Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыПриложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

ДНЕВНИК

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ


КАРЬЕРЫ



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

учебного курса

«Твоя профессиональная карьера»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.

Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью курса, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие - эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).

При оценке изучения данной программы с целью отслеживания индивидуальных результатов целесообразно использовать зачётную систему оценивания. По окончании изучения каждой темы курса учащимся предлагается ответить на вопросы для закрепления и повторения изученного материала и выполнить задания для самостоятельной работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, электронной презентации, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Изучая курс, обучающийся выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в успешной профессиональной карьере.

Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты.

Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели - выбору профессии.


СОДЕРЖАНИЕ.

Тема 1. «Путь к самопознанию.

Представление о себе и выборе профессии».

Тема 2. «Секреты выбора профессии.

Профессиональные намерения и планы».

Тема 3. «Интересы, склонности и возможности

профессионального выбора».

Тема 4. «Ведущие отношения личности и профессии».

Тема 5. «Способности и их роль в выборе профессии».

Тема 6. «Человек среди людей. Интеллектуальные способности

и успешность профессионального труда».

Тема 7. «Человеческие ресурсы».

Тема 8. «Многообразие мира профессионального труда.

Функциональное разделение труда и возникновение

профессий и специальностей».

Тема 9. «Классификация профессий. Профессиограмма».

Тема 10. «Человек на рынке труда. Основные принципы

формирования рынка труда».

Тема 11. «Пути получения профессии. Основные уровни

профессионального образования».

Тема 12. «Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить

себя на рынке труда».

Тема 13. «Пути получения профессионального образования».

Тема 14. «Моя профессиональная карьера».

Итоговое занятие. Защита проектов «Моя профессиональная карьера».

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры



Тема 1. «Путь к самопознанию.

Представление о себе и выборе профессии».

Процесс самопознания - узнавание, выделение собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими.

Личность - это особые качества человека, которые являются результатом его развития; это индивидуальность человека в её социальных связях и отношениях.

Профессия - необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.


МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы.

Задание №1.

Представьте условно, что приведённая шкала отражает общее отношение человека к себе (где 1- отсутствие или минимальная выраженность, а 10 - максимальная выраженность уважения, доверия, интереса к себе).

Заштрихуйте ячейки под цифрами от 1 до 10 на шкале, как вы лично относитесь к себе как к ценности.











0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задание №2.

ИНСТРУКЦИЯ:

Используя список слов, обозначающих отдельные качества личности, составьте ряд "ИДЕАЛ" из 20 качеств личности.

  1. Распределите по следующему принципу - от наименее значимых для вас качеств к более значимым, ценным.

  2. Из выбранных 20 качеств ряда "ИДЕАЛ" составьте ряд "Я". Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а потом наиболее характерные.

Список слов:

аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуждённость, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, чуткость, эгоизм

Выполнение задания 1.

1.

11.

2.

12.

3.

13.

4.

14.

5.

15.

6.

16.

7.

17.

8.

18.

9.

19.

10.

20.


Выполнение задания 2.

1.

11.

2.

12.

3.

13.

4.

14.

5.

15.

6.

16.

7.

17.

8.

18.

9.

19.

10.

20.


Задание №3.

  • Попытайтесь оценить себя на основе собственных наблюдений, используя следующий приём: на листе бумаги напишите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Кто я?».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Cоставьте свой автопортрет: «Мой образ «Я» и профессия».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2. «Секреты выбора профессии.
Профессиональные намерения и планы».

Правильно выбрать профессию - значит найти своё место в жизни.

«ХОЧУ» - личные цели и ценности, профессиональные интересы и

склонности, желания и потребности.

«МОГУ» - проблема человеческих физиологических возможностей и

способностей, психологических особенностей и состояния

здоровья.

«НАДО» - потребности рынка труда в специалистах, знание

профессиональной сферы, определение путей и средств

достижения цели, основывающихся на самооценке собственных

достоинств и недостатков, возможность трудоустройства.

Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.

