- Преподавателю
- Другое
- Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Введение в философию (примерный вариант)
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Введение в философию (примерный вариант)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Олейник Л.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части обведите номер, выбранного ответа.
А1 Форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития:
1 мифология
2 религия
3 философия
4 наука
А2 Вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека - это:
1 объект философии
2 предмет философии
3 субъект философии
4 метод философии
А3 Какое философское учение признает мышление и сознание первичным, а материю вторичной, зависимой:
1 материализм
2 идеализм
3 агностицизм
4 скептицизм
А4 Какое философское учение ставит под сомнение возможность познания окружающего мира:
1 агностицизм
2 скептицизм
3 оптимизм
4 номинализм
А5 Теория познания - это:
1 онтология
2 диалектика
3 гносеология
4 антропология
А6 Философское учение о человеке - это:
1 онтология
2 диалектика
3 гносеология
4 антропология
А7Функция философии, касающаяся образования основы научной картины мира:
1 мировоззренческая
2 методологическая
3 теоретико-познавательная
4 логическая
А8 Представитель немецкой классической философии, который сформулировал основные положения и законы диалектики:
1 Гегель
2 Кант
3 Фихте
4 Фейербах
А9 Выделите подход к проблеме познаваемости мира, в центре которого находится убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания природы и общества (Протагор, Д.Юм, И.Кант и др.):
1 агностический
2 познавательно-реалистический
3 ценностный
4 моральный
А10 Человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности:
1 субъект познания
2 объект познания
3 предмет познания
4 ценность познания
А11 Предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность:
1 субъект познания
2 объект познания
3 предмет познания
4 ценность познания
А12Узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или «общий тип» определенного рода явлений, синоним понимания сути дела:
1 понятие
2 суждение
3 умозаключение
4 преставление
А13 Особа форма рефлексии на всех этапах бытия искусства - это:
1 художественное постижение бытия
2 обыденное познание
3 философское познание
4 научное познание
А14 Методы эксперимента и наблюдения - это методы:
1 специальные
2 общенаучные
3 универсальные
4 уникальные
А15 Всеобща форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах - это:
1 движение
2 пространство
3 время
4 высота
А16 Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях - это:
1 развитие
2 пространство
3 время
4 движение
А17 Русские философы 19- начала 20 века считали философию:
1 духовностью
2 любованием
3 наукой
4 метафизикой
А18 Философская концепция в понимании человека, в основе которой лежит принцип-все определяет Бог, который создал человека - это:
1 теоцентризм
2 космоцентризм
3 антропоцентризм
4 сенсуализм
А19Антропоцентризм присущ:
1 античной философии
2 средневековой философии
3 философии Возрождения
4 не встречается в истории
А20 Космоцентризм присущ:
1 античной философии
2 средневековой философии
3 философии Возрождения
4 не встречается в истории
А21 Особенное, специфическое, то, что отличает человека от всех других:
1 личность
2 индивидуальность
3 индивид
4 человечность
А22 Одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения:
1 свобода
2 личность
3 ценность
4 воля
А23 Волевые качества человека определяются:
1 только генетически
2 только благодаря социальному взаимодействию
3 определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой
4 эмпирически
А24 Концепция каких философов была основана на убеждении, что «каждая вещь есть сплетение атомов»:
1 Эмпидокл и Анаксагор
2 Левкипп и Демокрит
3 Сократ и Платон
4 Платон и Аристотель
А25 Кому принадлежат труды «Исповедь», «О граде Божьем» (в котором прослеживается намек, что церковь - это и есть град Божий):
1 А.Блаженному
2 Ф.Аквинскому
3 Сократу
4 Платону
А26 К какому направлению современной западной философии можно отнести следующее суждение «человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу, перед ним открыаается бездна послежствий и он вынужден делаить выбор какт акт свободы и он ответственен за свой выбор»:
1 экзистенциализму
2 персонализму
3 структурализму
4 фрейдизму
А27 Веды как исторический источник относятся к философии:
1 древней Индии
2 древнего Китая
3 древней Греции
4 Древнего Рима
Часть 2
При выполнении заданий этой части ответы записываются словами.
В1 Представитель античной школы, который был убежден, что все отношения в мире укладываются в натуральный ряд чисел
________________________________________________________________
место для ответа
В2 «Искусство» доказательства ложных утверждений в античности -
________________________________________________________________
место для ответа
В3 Движение мысли от частного к общему -
________________________________________________________________
место для ответа
В4 Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем -
________________________________________________________________
место для ответа
В5 Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира
________________________________________________________________
место для ответа
В6 Какое понятие включает в себя все остальные: наука, искусство, религия, духовная культура
________________________________________________________________
место для ответа
В7 Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни
________________________________________________________________
место для ответа
В8 Длительность и необратимость - это признаки времени или пространства
________________________________________________________________
место для ответа
Часть 3
Запишите сначала номер задания С1, а затем приступите к его выполнению.
Прочитайте текст и выполните задание С1.
Человек….осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального раз вития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру…..
Познавая себя, человек, по мысли Т.Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать с вои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознаиние тесно связано с феноменом рефлексии… Рефлексия - размышления личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного….
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде….
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А.Г.Спиркин)
С1. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните свое предположение.
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части обведите номер, выбранного ответа.
