• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Интерактивная технология – как средство продуктивного обучения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Интерактивная технология – как средство продуктивного обучения»

Аннотация:Данная работа включает в себя теоретический материал по применениютехнологий интерактивного обучения (ТИО), разработку открытого урока с применением данной технологии и мастер-класс, нацеленный на повышение мотивации участников в использовании технологий интерактивного обучения в образовательном процессе. Открытый урок и мастер-класс были апробированы в рамках областного конкурса среди преподавателей СПО «Преподаватель года – 2012». Предложенный материал может быт...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Региональный фестиваль методических идей

«Моя педагогическая инициатива»

учреждений начального и среднего профессионального образования

Смоленской области

смоленское областное

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Десногорский энергетический колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме:

«Интерактивная технология - как средство продуктивного обучения».



Разработала: Людмила Геннадьевна Подинкова, преподаватель спецдисциплин





г.Десногорск

2013 г.



Аннотация:

Данная работа включает в себя теоретический материал по применению

технологий интерактивного обучения (ТИО), разработку открытого урока с применением данной технологии и мастер-класс, нацеленный на повышение мотивации участников в использовании технологий интерактивного обучения в образовательном процессе.

Открытый урок и мастер-класс были апробированы в рамках областного конкурса среди преподавателей СПО «Преподаватель года - 2012».

Предложенный материал может быть полезным для преподавателей учебных дисциплин при подготовке уроков, а так же в рамках аттестации педагогических работников.









СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка

  2. Педагогическая концепция «Интерактивная технология - как средство продуктивного обучения»

  3. Разработка открытого урока по микробиологии «Морфология микроорганизмов на примере бактерий»

  4. Разработка мастер-класса «Интерактивная технология - как средство продуктивного обучения»









  1. Пояснительная записка

Дальнейшее развитие научно-технического прогресса требует подготовки рабочих кадров для всех отраслей экономики. Ощущается острый дефицит в специалистах высокой квалификации, которые способны овладевать современными технологиями и новейшей техникой. Получение качественного профессионального образования представляет собой комплексную проблему, решение которой позволяет отвечать существующим и будущим потребностям и вызовам времени.

Будущий специалист должен обладать качествами личности - творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства.

Он должен быть профессионалом - человеком, нашедшим свое назначение, овладевшим высоким уровнем производительной деятельности, вносящий свой творческий вклад в профессиональную деятельность. Одной из основных задач профессионального образования является повышение качества обучения, качества подготовки специалистов. Задача педагогов среднего профессионального образования поддержать интерес студентов к выбранной специальности и помочь получить им необходимые знания, умения и навыки.

Восемнадцатилетний опыт работы преподавателем в Десногорском энергетическом колледже позволили мне выделить противоречия, которые потребовали немедленного поиска решений. Это противоречия между:

  • уровнем знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности;

  • достижением соответствия результатов образования потребностям студентов, родителей, государства, общества, работодателей;

  • разным уровнем развития студентов и необходимостью организовать деятельность так, чтобы способствовать достижению максимальной продуктивности урока;

  • возрастанием объема информации и необходимостью постоянно непрерывно осваивать новые знания;


  • традиционно сложившимися субъект-объектными отношениями, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым сегодняшней жизнью к человеку.

С целью разрешения выделенных противоречий и осознания необходимости изменить подход к традиционному уроку возникла необходимость поставить во главу угла моей педагогической деятельности интерактивное обучение, где я отдаю предпочтение работе в группах и использование ИКТ, которые позволяют максимально полно вовлекать всех студентов в образовательный процесс, поддерживать высокую познавательную активность студентов на протяжении всего урока, гарантировать достижение целей урока.

Тема моей педагогической концепции: «Интерактивная технология - как средство продуктивного обучения»

Основными моими задачами, как преподавателя, являются:

  • апробация интерактивных методов обучения;

  • организации комфортных условий обучения, для активного взаимодействия студентов между собой;

  • развитие и формирование творчества и мышления студентов;





  1. Педагогическая концепция «Интерактивная технология - как средство продуктивного обучения»

Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивные технологии по В. В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой.

Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интраактивный и интерактивный.

  • В экстраактивном режиме ученик выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от учителя-субъекта к объекту обучения (ученику). Такой режим является основой пассивной (субъект-объектной) модели взаимодействия, он, не вызывает субъектной активности ребёнка.

  • В интраактивном режиме информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интраактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

  • В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность ученика и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий. В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии:

  • Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

  • Непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

  • Индивидуальная ответственность - каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

  • Развитие навыков совместной работы - ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

  • Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

  • В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.


  • В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.).

  • В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

При подготовке и конструировании интерактивного обучения используется единая технология:

  • выбор конкретного раздела данной предметной области;

  • структурирование учебного материала выбранного раздела;

  • построение структурно-логической схемы изучаемого раздела;

  • выделение наиболее значимых учебных элементов изучаемой темы.



Этапы технологии конструирования интерактивного обучения:

1. Формулируется цель задания, в которой указывается, какой учебный элемент подлежит изучению, устанавливается необходимый, для изучения, объем знаний об учебном элементе и перечень компонентов знаний о данном учебном элементе.

2. Определяются базовые знания, необходимые для использования их в качестве опорных при усвоении новых знаний.

3. На основе ранее приобретённых ребёнком знаний создается учебная компонента интерактивного обучения. Она имеет конкретный характер (выполнение теста, упражнения, разбор предложений, составление плана пересказа и т.д.).

