• Преподавателю
  • Другое
  • Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Элементарные математические представления занимаю большое место в системе дошкольного образования. А у детей с задержкой психического развития элементарные математические представления формируются медленнее, чем у своих сверстников, так как нарушены сенсомоторные функции, страдает общая и мелкая моторика, зрительный контроль и двигательная память. [М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.]

Особая роль при этом отводится нетрадиционном методу, используя нестандартный дидактический материал, а именно блоки Дьенеша, позволяющие моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников логического мышления и математических представлений. [Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.]

Дидактический материал позволяет детям с задержкой психического развития решать задачи, используя логическое мышление, выявлять в объектах различные свойства, называть их, делать выводы.

[А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М., Просвещение, 1988 г.]

Кроме того, Блоки Дьёнеша позволяют детям с задержкой психического развития выполнять задания разные по уровню сложности. Эффективность блоков даёт возможность развивать у детей не только познавательные процессы, но и психологические: внимание, память, мышление, речь.

В своей деятельности я использую логические блоки Дьенеша, которые представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

1. Четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

2. Трёх цветов (красный, синий, желтый);

3. Двух размеров (большой, маленький);

4. Двух видов толщины (толстый, тонкий).

Все геометрические фигуры разнообразные по форме, цвету, размеру, толщине. Эти свойства можно варьировать.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. [Н.О.Лелявина, Б.Б.Финкельштейн «Логические блоки Дьенеша»]

На основании выше сказанного, я использую следующие игры, которые доступны по сложности детям с ЗПР:

Игра «Построй цепочку». Эта игра располагает несколько вариантов выстраивания фигур:

1.Построение цепочки из разных фигур (цвета, размера, толщины);
2.Построение цепочки из фигур разных по цвету и форме - поочерёдно;

3.Построение цепочки из фигур одинаковых по форме, но разные по цвету;

4.Построение цепочки из фигур одинаковых по цвету, но разной в величине;

5.Построение цепочки из фигур одинаковых по величине, но разные по цвету и форме и т.д.

Дети, имеющие задержку психического развития, тяжело ориентируются в составлении таких выстраиваний, им требуются дополнительные инструкции и разъяснения. Для закрепления такие упражнения нужно повторять несколько занятий.

Игра «Разноцветная стенка». Выкладывание в ряд 5-6 любых фигур разного цвета. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

«Игра с обручами». Предлагаю ребёнку два или три обруча разного цвета, положенных на полу. Затем, располагаю блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. После выполнения практической задачи по расположению блоков ребёнок отвечает на вопросы. Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

«Упражнения с использованием таблиц и схем».

- В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

- Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

- Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

«Знакомство со свойствами».

1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам - то есть игра выступает аналогом вкладышей.

2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.

3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем - все синие предметы и т. д.

4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем - «не такой же».

5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Предлагаем угадать, что - лишнее? Почему?

«Упражнения-сравнения по свойствам».

«Раздели угощения». Предположим, что блоки Дьенеша - это угощения для животных, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки - только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим ребёнка выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

«Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие)

«Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не-квадратный, не-тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные».

«Угадайка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Педагог берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Ребенок должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура - желтая?», «Она - прямоугольник?»

«Классификация, логические операции».

«Игра с областями». Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства (например, круга). Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго - синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями.

«Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и «не-свойств». Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа - два не-желтых прямоугольных блока, на них стоят некруглые, не-синие блоки, затем - желтые не-треугольные, не-тонкие, вершит все не-квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). [Е.Слимак, «Логические блоки Дьенеша: учимся, играя»], [А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.]

Все, выше сказанные игры положительно влияют на динамику показателей элементарных математических представлений. Особенно дети стали ориентироваться в пространстве, называть цвета и формы, различать размер и толщину. Следуя диагностическим данным, можно отметить, что знания у детей с ЗПР, приобретённые с помощью использования блоков Дьенеша, увеличились на 15 %.

Литература.

1. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.

2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.

3. А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М., Просвещение, 1988 г.

4. Е.Слимак, «Логические блоки Дьенеша: учимся, играя»

5. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.

6. Методическая разработка. Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Блоки Дьенеша, как с ними заниматься» Т.В.Крюкова. ссылка: htt://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/04/06/bloke-denesha-kak-s-nimi-zanimatsya

7. «Логические блоки Дьенеша: Учимся, играя» Елена Слимак, ссылка: vk.com/topic-5608057-27932775

© 2010-2022