О миссии сельского учителя

О миссии сельского учителя…    Наша профессия уникальна. Она вне времени, моды и географии. Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в том же звании, разве что прибавляя слова «заслуженный» и «почетный», но это имена прилагательные. Учитель – имя существительное!    Если бы меня спросили, реально ли учителю отдаленной сельской школы стать востребованным и конкурентоспособным в современном мире, я бы ответила «да». Один из главных факторов профессионального успеха учителя,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О сельском учителе…


Наша профессия уникальна. Она вне времени, моды и географии. Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в том же звании, разве что прибавляя слова «заслуженный» и «почетный», но это имена прилагательные. Учитель - имя существительное!
Если бы меня спросили, реально ли учителю отдаленной сельской школы стать востребованным и конкурентоспособным в современном мире, я бы ответила «да». Один из главных факторов профессионального успеха учителя, с моей точки зрения, - любовь к преподаваемому предмету, любовь к профессии и любовь к детям.
У сельского школьника и его родителей альтернатива выбора образовательного учреждения невелика и часто определена той единственной, которая есть на селе, и теми учителями, которые работают в ней, - других нет.
Это обстоятельство поднимает ответственность сельского учителя до невероятной степени. Миссия сельского учителя намного шире функций, определяемых его должностными обязанностями. Сельский учитель - профессия для людей с огромным чувством долга. Для этого в глазах всех людей он должен быть Учителем, каким был Степан Павлович Титов - подвижником, наставником, личностью.

О сельской школе…
Построение новой системы образования вряд ли возможно без эффективного использования всего многообразия новых информационных и коммуникационных технологий.
На V краевой научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» Юрий Денисов отметил одну из самых важных причин, по которой сельская школа требует особого внимания и целевой поддержки - это недостаточный доступ селян к различным образовательным услугам, к современным информационно-коммуникационным технологиям. С тех пор прошло 6 лет. Новые технологии прочно вошли в практику сельских учителей. Изменился и сам облик сельской школы.
Интернет дал возможность ученикам глубинного региона России использовать информацию не только для тренировки своей памяти, как «в недавние добрые времена», но и для практического использования. Не меняя своего привычного места жительства и окружения, мои ученики испытали поистине удивительное состояние счастья включенности в жизнь всего мира. Может быть, так отчасти удастся решить проблему закрепления молодежи на селе?
Для чего же надо расширять образовательное пространство сельских детей? Это, как минимум, эликсир для достижения позитивной динамики их познавательной активности и реальный резерв развития сельской школы!

О профессиональном выгорании…
В условиях современных преобразований в обществе и в школе изучение проблемы профессионального выгорания и его отрицательного влияния на личность и деятельность учителей имеет важное значение.
К. Кондо утверждает, что «сгоранию» в первую очередь, подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом, долгое время помогая другим. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, приводит к изнурению и эмоциональному истощению.
Однако, созданный в 2010 году клуб лауреатов премии им. С.П. Титова объединил людей, разрушающих представление о необратимости профессионального выгорания. Даже закончив педагогическую карьеру, они продолжают свою просветительскую деятельность, ведут клубы, организуют школьные музеи, проводят встречи со студентами педагогических вузов края.
Можно предположить, что именно креативный потенциал ветеранов педагогического труда - участников конкурса - является одним из факторов их антивыгорания.
Учитель начинает выгорать тогда, когда сам перестает гореть. Когда педагог со своими учениками представляет единое целое - он может «свернуть горы», и совсем неважно, сколько ему лет. Это касается и воспитательной работы, и преподавания предмета. Важно, что учителя стремятся получить положительный результат от своей работы, обретают истинное удовлетворение от своей деятельности, ставят перед собой новые цели и задачи, а значит, горят, а не тлеют угасая.
Педагогическое угасание сглаживается благодаря совместным творческим проектам, в которые вовлекаются и учитель, и ученики. Творческая личность не терпит однообразия. А если творить, выдумывать, то, несомненно, это не только сближает учителя и обучаемого, но вносит в жизнь новые краски.
Творческая личность не приемлет однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное в своей работе. Сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания становится их участие в различных тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации, публикации печатных работ, участие в профессиональных конкурсах.

