Эффективное взаимодействие классного руководителя с родителями и студентами

     Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель  – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия учебного заведения и семьи в воспитании личности студента; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной сред...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия учебного заведения и семьи в воспитании личности студента; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

В практику работы преподавателя давно и прочно вошло понимание того, что если мы хотим эффективно, результативно и интересно обучать студентов, нам нужно использовать активные методы обучения. Студент, чтобы эффективно и интересно учиться, не должен быть пассивным слушателем, он должен проявлять собственную активность, взаимодействовать с преподавателем, сокурсниками. Мы давно умеем создавать интерактивные уроки и классные часы, выстраивать активное взаимодействие учеников в деле добывания и усвоение знаний. Но почему то, так редко мы применяем эти методы при взаимодействии со взрослыми. Здесь преобладают скучные лекции, сообщения. Мы не верим в возможность взрослых учиться по-другому. Но законы психологии одинаковы для всех! Когда люди, неважно - взрослые они или дети, самостоятельно добывают знания, знания становятся для них личностно значимыми и используются в дальнейшем в практической деятельности с удовольствием.

В этой области наработан определенный опыт в инновационных формах взаимодействия с родителями.

Родительские собрания - одна из наиболее всем нам известных форм работы с родителями. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, обсуждаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с учебным заведением, подводятся итоги работы. Чтобы поддерживать интерес у родителей к посещению собраний, необходимо разнообразить формы его проведения.

Одной из распространенных форм родительского собрания является проведение круглых столов с привлечением психолога. Основной целью такого собрания является формирования мотивации совместной деятельности. Родителям оказывается квалифицированная помощь от педагога, опытного, знающего, от того, кому они доверяют. Проведение круглых столов помогает классному руководителю на начальном этапе работы выявить наиболее активных родителей.

Еще один вид работы с родителями - родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании студентов, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, стараются предупредить ошибки в семейном воспитании.

Родительский час может начинаться с краткого сообщения, раскрывающего тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации. Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание. Например, темой родительского часа может быть «Подростки и телевидение»,где родители прослушают сообщение о вреде и пользе просмотра телевизионных программ для подростков, в конце которого будут даны следующие рекомендации. В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи. Родительские часы способствуют более успешному обучению шестиклассников, а также сплочению коллектива родителей.

Ролевые игры - вместе с родителями проигрываются несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путём совместного обсуждения оптимальный для данной ситуации вариант действий. Например : "Утро в вашем доме", "Семейный совет".

Еще одна достаточно эффективная форма формирования культуры быть родителем - это родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Родительский тренинг проводится, как правило, в конце родительских собраний.

Интересная и новая форма работы с детьми подросткового возраста, это - брифинг, требующая участия родителей и преподавателя. Брифинг - краткая встреча, на которой задаются короткие вопросы, требующие точного ответа. На вопросы детей отвечают родители и преподаватель. Организация данной работы не требует много времени. Заранее необходимо только познакомить детей с правилами проведения брифинга.

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Учитывая занятость родителей, можно использовать и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Переписка с родителями - помогает поздравить родителей с праздниками, информировать об успехах их детей, давать советы и т. д.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это - залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

© 2010-2022