• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»

Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»

Доклад   «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип   компетентностной технологии обучения» «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому- и я НАУЧУСЬ». (Китайская мудрость)   Самостоятельная учебная работа это главный принцип деятельности высшей школы XXI века.   Компетенция: самостоятельность - универсальная ключевая компетенция, характеризующая успешную деятельность личности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Через степень проя...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

среднего профессионального образования

«Черногорский механико-технологический техникум»




Доклад


«Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип

компетентностной технологии обучения»




Разработала Е.М.Волокитина









2012


Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип

компетентностной технологии обучения

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне действовать самому-

и я НАУЧУСЬ». (Китайская мудрость)

Самостоятельная учебная работа это главный принцип деятельности высшей школы XXI века.

Компетенция: самостоятельность - универсальная ключевая компетенция, характеризующая успешную деятельность личности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере.

Через степень проявления самостоятельности личности оценивается сформированность компонентов (составляющих) любой профессиональной компетенции, т.е. показатель самостоятельности выражает вектор развития профессиональной деятельности: чем выше степень проявления (уровень сформированности) самостоятельности, тем выше уровень квалификации специалиста.

Цель самостоятельной учебной работы студентов

Цель СРС можно сформулировать двумя словами - учиться САМООБРАЗОВАНИЮ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, САМОВЫРАЖЕНИЮ.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АКТУАЛИЗИРУЕТ ЧЕТЫРЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТА ЦЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

- знаю во имя чего (аксиологический компонент);

- знаю зачем (мотивационный компонент);

- знаю что - технологические знания (гностический компонент);

- знаю как - технологические умения (операционный компонент).

Методические задачи заключаются в следующем:

- формировать у студентов целенаправленный устойчивый интерес и потребность в систематической самостоятельной работе и активной позиции в познавательной деятельности;

- формировать элементы компетенции самостоятельность, необходимой для успешной учебной, научной и любой профессиональной деятельности;

- формировать способности и интерес студентов в условиях применения новых информационных технологий к оперативному самоконтролю на всех этапах учебной деятельности, к самостоятельной информационно-поисковой деятельности через справочно-библиографический аппарат и компьютерные банки данных;

- развивать устойчивые навыки самообразования, способность самостоятельно решать нестандартные задачи, находить конструктивные решения, что является - основой формирования профессионального мастерства.



Алгоритм планирования, организации,

активизации и контроля самостоятельной работы студентов


Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»

Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине


Решение задач, обеспечивающих достижение цели, осуществляется в видах СРС, которые представлены на схеме

Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»


Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине (СРСд)



а) СРС на аудиторных занятиях (лекциях, практических и лабораторных занятиях, семинарах) проводится в аудиторные часы занятий по предмету путем внедрения различных активных методов и средств обучения как традиционных, так и инновационных.

Организационные формы СРС на аудиторных занятиях будут определяться целями занятия, также будут зависеть от курса обучения, от сложности учебного материала, выносимого на занятие, и заданного уровня его усвоения.

Это:

- лекции проблемного характера

- учебные игры; деловые игры

- ситуационные, ролевые игры;

- семинары различной методической направленности

- УИРС на лабораторном практикуме и другие.

б) СРСит - самостоятельная работа по изучению теоретического материала (модули, темы, учебного разделы) снятого с аудиторных занятий пропорционально сокращенным академическим часам.

Снятие учебных часов с аудиторных занятий для увеличения доли СРг влечет за собой перенесение учебного материала на самостоятельное изучение студентом. В период становления модульно-компетентностного учебного процесса с сокращенной долей аудиторных занятий следует уделить внимание организации СРСит.

Учебный теоретический материал, выносимый на СРСит, определяется ведущим преподавателем, доводится до сведения студента.

Он может;

- логически вытекать из ранее изученного;

- быть новым, обеспечивающим изложение и восприятие материала на последующих лекциях, практических, лабораторных занятиях;

- опираться на разделы предшествующих дисциплин, В этом случае учитывается преемственность дисциплин;

- могут выноситься на самостоятельную работу разделы дисциплины, которые требуют значительного расхода аудиторного времени;

- изучение нормативных документов и материалов: правил, норм, каталогов, справочников, стандартов, инструкций.

