• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Развитие творчества у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности

Статья на тему: Развитие творчества у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творчества у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности


Автор: О.В. Краснова

Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта - одна из важнейших задач, решаемых в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Развитие творческих способностей в детском возрасте имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

Проблема развития творческих способностей средством изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта в педагогическом процессе продолжает оставаться актуальной. Этот вопрос остается недостаточно раскрытым, меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.

Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творчества у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности».

Цель исследования - доказать эффективность системы занятий по изобразительной деятельности, направленной на повышение уровня творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта.

Объект исследования - творческие способности младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - изобразительная деятельность как способ формирования творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: вероятно, что результативность процесса формирования творческих способностей у младших школьников с нарушением интеллекта может быть обеспечена путем использования системы занятий по изобразительной деятельности, предполагающей работу с нетрадиционными техниками рисования.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить психологическую, педагогическую, специальную литературу по проблеме исследования;

- выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников с нарушением интеллекта;

- разработать и реализовать систему занятий по изобразительной деятельности, направленную на повышение уровня сформированности творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида № 2 г. Владимира». В исследовании участвовало две группы детей (экспериментальная группа и контрольная группа) по 11 учеников младших классов (3 классы) с диагнозом - легкая степень умственной отсталости.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня сформированности творческих способностей у младших школьников с нарушением интеллекта для разработки системы занятий, направленной на развитие данных способностей у детей.

Использовалась методика исследования особенностей творческого развития детей, включающая в себя субтест «Составление изображений», тест «Дорисовывание фигур», предложенная Е.Е. Туник и представляющая собой модификацию тестов американских психологов Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса. Материал был подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями испытуемых.

По результатам констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся в экспериментальной и контрольной группах имеют низкий и средний уровень развития творческих способностей.

Исходя из полученных данных был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа эксперимента.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности.

На данном этапе эксперимента была разработана и реализована система занятий по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования. За основу была взята обучающая методика Н.В. Рыжовой «Мир детской фантазии», основной целью которой является развитие изобразительного творчества у детей с нарушением интеллекта. Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения. Всего было проведено 10 занятий. Длительность одного занятия - 45 минут.

После реализации системы занятий по изобразительной деятельности был проведен контрольный этап исследования. Его целью являлось выявление динамики развития творческих способностей у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности.

На контрольном этапе исследования была использована та же методика, что и на констатирующем.

По результатам контрольного этапа эксперимента было выявлено, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе повысился по сравнению с контрольной группой, в которой количественные показатели остались неизменными.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для формирования творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта.

Таким образом, поставленная цель оказалась достигнутой, гипотеза подтвердилась.

© 2010-2022