Цели профессионального плана:

  • чем хочу заниматься;

  • кем хочу быть;

  • кем могу стать.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Каким требованиям вы будете следовать при составлении профессионального плана?

  2. Почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в профессиональном выборе?

  3. Почему необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?

  4. Что значит «ошибка в выборе профессии» и к чему она может привести?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

  • Cоставьте свой личный профессиональный план.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема 3. «Интересы, склонности и возможности

профессионального выбора».

Интерес - индивидуально - психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а так же в интеллектуальной, познавательной активности.

Склонности - устойчивое стремление к определённой деятельности, когда интересны не только результаты труда, но и его содержание.

Способности - талант, умения, возможность производить какие-нибудь действия.

ИНТЕРЕСЫ - «ХОЧУ ЗНАТЬ»
СКЛОННОСТИ - «ХОЧУ ДЕЛАТЬ»

Профессиональная пригодность человека:

  • совпадение требований, предъявляемых профессией к человеку с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями;

  • гармония человека, его дела, профессии.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Всегда ли соотносятся личные потребности и интересы с мотивами профессионального выбора?

  2. По каким качествам можно судить о профессиональной пригодности человека?

  3. Приведите из разных областей знаний примеры исторических личностей, у которых было идеальное совпадение склонностей, способностей и интересов с требованиями трудовой деятельности.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Составьте перечень профессионально важных качеств, которые вы считаете необходимыми для выбранной профессии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Проведите самоанализ личности.

Выполните задания №1 и №2 бланка «Экспресс - методики для выявления интересов».


ЭКСПРЕСС - МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ.

Задание №1.

Отметьте знаком "+", какие области знаний вам интересны, и знаком "- "те,

которые не интересны.

Физика

Транспорт

Химия

Педагогика

Математика

Рабочие специальности

Биология

Сфера обслуживания

Медицина

Строительство

Филология

Лёгкая промышленность

Журналистика

Техника

История

Электротехника и радиотехника

Искусство

Военные специальности

Геология

Экономика

География

Физкультура и спорт

Экология

Энергетика

Право

Литература

Общественная деятельность

Информационные технологии


Задание №2.

ИНСТРУКЦИЯ:

Вам будет предложено 17 высказываний. Каждое из высказываний вы мысленно "примеряете" на себя и оцениваете, насколько точно оно вас описывает.

  • Ставите + в графе "Абсолютно верно", если вы согласны с этим высказыванием.

  • Ставите + в графе "Неверно", если высказывание не соответствует вашим интересам.

  • Ставите + в графе "Скорее верно, чем нет", если вы сомневаетесь.

  • Ставите + в графе "Не знаю", если вы не знаете, о чём идёт речь.


Абсолютно

верно

Скорее верно, чем нет

Неверно

Не знаю

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


Тема 4. «Ведущие отношения личности и профессии».

Профессия - необходимая для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающих ему возможность полноценного существования и развития.

Эмоции - переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением потребностей человека.

Воля - вид психической энергии, которой человек может управлять, регулировать на выполнение определенных действий.

Характер - совокупность устойчивых личностных свойств человека, которые определяют отношение данного человека к работе, к людям и тому, что с ним происходит.

Темперамент - совокупность устойчивых психофизиологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его деятельности.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Что такое эмоции и чем они отличаются от чувств?

  2. Какую роль играют эмоции в жизнедеятельности человека?

  3. Какие индивидуальные свойства человека можно назвать чертами характера?

  4. Каковы особенности проявления темперамента в профессиональной деятельности?

  5. Почему при выборе профессии важно учитывать особенности темперамента?

  6. Для чего необходимо уметь управлять собственным поведением?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

  • Из перечисленных качеств личности выберите и подчеркните те, которые присущи именно вам.