О преподавании…
Свое педагогическое кредо я бы выразила двумя словами «Учу и учусь». Без преувеличения могу сказать, что 35 лет моего учительства - это 35 лет непрерывного ученичества. Потребность в постоянном повышении квалификации обусловлена чувством профессиональной чести, ответственности и, наконец, здорового самолюбия.
Наблюдая однажды за тем, как любители мозаики кропотливо, не спеша, с видимым удовольствием собирали свои картины, невольно сравнила их творческое занятие со сложным и ответственным процессом образования и воспитания детей. Требующее немалого времени и огромного терпения хобби по компоновке множества отдельных фрагментов в единое целое - наглядный пример того, как много упорства, знаний, умений, опыта, любви к своему делу требуется классному руководителю, чтобы класс стал единым сплоченным коллективом. Каждая мельчайшая деталь имеет свое место. Каждый фрагмент уникален и незаменим. Мне могут возразить, что пазлы собирают по заданному шаблону, по заранее подготовленной матрице. Это верно. Но ведь цели и задачи работы педагогов тоже четко прописаны в Государственном образовательном стандарте. Учитель должен ясно представлять, какую «картину» (модель класса или выпускника школы) ждет от него государство, как, с кем и из чего он будет ее «собирать».
Конечно, ни один учитель не в стоянии подготовить своих учеников к решению всех проблем, однако любой учитель может в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать базовые рефлексивные умения, использовать необходимые алгоритмы деятельности.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

О премии Губернатора Алтайского края им С.П. Титова…
Сельских регионов в России много, а премия для сельских учителей - есть только у нас. Именно в нашем крае, где почти 85% школ находятся в сельской местности, была учреждена премия имени сельского учителя, просветителя, нашего земляка С.П. Титова. Эта премия - знак глубокого уважения и признания значения учительской профессии на селе со стороны Губернатора нашего края Александра Карлина - выпускника сельской школы.
В клубе пока 50 лауреатов. Но какие это люди: ветераны педагогического труда, наставники молодежи, хранители школьных традиций, новаторы и просто талантливые люди! Их имена известны всем в крае и далеко за его пределами. Для всех них село стало местом жизни и профессиональной самореализации. Именно про таких говорят - люди локального проживания и глобального мышления.
В больших и малых селах края работают еще сотни преданных профессии людей, которые тоже достойны этой уникальной награды Губернатора. Совсем скоро, 19 апреля, в наши ряды вольется еще 10 новых лауреатов.
Учреждение премии, создание клуба ее лауреатов - это показатель возросшего интереса к школе и учителю в нашем крае.
Как пример, и созданный в 2012 году губернаторский клуб учителей - новаторов, который объединил тех, кто всегда не боялся шагать «не в ногу со всеми», был в поиске продуктивных технологий обучения, а после апробации настойчиво внедрял в практику и способствовал распространению опыта.
Клуб создан в целях поддержки талантливых педагогов края, формирования в учительской среде позитивного восприятия изменений в системе образования, обеспечения широкого участия педагогов в разработке региональных программ развития образования, повышения престижа учительской профессии, распространения инновационного педагогического опыта, а также для содействия профессиональному общению педагогов. Мы постоянно встречаемся на заседаниях Общественного совета по развитию образования, работаем в составе экспертных групп и жюри профессиональных конкурсов: «Учитель года Алтая», соискателей премии Губернатора Алтайского края им. С.П. Титова, представляем учительство Алтая на различных научно-практических конференциях в регионе и за его пределами, а также регулярно встречаемся с будущими педагогами, чтобы рассказать: насколько значима и важна лучшая профессия - учитель.


© 2010-2022