• Преподавателю
  • Другое
  • Стратегии, направленные на создание психологического климата в классе на уроке истории

Стратегии, направленные на создание психологического климата в классе на уроке истории

Большую часть времени ребенок в возрасте от 6 до 17 лет проводит в школе. Поэтому большое значение имеет то, как он чувствует себя в школьном и классном коллективе. Психологи называют это состояние психологическим климатом класса.   В научной литературе выделяют несколько зон психологического климата. В своей практике часто сталкиваешься с тем, что учащиеся думают лишь о своих собственных интересах и потребностях, поэтому цель своей работы я вижу в том, чтобы адаптировать стратегии, предлагаемы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

Стратегии, направленные на создание психологического климата в классе на уроке истории.


Большую часть времени ребенок в возрасте от 6 до 17 лет проводит в школе. Поэтому большое значение имеет то, как он чувствует себя в школьном и классном коллективе. Психологи называют это состояние психологическим климатом класса.

В научной литературе выделяют несколько зон психологического климата.

Зоны психологического климата.

Стратегии, направленные на создание психологического климата в классе на уроке истории.

В своей практике часто сталкиваешься с тем, что учащиеся думают лишь о своих собственных интересах и потребностях, поэтому цель своей работы я вижу в том, чтобы адаптировать стратегии, предлагаемые психологами для создания и поддержания благоприятного психологического климата на уроках истории. Ведь не для кого не секрет, что от психологического климата на уроке зависит отношение учащихся к предмету и учителю в целом.

Стратегия «Паутинка»

Цель: актуализация знаний, закрепление изученного материала.

Необходимые материалы: клубок ярких ниток.

Инструкция на примере темы «Арабы в V-X веках» 7 класс .

Учащиеся садятся в один большой круг. Первый учащийся обращаясь к другому, говорит, Лахмидское царство и передает клубок, сидящему напротив. Тот, кому достался клубок рассказывает, что Лахмидское царство существовало в III веке на Аравийском полуострове. После ответа называет следующий термин или фразу, относящуюся к теме, например, Мухаммед, и передает клубок другому учащемуся. Таким образом, клубок перекидывается, пока все ребята не окажутся частью паутины. После чего эту паутину нужно снова распутать, повторяя термины, либо то, что связано с темой и было уже названо при плетении паутины.

Стратегия «Три подсказки»

Цель: актуализация знаний.

Инструкция на примере темы «Архитектура и искусство Казахстана в раннем средневековье»

Учащиеся делятся на три команды или группы, можно по рядам. Первым загадывает термин учитель, например - Акыртас.

Первая подсказка на «5»- архитектурное сооружение раннего средневековья.

Вторая подсказка на «4»-находится в Жамбыльской области

Третья подсказка на «3»- построено в VII-VIII вв.

На какой подсказке группа даст правильный ответ, ту оценку и получает в свою копилку. Каких оценок в копилке у группы больше, такую оценку получают за подготовку домашнего задания.

Стратегия «Интервью»

Цель : закрепление полученных знаний на уроке.

Инструкция на примере темы «Первая мировая война»

Учащиеся делятся на группы, каждая из которых изучает ту проблему, которую предложил учитель. После истечения отведенного времени, один учащийся группы подходит к учителю, задает вопрос по своей проблеме. Учитель отвечает, после чего задает встречный вопрос группе. Этот процесс необходимо проделать с каждой группой.

Стратегия «Дружная семейка»

Цель: закрепление полученных знаний на уроке.

Инструкция на примере темы «Государство Караханидов» Класс делится на 3 группы. Первая группа изучает проблему «образование и общественный строй государства». Вторая группа- политическое положение государства. Третья группа хозяйство и культура. После презентации своей работы, каждая группа придумывает вопросы по своей проблеме группам - оппонентам. На полу стелется газета. Группы задают вопросы, тот учащийся, который ответил на вопрос, встает на газету. Побеждает та группа, у которой большее количество участников оказалось на газете.

В заключении хотелось бы отметить, что большую роль в формировании психологического климата на уроке играет позиция учителя.

И в заключении хотелось бы перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые пригодятся каждому педагогу:

  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

  4. Предоставляйте детям возможность испытывать себя в различных видах деятельности.

  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

  6. создавайте условия, а не диктуйте их, верьте людям с которыми работаете.

  7. будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Литература.

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.: Просвещение,1989

  2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации /psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

  3. Леванова Е.А. Волошина А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.-СПб,: Питер,2008

  4. Микляева А.В. Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа.-СПб.: Речь,2006

© 2010-2022