заповедях, среди которых такие как «чти отца твоего и матерь твою», «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради».Бытовые обряды, воспитание детей, домоводство далеко

неполный перечень тех жизненных правил, которые воспитывались с молоком матери. Это те фундаментальные базовые ценности, которые являются скрепами процветания русского народа. Когда эти скрепы рушатся, уничтожается русский народ, разрушается этика воспитания и базовый стержень ломается. Прослеживая периоды существования русского народа, прихожу к выводу о том, что чьей-то очень ловкой и тонкой рукой смываются такие понятия, как «великоросс», «белоросс», «малоросс», а значит смывается этика воспитания, уничтожаются национальные корни. Всем известны итоги кровавой бойни в гражданской войне, развязанной большевиками после переворота в октябре 1917 года, страшные картины ГУЛАГа, Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Наконец было объявлено на весь мир, что в нашей стране сформировалась новая общность людей- «советский народ». Ранее убрали графу «национальность». Приехали! А, ведь, эта графа отнюдь не возбуждала в русском человеке «великодержавный шовинизм», «махровый национализм».Эти качества никогда не были свойственны истинно русскому человеку. Русский человек это человек добрый, приветливый, гостеприимный, прямолинейный, с открытой душой, совестливый и умеющий сострадать. Русский народ, как старший брат, всегда брал под защиту малые народы, помогал им развиваться. Все эти качества воспитывались с измальства и становились правилами, законами на всю жизнь. Так где же здесь махровый национализм и великодержавный шовинизм? Кто это придумал и для чего? Воспитание будущих поколений пошло на слом. К чему мы и пришли сегодня. Вызывающее поведение, сплошной обман друг друга и учителя, родителя, наглое требование поставить положительную оценку, демонстративное сидение девочек на коленях у мальчиков и многое отвратительное другое. Встаёт вопрос, что делать? Надеюсь, учителя не пройдут мимо этой статьи и подскажут ответ.

© 2010-2022