Положительные качества:

добросовестный

милосердный

верный

надежный

усердный

тактичный

искренний

деликатный

работящий

великодушный

благородный

отзывчивый

трудолюбивый

общительный

справедливый

преданный

самоотверженный

бережливый

честный

мужественный

сердечный

аккуратный

уверенный

отважный

душевный

храбрый

выдержанный

добрый

внимательный

чуткий

спокойный

Отрицательные качества:

лежебока

прижимистый

замкнутый

лживый

бездельник

скупой

неуверенный

безответственный

лентяй

алчный

вредный

жеманный

недоброжелательный

жадный

подлый

трусливый

жестокий

свирепый

двуличный

беспощадный

злой

боязливый

неискренний

робкий

безжалостный

себялюбивый

бессердечный


  • Запишите, какие качества личности предъявляет выбранная вами профессия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Определите, какие черты характера выражают:

а) отношение человека к другим людям:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

б) отношение к труду:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

в) отношение к своей личности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

г) отношение к вещам: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

чувство чести, собственное достоинство, превосходство, гуманность, эгоизм, добросовестность, бережливость, лень, замкнутость, правдивость, честность, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, доверчивость, доброжелательность

Задание №2.

Выполните задания №1, №2, №3 бланка «Диагностика темпераментных характеристик по Айзенку».

ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО АЙЗЕНКУ.

Задание №1.

Отметьте в каждом секторе диаграммы дугой и заштрихуйте ту часть, которая отражала бы степень развития у вас указанных качеств

самообладание




настойчивость решительность


организованность самостоятельность

умение выделить главное в поступках

Задание №2.

С помощью методики Айзенка вы сможете оценить свой темперамент. Отвечать на вопросы следует быстро, так как важна ваша первая реакция.

ДА



=

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

НЕТ



ДА



=

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

НЕТ











ДА



=

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

НЕТ












ДА











=

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

НЕТ












ДА











=

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

НЕТ












ДА











=

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

НЕТ











ИНСТРУКЦИЯ:

За каждое совпадение вашего ответа с ключом присваивается 1 балл.

Посчитайте сумму баллов.

По шкале экстраверсия-интроверсия:

  • ДА - 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57

  • НЕТ - 6,33,51,55,59

По шкале эмоциональной стабильности:

  • ДА - 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,58,60

По корректурной шкале (шкале лжи):

  • ДА - 8,16,24,28,36,44,

  • НЕТ - 4,12,20,32,40,48

Ответы.

Шкала экстраверсии-интроверсии:

5-7 баллов - значительная интроверсия;

8-11 баллов - умеренная интроверсия;

12-18 баллов - умеренная экстраверсия;

19-24 балла - значительная экстраверсия.

Шкала эмоциональной стабильности:

5-10 баллов - высокая эмоциональная стабильность

11-14 баллов - средняя эмоциональная стабильность;

15-18 баллов - средняя эмоциональная нестабильность;

19-24 балла - очень высокая эмоциональная нестабильность.

Корректурная шкала (шкала лжи):

при показателе 5-8 баллов по данной шкале результаты теста считаются недостоверными.

Обработка результатов методики:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА.


ИНСТРУКЦИЯ: Прочтите утверждения, присущие типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Отметьте «+», если вы согласны с утверждением.

Посчитайте сумму баллов по каждому темпераменту.

Переведите результат в % отношение, приняв 20 баллов за 100%.

Заштрихуйте каждый сектор диаграммы.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

И

%

Х























С























Ф























М























холерик



меланхолик сангвиник




флегматик

Темперамент - эмоциональная возбудимость человека и его

восприимчивость к впечатлениям внешнего мира.


Холерик - быстрый, порывистый, неуравновешенный.

Сангвиник - подвижный, легко переживающий неудачи.