4. Планируются возможные действия учащихся по выполнению познавательной компоненты.

5. Выбираются предполагаемые пути достижения цели (семиотико-информационный подход, моделирование, имитация, демонстрация, анимация, таблица).

6. Создается познавательная компонента интерактивного обучения. Понятие структурируется и строится модель. Строится алгоритм действий.

7. Планируется организация помощи, проверки, анализа результатов выполнения познавательной компоненты задания.

8. Разрабатывается система промежуточного и конечного контроля знаний и способов деятельности в форме тестов, задач упражнений и т.д.

9. Готовится банк информационной поддержки и помощи (справочная и специальная информация к выполнению задания). Содержит краткие сведения конкретной предметной области (например, в математике: сведения о геометрических величинах и единицах их измерения, формулы, определения), примеры выполнения заданий (применение знаний по образцу), краткие указания к выполнению задания (подсказки).

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • работа в малых группах;

  • метод карусели;

  • лекции с проблемным изложением;

  • эвристическая беседа;

  • уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

  • конференции;

  • деловые игры;

  • использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

  • технология полноценного сотрудничества;

  • технология моделирования, или метод проектов;

  • работа в малых группах аквариум

  • незаконченное предложение

  • мозговой штурм

  • броуновское движение

  • дерево решений

  • суд от своего имени

  • гражданские слушания ролевая (деловая) игра

  • метод пресс

  • займи позицию и др.

Как и в любой технологии, в технологии интерактивного обучения есть свои трудности:

1. Ограничен объем изучаемого материала, но с др. стороны он рассмотрен более глубоко.

2. Существуют трудности установления и поддержания дисциплины, в этом и заключается мастерство учителя.

Но есть и положительные моменты:

1.Высокая степень мотивации;

2. Максимальная индивидуальность преподавания;

3. Широкие возможности для творчества.

Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

В своей работе я использую один из методов интерактивного обучения - работа в группах (работа в парах, работа в малых группах). Групповую работу необходимо организовывать по следующему алгоритму:

  1. постановка проблемы,

  2. формирование микрогрупп (по 5-7 человек),

  3. распределение ролей в них,

  4. обсуждение проблемы в микрогруппах,

  5. представление результатов обсуждения перед всей учебной группой,

  6. продолжение обсуждения и подведение итогов.

Подбор обучающихся в группы.

Особого внимания требует подбор обучающихся в группы с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Если соединить обучающихся по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой намного труднее. Я остановилась на следующем варианте подбора членов группы:

  1. организатора (капитан, руководитель) каждой группы назначаю сама из числа наиболее способных обучающихся.

  2. далее называю 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества обучающихся в группе)

  3. каждый организатор выбирает одного из мною названных учеников к себе в группу, каждый раз отбирая по одному.

Таким образом, распределяются сильные и слабые обучающиеся, и группы получаются равносильные.

При отборе в группы следует также учитывать психологическую совместимость обучающихся. Для того чтобы группы сработались, нужно, как минимум, 5-6 занятий. потом группы можно переформировать, чтобы обучающиеся получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Подбор детей группы зависит также от типов уроков. При выполнении творческих заданий разрешаю ученикам объединяться в группы по желанию. Если обучающийся не хочет присоединиться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь нужно предложить работать в группе.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест обучающихся. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый видел своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп.

Преимущества работы в группы:

  1. Реализация принципа комфортности.

Не секрет, что каждый обучающийся, выслушивая огромное количество информации из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом затруднений:

  • низкая речевая активность

  • спад интереса к обсуждаемым проблемам

  • быстрая утомляемость

  • высокий темп

Работа в группах снимает возникающее из-за этого напряжение. Вместе с тем обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать.

При подготовке выступления группы принято учитывать мнения всех ее участников, а значит, каждый обучающийся чувствует сопричастность к общему делу. Это поможет им научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность, не умаляя роли других участников. Такая работа уменьшает стресс при проведении проверочных и контрольных работ: то, что обучающийся смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал.

  1. Реализация принципа минимакса.

Каждый обучающийся во время урока может выполнить те задания, которые ему по силам, самостоятельно, а при помощи группы может справиться и с более сложными заданиями.

  1. Реализация принципа деятельности.

Обучающийся учится самостоятельно ставить цель, достигать её и оценивать свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и экспериментировать вместе. Самое проблемное для обучающихся - выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизировать этот процесс поможет обсуждение внутри группы.



Вывод:

Использование на уроках групповой формы интерактивного обучения убедило меня в следующем:

  • углубляется понимание учебного материала, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, появляются теплота, человечность;

  • сплоченность группы резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

  • обучающиеся приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиций других людей.

Усилия преподавателя, направленные на организацию групповой формы интерактивного обучения, вознаграждаются сторицей, когда появляются первые зримые результаты - высвобождение и развитие учебной и познавательной инициативы. Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность - цель любого преподавателя, стремящегося формировать у обучающихся умение самостоятельно учиться, без его (преподавателя) постоянной помощи.




Литература:

  1. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М., 2000.

  3. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта//Педагогика. - 2000. - № 7.

  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2003.

  5. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты/ Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. - М., 1991.

  6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие. - М., 2008.

  7. Панфилова А.П. Технология генерирования идей: мозговой штурм и методы синектики// Новые знания. - 2002. - № 1.

  8. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие. - М., 2009.

  9. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М., 2001.

  10. Борисова Г.В. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. - СПб., 2006.




© 2010-2022