А1 Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких) и духов:
1 мифология
2 религия
3 философия
4 наука
А2 Закономерности, общие принципы, которые определяют устройство мира, общества и человека:
1 объект философии
2 предмет философии
3 субъект философии
4 метод философии
А3 Какое философское учение признает материю первичной, а сознание считает свойством материи:
1 материализм
2 идеализм
3 скептицизм
4 релятивизм
А4 Какое философское учение отрицает принципиальную возможность познания окружающего мира:
1 агностицизм
2 скептицизм
3 оптимизм
4 номинализм
А5 Философское учение о бытии - это:
1 онтология
2 диалектика
3 гносеология
4 антропология
А6 Теория ценностей - это:
1 онтология
2 гносеология
3 антропология
4 аксиология
А7Функция философии, касающаяся ориентации на определенные ценности:
1 мировоззренческая
2 методологическая
3 аксиологическая
4 моральная или этическая
А8 Процесс духовного освоения человеком мира:
1 мышление
2 познание
3 суждение
4 логика
А9 Закон Дао относится к философии:
1 древней Индии
2 древнего Китая
3 древней Греции
4 Древнего Рима
А10 Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств - это:
1 ощущения
2 восприятия
3 представления
4 суждение
А11Процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности - это:
1 мышление
2 познание
3 суждение
4 логика
А12 Форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, связь между предметами, а также факт их существования:
1 понятие
2 суждение
3 умозаключение
4 представление
А13 Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию:
1 понятие
2 суждение
3 умозаключение
4 представление
А14 К какому подходу в понимании природы субстанции относится идея, что мир изначально материален, а сознание лишь свойство и проявление материи:
1 идеалистическому
2 материалистическому
3 скептическому
4 позитивному
А15 Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем - это:
1 движение
2 пространство
3 время
4 высота
А16 Процесс развития, при котором происходит движение в обратном направлении от более совершенного к менее совершенному - это:
1 прогресс
2 регресс
3 депрессия
4 аномалия
А17 Философская концепция в понимании человека, в основе которой лежит принцип - человек часть космоса, «малый мир», микрокосм, неразрывно связанный с макрокосмом - это:
1 теоцентризм
2 космоцентризм
3 антропоцентризм
4 сенсуализм
А18 Философская концепция в понимании человека, в основе которой лежит принцип - человек как творец своей собственной жизни и судьбы - это:
1 теоцентризм
2 космоцентризм
3 антропоцентризм
4 сенсуализм
А19 Теоцентризм присущ:
1 античной философии
2 средневековой философии
3 философии Возрождения
4 не встречается в истории
А20 Единичный представитель какого-то целого - биологического рода, социальной общности, группы:
1 человек
2 личность
3 индивидуальность
4 индивид
А21 Понятие, которое помогает охарактеризовывать в человеке социальное начало его жизнедеятельности:
1 личность
2 индивидуальность
3 индивид
4 норма
А22 Сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность:
1 свобода
2 личность
3 индивидуальность
4 воля
А23 С именем какого философа связано начало античной философии:
1 Сократа
2 Платона
3 Аристотеля
4 Демокрита
А24 Представители какой античной школы были убеждены, что все отношения в мире укладываются в натуральный ряд чисел:
1 Пифагорейская школа
2 Милетская школа
3 школа материалистов
4 Элейская школа
А25 Какой философ средневековья считал, что истина и вера раскрываются и обосновываются с помощью разума:
1 А.Блаженный
2 Ф.Аквинский
3 Сократ
4 Платон
А26 Метод познания, который Р.Декарт считал наиболее правильным:
1 индукция (движение от частного к общему)
2 дедукция (движение от общего к частному)
3 софистика
4 майевтика
А27 Какой философ выделял два моральных закона в поведении человека, согласно которым человек всегда должен быть целью, анне средством и следует поступать так, чтобы твой пример был мерилом нравственности для тебя и окружающих:
1 И.Кант
2 И.Фихте
3 Л.Фейербах
4 Руссо
Часть 2
При выполнении заданий этой части ответы записываются словами.
В1 Какой древний философ полагал, что душа человека до рождения находится в мире идей и на Земле она вспоминает о впечатлениях:
________________________________________________________________
место для ответа
В2 «Искусство» помощи рождения мыслей у Сократа -
________________________________________________________________
место для ответа
В3 Философское учение, отождествляющее мир и Бога -
________________________________________________________________
место для ответа
В4 В широком смысле слова - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей
________________________________________________________________
место для ответа
В5 Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира
________________________________________________________________
место для ответа
В6 Какое понятие включает в себя все остальные: ценности, установки, принципы, мировоззрение
________________________________________________________________
место для ответа
В7 Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни
________________________________________________________________
место для ответа
В8 Многомерность и протяженность - это признаки времени или пространства
________________________________________________________________
место для ответа
Часть 3
Запишите сначала номер задания С1, а затем приступите к его выполнению.
Прочитайте текст и выполните задание С1.
Человек….осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального раз вития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру…..
Познавая себя, человек, по мысли Т.Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать с вои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознаиние тесно связано с феноменом рефлексии… Рефлексия - размышления личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного….
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде….
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А.Г.Спиркин)
С1. Что автор называет самосознанием? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте на примере мысль автора о том, что «человек может стать самим собой…через свою практическую деятельность, общение».