- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Социальное здоровье обучающихся в начальной школе
Методическая разработка Социальное здоровье обучающихся в начальной школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савченко С.А. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Социальное здоровье учеников в начальной школе»
«Забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Василий Александрович Сухомлинский
Актуальность
«Будьте здоровы!» - как часто мы произносим эти слова, желая, в первую очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно, что для жизни в современном обществе одного физического здоровья недостаточно. Здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и дефектов, но еще и физическое, социальное и душевное благополучие. Современный человек должен быть социально здоров. Еще Гиппократ говорил: "Бессмысленно лечить глаза без головы, голову без тела, тело без души".
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков выдвигается в число приоритетных задач социального развития страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья учащихся. При этом школа занимает одну из первых ступеней в структуре общественного воспитания личности.
Период, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, приходится на время пребывания ребенка в школе, несмотря на то, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны медиков и педагогов. Таким образом, рассматриваемая нами проблема заключается в том, что в школьном возрасте происходит ухудшение состояния здоровья, но именно школа как социальный институт имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Однако современная образовательная модель школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье учащихся, другие аспекты феномена здоровья - духовный и социальный - затрагиваются в меньшей степени. Между тем, проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в учебном учреждении.
Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому школа как социальный институт, охватывающий всех граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья.
Следовательно, школа является институтом, где происходит формирование социального здоровьесбережение как условие формирования образовательной среды младших школьников.
Критерии нормативности социального здоровья детей:
Следует отметить, что социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:
- сформированность социально-значимых личностных качеств;
- способность к самоконтролю;
- самоопределение;
- социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;
- ценностное отношение к собственному здоровью;
- активная жизненная позиция;
- социальная адаптивность;
- отсутствие социальных девиаций в поведении;
- отсутствие поведенческих расстройств;
- отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
- позитивные взаимоотношения с одноклассниками.
Основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения:
- укрепление и развитие физического здоровья;
- формирование системы ценностей и установок у учащихся;
- формирование нравственной культуры;
- развитие социальной активности;
- повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
- формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;
- профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.);
- создание волонтерского движения по профилактике зависимостей.
Цели и задачи
1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.
2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.).
3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
7. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
9. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Методические рекомендации по укреплению социального здоровья детей
Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются, не оказывается ли обществом негативное влияние.
В свою очередь социальное здоровье детей разделяется на несколько составляющих:
- усвоение информации,
- выражение эмоций,
- осознание себя как личности,
- осознание моральных ценностей, понимание культуры.
Социально здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.
Социальное здоровье детей напрямую зависит от обстановки в семье, а также в учебном заведении, где дети проводят большое количество времени.
Школа
Вся система работы школы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия для комфортного обучения детей в соответствии с современными требованиями: классы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей учащихся и собственных желаний, учителя строят свои уроки в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей, тем самым уделяя внимание личностному аспекту социального здоровья.
Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим учителя организовывают выход на культурно-массовые мероприятия, проводимые в городе, - это, например, походы в кино, театр, музеи, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.
Находясь в школе, дети получают определенный поток информации, который им предстоит уловить, осознать, запомнить, а затем применить на практике. Педагоги способствуют правильному восприятию информации, а также ее запоминанию.
Контроль эмоций регулируется определенными правилами, к которым приучают детей. Это выражается в том, что во время урока дети внимательно слушают учителя, не отвлекаясь на посторонние дела, а свои эмоции они выражают на перемене, когда у ребенка появляется время для отдыха. Их этого формируется дисциплина.
Свою личность дети проявляют в процессе общения друг с другом. Уже с момента знакомства, каждый ребенок применяет свою модель поведения, выбирает себе круг друзей, а также старается отгородиться от неприятного общения.
Важную роль в воспитании нравственно здоровой личности играют профилактические мероприятия (Устные журналы, тематические классные часы, оформление информационно-тематических стендов, конкурсы плакатов, агитбригад.)
Необходимо создавать ситуации, которые запоминались бы как яркие события. Это могут быть не только праздники и веселые затеи, а разнообразная внеклассная и внешкольная работа. Большую роль нужно отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой:
-
Диспуты;
-
Классные часы-размышления
-
Круглые столы;
-
Психолого-педагогические игры;
-
Психолого-педагогические практикумы
-
Деловые игры, ролевые игры
Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Семья
И все же первое общество, с которым сталкивается ребенок, это его семья. Именно в семье малыш впервые начинает осознавать себя как личность со своими желаниями и потребностями. В семье он изучает все особенности общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера стоит в семье.
Маленький малыш, как губка, впитывает всю информацию, полученную дома. То, как ведут себя родители, неосознанно закладывается в его психику, и в подобной ситуации он будет поступать именно так, как поступали папа и мама.
Родители, прежде всего, должны воспринимать ребенка, как личность, прислушиваться к его потребностям, не ущемлять его права и не принижать способности. Но помимо того, что дети обеспечиваю потребности ребенка, родители также должны плавно прививать ему правила поведения, хорошие манеры, особенности общения как со сверстниками, так и со старшими людьми. Ребенок должен понимать, что помимо него и его желаний и потребностей, существуют и другие люди, которые так же имеют свои потребности. Усвоение этой информации поможет избежать проблемы детского эгоизма.
Родители не должны забывать о развитии культуры у малыша. С раннего детства стоит начать посещение выставок, музеев, театров, а также время от времени устраивать семейные праздники.
Тесная связь классного руководителя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.
Работа с родителями:
-
Родительские собрания
-
Круглый стол
-
Консультации
-
Тесты по формированию и сохранению социального здоровья
-
Советы родителям.
-
Таблица родительских установок (негативные и позитивные установки)
-
Видеоконсультация «Мультики и дети» (влияние мультфильмов на социальное здоровье детей) .
-
Оформление информационных стенгазет и папок-передвижек
-
Разработка буклетов и памяток
-
Проведение совместных внеклассных мероприятий родителей и детей
Сочетание школьного и семейного воспитания является главной составляющей социального здоровья детей. Но родители всегда находятся в большей ответственности и помимо семейных отношений необходимо контролировать обстановку в школе. Если ребенок жалуется на школьные неприятности, то этот факт нельзя оставлять без внимания. Игнорирование межличностных проблем ребенка его родителями может привести к психологической травме ребенка, и в результате малыш может замкнуться в себе.
Рекомендации
-
Продолжать работу по формированию (привычки и навыков) социального здоровья детей в школе.
-
Использовать в работе как традиционные (ролевые игры и т.д.), так и инновационные приемы на актуализацию знаний о социальном здоровье и резервов здоровья, в т.ч и социальных ресурсов, которые в будущем обеспечат состояние гармонии с окружающим миром.
-
Прививать навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для педагогов. Учить детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения..
-
Педагогам более ответственно подходить к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.
-
В школе создавать условия для формирования социального здоровья детей:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- эстетика быта;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения;
-сбалансированное питание.
-
Педагогам применять не только традиционные методы и приемы работы с детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
-
При работе с детьми учитывать социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание, что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
-
На уроках и занятиях должен присутствовать партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей.
-
Проводить мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.
-
Организовывать посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.
-
В своей работе педагоги должны использовать различные методики, как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения социального здоровья детей.
-
Проводить разнообразную внеклассную и внешкольную работу, большую роль отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой.
-
Учителям создавать для обучающихся ситуации успеха, проявлять доверие и толерантность, понимать значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности.
Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей - все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.