1.Неусидчивы, суетливы

2.Невыдержанны, вспыльчивы

3.Резки и прямолинейны в отношениях с людьми

4.Решительны, инициативны

5.Нетерпеливы

6.Упрямы

7.Находчивы в споре

8.Работаете рывками

9.Склонны к риску

10.Незлопамятны, необидчивы

11.Обладаете быстрой, страстной, сбивчивой речью

12.Неуравновешенны, склонны к горячности

13.Агрессивный забияка

14.Нетерпимы к недостаткам

15.Обладаете выразительной мимикой

16.Способны быстро действовать и решать

17.Неустанно стремитесь к новому

18.Обладаете резкими, порывистыми движениями

19.Настойчивы в достижении цели

20.Склонны к резким сменам настроения

1.Веселы и жизнерадостны

2.Энергичны и деловиты

3.Часто не доводите дело до конца

4.Склонны переоценивать себя

5.Способны быстро схватывать новое

6.Неустойчивы в интересах, склонностях

7.Легко переживаете неудачи и неприятности

8.Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

9.С увлечением беретесь за любое новое дело

10.Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать

11.Быстро включаетесь в новую работу 12.Тяготитесь однообразием, кропотливой работой

13.Общительны, отзывчивы, не чувствуете cкованости с новыми людьми

14.Выносливы, работоспособны

15.Громкая, быстрая речь с богатой мимикой, жестами

16.Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке

17.Обладаете всегда бодрым настроением

18.Быстро засыпаете и пробуждаетесь

19.Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях

20.Склонны отвлекаться

Флегматик - медлительный, со слабым внешним проявлением душевного состояния.

Меланхолик - легкоранимый, глубоко переживающий неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающих.

1.Спокойны, хладнокровны

2.Последовательны, обстоятельны в делах

3.Осторожны, рассудительны

4.Умеете ждать

5.Молчаливы

6.Спокойная, равномерная речь

7.Сдержанны, терпеливы

8.Доводите дело до конца

9.Не растрачиваете попусту сил

10.Строго придерживаетесь распорядка

11.Легко сдерживаете порывы

12.Маловосприимчивы к одобрению и порицанию

13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

14.Постоянны в своих отношениях и интересах

15.Медленно включаетесь в работу и переключаетесь

16.Ровны в отношениях со всеми

17.Любите аккуратность и порядок

18.С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

19.Обладаете выдержкой

20.Терпеливы

1.Стеснительны и застенчивы

2.Теряетесь в новой обстановке

3.Затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми

4.Не верите в свои силы

5.Легко переносите одиночество

6.Чувствуете подавленность при неудачах

7.Склонны уходить в себя

8.Быстро утомляетесь

9.Слабая, тихая речь

10.Невольно приспосабливаетесь к темпераменту собеседника

11.Впечатлительны до слезливости

12.Восприимчивы к одобрению и порицанию

13.Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

14.Склонны к подозрительности

15.Легко ранимы

16.Чрезмерно обидчивы

17.Скрытны и необщительны

18.Малоактивны

19.Безропотно покорны

20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих

Тема 5. «Способности и их роль в выборе профессии».

Способности - индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.

Виды способностей:

Общие - способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Специальные - способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные)

Теоретические - связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления.

Практические - проявляются в умении решать задачи, действуя практически.

Учебные - проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков.

Творческие - проявляются в создании человеком чего- либо нового

Предметные - проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования: к практическому мышлению, к образному мышлению, к абстрактному мышлению, к логическому мышлению.

  2. Согласитесь ли вы с крылатыми изречениями: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»; «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения»; «Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота»?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Тест позволяет выявить степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте на вопросы двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете на вопрос отрицательно.


итого

1


8


15


22


29


36


43


50


2


9


16


23


30


37


44


51



3


10


17


24


31


38


45


52



4


11


18


25


32


39


46


53



5


12


19


26


33


40


47


54



6


13


20


27


34


41


48


55



7


14


21


28


35


42


49


56



Обработка результатов методики:

Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках протокола.

Максимальная выраженность - 8 баллов, низкие значения - 2-3 балла.

