• Преподавателю
  • Другое
  • Развитие речемыслительных навыков у детей дошкольного возраста в условиях интегрирования образовательных областей

Развитие речемыслительных навыков у детей дошкольного возраста в условиях интегрирования образовательных областей

Выступление: Головачева Е.А. Развитие речемыслительных навыков у детей дошкольного возраста в условиях интегрирования  образовательных областей В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое р...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление: Головачева Е.А.

Развитие речемыслительных навыков у детей дошкольного возраста в условиях интегрирования образовательных областей

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС к структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования - интеграция образовательных областей.

В дошкольном образовании не случайно уделяется особое внимание интеграции образовательных областей, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.

Дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Речемыслительная деятельность - это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями.

Речь является ведущей формой общения и мышления, опосредованная языком. Она развивается по двум основным направлениям: пассивному и активному. В первом случае дети понимают обращенную к ним речь, а во втором - активно используют в речи усвоенные слова.

Главной особенностью дошкольного периода развития является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлеченного от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.

В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. В структуре речемыслительной деятельности формируются логико-грамматические конструкции русского языка, совершенствуются операции планирования и программирования.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит постепенный переход дошкольника к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности, совершенствуется смысловая сторона речи, изменяется характер коммуникативных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Интеграция - это «объединение в целом каких - либо частей, элементов». Такое определение дает толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь - справочник» Н.И. Кондакова. В процессе интеграции НОД ребенку дают знания об окружающем, у ребенка формируют доступный ему образ мира, развивают речемыслительные навыки. Знание играет огромную роль в мышлении ребенка. Однако оно может быть успешно использовано лишь тогда, когда ребенок овладел методом анализа-синтеза. Только освоив его, он может мыслить; сравнивать и сопоставлять факты, выделять и изучать отдельные стороны каждого факта, обобщать данные, полученные разными наблюдателями, вскрывать общие и действительно существенные зависимости между явлениями жизни и использовать свои знания для решения труднейших задач. Поэтому очень важно, чтобы уже с дошкольного возраста у ребенка началось формирование понятийного мышления, и он овладел основными операциями логического мышления.

Во второй главе нашего исследования отражено обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста, исследование категориального мышления по методике "Исключение предметов", а также исследование способностей детей делать умозаключение и умение устанавливать логические связи, и отношение межу понятиями.

В результате нашего экспериментального исследования мы выявили, что регулярные и систематические занятия и игры, направленные на развитие речи и словесно-логического мышления на доступном детям интегрированном материале, могут способствовать активности мышления, его творчеству и самостоятельности.



© 2010-2022