При этом студенту дается ориентировочная основа, насыщенность которой показана на схеме «Ориентировочная основа студенту- для самостоятельного изучения теоретического материала»

Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»

Контроль уровня самостоятельности в освоении теоретического материала проводится в реальном времени, указанном в "Рабочем графике студента".

в) ВСРС - традиционная внеаудиторная самостоятельная работа студентов, адекватная по трудоемкости числу часов, отведенных на СРС Федеральным государственным образовательным стандартом. Это важнейшая составная часть учебного процесса, которую студент организует по своему усмотрению в удобное для него время, без непосредственного контроля со стороны преподавателя. ВСРС выполняется как правило вне аудитории самостоятельно, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории. Основные формы ВСРС следующие: работа с учебниками, учебными и методическими пособиями (как на бумажных, так и на электронных носителях). Работа с первоисточниками; расчетно-графические работы; чертежные работы; подготовка к практическим и лабораторным занятиям; переводы иностранного текста. Выполнение логических заданий в условиях проблемных ситуаций. Подготовка к коллоквиуму; подготовка к компьютерному тестированию, НИР, работа над проектом.

Научный эксперимент, оформление результатов эксперимента. Написание рефератов, докладов, отчетов по практике; подготовка к деловой игре или другим инновационным формам занятий. В ходе СРС должны осуществляться главные функции: закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки, формирование навыка самообразования, формирование запланированных элементов компетенций.

Роль преподавателя: планирует ВСРС по дисциплине; обеспечивает учебно-методическими разработками, стимулирующими СРС; создает фонд оценочных средств для контроля ВСРС; знакомит студентов с критериями ее оценки; строго соблюдает сроки выдачи и приема заданий согласно графику контроля знаний, что способствует ритмичной работе; консультирует, оценивает СРС; корректирует при необходимости учебный процесс.

Роль Студента:

- самостоятельно организует свою учебную работу; проводит самоконтроль с использованием обучающих и контролирующих компьютерных программ (компьютерное тестирование);

- самостоятельно осуществляет объективное самооценивание своей работы по дисциплине: по числу набранных зачетных единиц и определения уровня сформированности запланированных компетенций по известным критериям

- корректирует свою работу.

г) НИРС - научно-исследовательская работа студентов - высшая форма самопознания.

Интеграция учебного процесса с научными исследованиями развивает творческую активность студентов, позволяет выявить талантливых, готовить элитных компетентных специалистов.

Роль преподавателя: организует, планирует, консультирует, обучает основам исследования, проектирования, эксперимента. Разрабатывает индивидуальные планы обучения студентов с привлечением к НИР (фундаментальным, прикладным, опытно-конструкторским и т.д.).

По итогам НИРС: защита рефератов, доклады на научных конференциях, участие в конкурсах, написание статей.

По результатам НИР защита курсовых и дипломных проектов, защита Авторских свидетельств, Патентов, Рационализаторских предложений и других видов работ.

СРС курсовая работа (проект) - самостоятельные научно-практические исследования по заданной теме.

СРС дипломная работа (проект) - важнейшая форма самостоятельной работы, отражающая соответствие выпускника квалификационным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности.

д) Проектная работа

е) Пути совершенствования всех рассмотренных видов и форм СРС на основе компетентностного подхода к образованию:

- внедрение в учебный процесс новых современных информационных и компьютерных технологий, позволяющих поставить на новый уровень СРС и в целом учебный процесс;

- изменение учебного бюджета времени студентов за счет сокращения аудиторных занятий и увеличения доли СРС;

- внедрение модульно - рейтинговой технологии обучения, в основе которой лежит целенаправленная, интенсивная, самостоятельная работа студентов. При этом студент самостоятельно может систематически контролировать и проводить самооценку результаты своего труда ;

- создание развитой инфраструктуры для инновационной деятельности студентов (бизнес инкубаторов, технопарков, научно-исследовательских центров;

- ознакомление студентов с критериями оценивания уровня сформированности компетенций, что обеспечит открытость оценивания и ориентирует: "К чему стремиться".