1. Сумма ответов «да» 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50 - «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение - признак творческой одаренности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сумма ответов «да» 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51 - «образность представлений», способность к яркому, образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________3. Сумма ответов «да» 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52 - «символизация», способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Соответствует наличию способностей к точным наукам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________4. Сумма ответов «да» 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53 - «вербализация», легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сумма ответов «да» 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54 - «абстрагирование», способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на образы в процессе мышления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сумма ответов «да» 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55 - «рефлексивность», способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сумма ответов «да» 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56 - «ручные навыки», способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Проанализируйте результаты теста и сделайте выводы, какими способностями вы обладаете и успешно владеете, а какие необходимо развивать и совершенствовать:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. «Человек среди людей. Интеллектуальные способности и

успешность профессионального труда».

Личность - человек в совокупности его устойчивых свойств, которые определяют поведение человека в обществе и его поступки.

Лидерство - процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей.

Конфликт - противоречия между людьми по поводу несогласия мнений.

Общение - форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая к возникновению контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - процесс, в котором устанавливаются и развиваются личностные контакты.

Общение - обмен информацией при помощи слов, жестов, мимики, выразительных взглядов.

Эффективное взаимодействие людей в процессе общения невозможно без взаимопонимания и правильного взаимного восприятия: умение слушать; умение говорить; терпимость; толерантность; способность сопереживать; способность сочувствовать.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Исчерпаемы ли возможности человека?

  2. Как объяснить выражение: «Твои способности в твоей власти»?

  3. Почему человеку необходимо как можно точнее определить и как можно раньше начать развивать свои способности?

  4. Что такое взаимопонимание и как оно возникает?

  5. Как добиться доброжелательного, доверительного общения между людьми?

  6. Какие профессии предъявляют повышенные требования к деловому общению?

  7. В каких сферах деятельности человек должен уметь общаться?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Выполните задания №1 и №2 бланка Диагностика «Ориентировочная анкета»


ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ АНКЕТА

ИНСТРУКЦИЯ: вам предлагаются три варианта продолжения начатого предложения. Сначала выберите из них такой вариант, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен. Букву вашего ответа напишите в бланк ответов в колонку «Больше всего» против номера вопроса.

Потом подберите из оставшихся двух вариантов тот, который меньше всего соответствует вашему личному мнению, и напишите соответствующую букву в колонку «Меньше всего» бланка ответов.

Оставшийся ответ не записывайте нигде. Выполняйте задание как можно более точно. Помните, что плохих или хороших ответов не бывает, ваше личное мнение важно для профессионального самоопределения.

больше всего



=

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

меньше

всего



больше всего



=

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

меньше

всего











больше всего



=

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

меньше

всего












При выполнении различных действий человек может быть ориентирован на себя самого, на взаимодействие с другими людьми, на решаемую задачу.

Представьте, что приведённая схема условно отражает направленность человека на эти ведущие типы отношений, где минимальная степень - центральная точка, из которой выходят лучи.

Подсчитайте результаты ответов и заштрихуйте разным цветом соответствующие ответам сектора диаграммы, приняв за 100% - 30 ответов.

Диаграмма продемонстрирует вам наглядно, насколько у вас выражены эти типы отношений.




Обработка результатов:

На

себя

(А)

На

задачу

(Б)

На взаимодействие (С)
























































































Итого:

Итого:

Итого:

на себя




на взаимодействие на задачу

Задание №2. Ответьте на вопросы теста и определите, насколько вы общительны, робки, контактны с окружающими людьми.

НАСКОЛЬКО ВЫ ОБЩИТЕЛЬНЫ

вопросы

да

нет

1

Делаете ли Вы над собой усилие, чтобы ладить с теми людьми, которые Вам не нравятся?

2

Предпочитаете ли Вы шумный, оживленный курорт тихому и мирному месту отдыха?

3

Нравится ли Вам ходить на вечеринки, в дискотеки и шумные бары?

4

На отдыхе или в путешествии легко ли Вы находите новых друзей?

5

Всегда ли Вы рады видеть друзей, если они неожиданно к Вам заглянули?

6

Начинали ли Вы когда-нибудь первым разговаривать с незнакомым человеком в поезде?

7

Нравится ли Вам организовывать вечеринки, приглашать гостей?

8

Много ли у Вас друзей и знакомых?

9

Предпочитаете ли Вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома?

10

Нравятся ли Вам игры на вечеринках?

11

Знаете ли Вы большинство своих соседей по именам?

12

Вам больше нравится принимать участие в играх, чем выигрывать?

13

Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами?

14

Нравится ли Вам помогать людям?

15

Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое Вы считаете ужасным. Станете ли Вы его пробовать?

16

Посылаете ли Вы поздравления с Рождеством (или Новым годом) людям, которые Вам не очень нравятся?

17

Называли ли Вас когда-нибудь «душой компании»?

18

Нравится ли Вам знакомиться с новыми людьми?

19

Чувствуете ли Вы себя уверенно, когда входите в комнату с людьми, из которых Вы почти никого не знаете?

20

Любите ли Вы детей?

21

Вы более предпочитаете писать письма, чем звонить по телефону?

22

Легко ли Вы находите новых друзей?

23

Делаете ли Вы когда-нибудь вид, что Вас нет дома, если видите приближение нежелательных посетителей?

24

Часто ли в Вашем доме останавливаются большие компании?

25

Беспокоитесь ли Вы о том, что думают о Вас окружающие?

Обработка результатов:

Если Вы набрали «да» от 16 до 25 очков, то Вы действительно общительный человек. Вы любите людей. Вы любите быть с людьми и. вероятно. Вы больше всего счастливы, когда Вы в компании.

Если Вы набрали от 8 до 16 очков, то Вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам Вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и Вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей. А если Вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим Вы прекрасно справитесь.

Если Вы набрали 7 очков или меньше, то Вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего, Вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества.

Тема 7. «Человеческие ресурсы».

Знание о себе и окружающем мире - основа человеческого совершенствования жизни.

Основным условием развития личностного потенциала является потребность в самовыражении и в самосовершенствовании, в стремлении обнаружить, поверить и утвердить самые разнообразные способности.

Человек обладает одним важнейшим преимуществом перед всем животным миром - силой сознания и ума.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Согласны ли вы с тем, что память считается одной из самых значимых психических особенностей человека, и почему?

  2. Какие вы знаете специфические процессы памяти?

  3. Назовите ряд профессий, специальностей, которые предъявляют повышенные требования к слуховой памяти человека; к зрительной памяти; к моторной памяти; к логической памяти; к образной или словесной памяти.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Проведите самоанализ личности. Выполните задания №1, №2, №3 бланка диагностики.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Задание №1.

Попробуйте определить, какому выражению лица соответствует одно из эмоциональных состояний:

безразличие

враждебность

веселье

сильная злость

грусть

застенчивая радость

плохое самочувствие

злость

бурная радость

глубокая печаль

скепсис

скорбь


Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

Задание №2.

Приведённая шкала отражает силу воли человека (от 0-минимум до 15-максимум).

Отметьте на шкале числом от 0 до 15, насколько у вас развита сила воли.

















1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Задание №3.

ИНСТРУКЦИЯ: ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам, но не больше 2 и обведите их номера кружками.

Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:

  1. в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;

  2. достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;

  3. работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;

  4. получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;

  5. проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;

  6. сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.

Обработка результатов:

Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:

  • ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);

  • ценности, которые реализуются за счёт профессиональной деятельности (2 и 4);

  • ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6).

Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с чёткой профессиональной доминантой.

Он соответствует сочетаниям вариантов выбора - 1 и 2; 1 и 4; 1 и 5; 1 и 6; 2 и 4; 2 и 5; 5 и 4, либо выбору только одной ценности - 1; 2; 4; 5.

Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации.

Этому типу соответствуют сочетания вариантов выбора - 1 и 3; 2 и 3; 2 и 6; 3 и 4; 3 и 5; 4 и 6; 5 и 6.

Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют варианты выбора - 3; 6, либо их сочетания.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Диагностика "Методика выявления интеллектуальной лабильности"

На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд.