- Создание учебно-методического обеспечения нового поколения, стимулирующего самостоятельную работу студентов.

- Создание тестовых заданий для адаптивного, оперативного, контроля самостоятельной работы студентов.

Нормирование соотношения часов на аудиторные занятия

и самостоятельную работу студентов


Переход на новую систему организации учебного процесса потребует переноса значительной части учебного материала на СРС.

Нормирование соотношения объема академических часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов по каждой учебной дисциплине и образовательной программе специальности в целом рекомендуется как в академических часах, так и в зачетных единицах (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.11.2002 г. № 14-55-988 ин/12).

С аудиторных часов по дисциплине снимается от 14 до 23 % учебного времени (в зависимости от курса обучения и готовности кафедры к переходу на новую форму обучения) и переносится на время самостоятельной работы студентов (СРСит). Тогда общее число часов на СРС по дисциплине (СРСд) будет составлять сумму часов С

СРСд = ВСРС + СРСит ,

где: ВСРС - число часов на внеаудиторную работу студентов согласно плана ФГОС ВПО.

Для расчета академических часов, переносимых с аудиторного времени на самостоятельную работу студентов (СРСит) по дисциплине, следует исходить из имеющихся условий:

- показателей учебного плана ФГОС ВПО по академической трудоемкости дисциплин (число часов на аудиторные занятия - АЗп);

- объема часов на ВСРС по дисциплине.

Приемлемы два варианта нормирования соотношения часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов.

а) Первый вариант

При первом варианте по опыту ряда вузов используется часовой коэффициент трудоемкости дисциплины, адекватный количеству часов, выделенных на предмет учебным планом ФГОС ВПО, где уже учтены следующие факторы:

- сложность изучаемых дисциплин. Она не одинакова и, соответственно, не одинаковы трудовые затраты при их изучении;

- значимость изучаемой дисциплины для данного профиля специалистов;

- специфические особенности дисциплин;

- логическая связь данной дисциплины с другими дисциплинами (межпредметная связь);

- сочетание в семестре дисциплин с различной трудоемкостью самостоятельной работы;

- к какому уровню знаний дисциплины относятся: знание, умение, навык.

б) Второй вариант

Второй вариант расчета академических часов, переносимых на СРС. проводится тогда, когда учебные заведения самостоятельно определяют часовые коэффициенты, особенно для дисциплин специализации. При этом учитываются все факторы, указанные выше.

Расчет соответствия семестрового бюджета времени указанным параметрам проводится по следующим формулам:

Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»

где: Тн - трудоемкость рабочей недели в часах, в зачетных единицах; Qч - общая трудоемкость дисциплины в часах; Qз.ед. - общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах; Рд - рабочий день студента в часах; Н- число недель в семестре; 6 - число рабочих дней в неделю; П - число праздничных дней в семестре;

СРСд - самостоятельная работа студентов по дисциплине в неделю, часы.

Бюджет времени студентов


Согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации от 27.11.2002 года № 14-55-996 ИА/45 рекомендуется следующий бюджет времени студентов:

Доклад «Самостоятельная работа студентов - ключевой принцип компетентностной технологии обучения»


Бюджет времени студента



Следовательно, с аудиторных занятий на младших курсах снимается 11 часов в неделю, на старших - 16 часов в неделю.

В результате на младших курсах обучения СРС составляет: 18 + 11 =29 часов в неделю (53,7 % учебного времени), на старших: 18 + 16 = 34 часа (67 % учебного времени).

Сравнение бюджета учебного времени при традиционной форме обучения (ТФО) и при инновационной (ИФО) в часах:

АЗВСРС СРСИ Рабочая неделя

ТФО 36 18 - 54 на всех курсах обучения

ИФО 25 18 11 54 младшие курсы

ИФО 20 18 16 54 старшие курсы

Как видно, более половины знаний и умений студент должен пробрести самостоятельно.




© 2010-2022