ИНСТРУКЦИЯ: вам предлагается выполнить 45 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать в специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ





Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

Обработка результатов:

Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

0- 4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5- 9 ошибок - средняя лабильность;

10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;

более 15 ошибок - малоуспешен в любой деятельности

Проанализируйте этапы выполнения предложенных заданий. В чём были трудности? Какие чувства испытали (раздражение, утомляемость, напряжение, беспокойство, спокойствие, интерес, любопытство)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 8. «Многообразие мира профессионального труда.

Функциональное разделение труда и возникновение

профессий и специальностей».

Профессия (от лат. рrofitere - «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять») - означает род трудовой деятельности, требующей определённой подготовки и являющейся источником существования.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для успешного занятия работой и получения вознаграждения за труд.

Специальность - содержание образовательной программы подготовки специалиста.

Должность - это трудовой пост, который занимает работник в данной организации.

Предприимчивость - умение предпринять что-либо в нужный момент, находчивость, избирательность, практичность.

Мобильность - способность развиваться, достигать каких-либо успехов.

Ответственность - волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за своими поступками и действиями.

Социально - профессиональная мобильность - качество современного человека.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Что значит слово профессия и каковы признаки профессиональной деятельности?

  2. Перечислите основные качества личности, которыми должен обладать современный профессионал.

  3. Почему при выборе профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные интересы и склонности?

  4. Какие профессии пользуются спросом на рынке труда?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Выполните задания бланка «Методика «Незаконченное предложение… ».

Закончите каждое предложение письменно. Помните: нет плохих или хороших ответов, так же как правильных и неправильных.

Люди работают ради…

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В любом профессиональном труде самое важное…__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________Выбирая трудовую деятельность, люди чаще всего не учитывают… __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

При выборе трудовой деятельности люди чаще всего не учитывают…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Моё будущее кажется мне…_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Я выбрала эту профессиональную деятельность потому, что…_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Избранная трудовая деятельность требует от меня…____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать…___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Думаю, что моя трудовая деятельность позволит мне…_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Моя профессиональная деятельность даст мне возможность…_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Избранная мною профессиональная деятельность обеспечивает…____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что…_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №2.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Эта методика позволяет проверить насколько вы способны отвечать за свою жизнь.

ИНСТРУКЦИЯ: вставьте "+", если вы согласны с утверждением, и "-", если вы не согласны.

ДА



=

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

НЕТ




ДА



=

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

НЕТ











Обработка результатов:

Инструкция по обработке ответов

№ вопросов

итог

1

Сложите положительные ответы на вопросы

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22

2

Сложите отрицательные ответы на вопросы

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21

3

Сложите результаты №1 и №2

4

Сложите отрицательные ответы на вопросы

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22

5

Сложите положительные ответы на вопросы

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21

6

Сложите результаты №4 и №5

7

Вычтите из результата №3 результат №6

От 11 до 22 баллов - вы обладаете высоким уровнем субъективного контроля, т. е. стремитесь полностью отвечать за свою жизнь и поведение. Это очень сложно, но вызывает уважение. Главное для вас - не вините себя за то, что действительно не в вашей власти было исправить.

От -1 до 10 баллов - за что-то беретесь отвечать, а что-то оставляете на волю случая и других людей. Это наиболее распространенная позиция, она удобна. Возникают лишь вопросы: правильно ли вы оцениваете ситуацию? Хорошо ли вы различаете проблемы, которые можно решить и которые находятся вне вашей компетенции?

От -22 до -2 баллов - вам есть над чем задуматься. Возможно, вы не видите связи между своими действиями и значимыми событиями своей жизни, не считаете себя способными контролировать их развитие и полагаете, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Кто же в таком случае является хозяином вашей жизни? И согласны ли те люди, на которых вы сваливаете ответственность за себя, нести такую тяжкую ношу?

Задание №3.

Напишите мини-сочинение на тему: «Современный профессионал. Каким он должен быть?»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9. «Классификация профессий. Профессиограмма».

Предмет труда - это то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

Профессиограмма - характеристика профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.

Классификация профессий.

  1. По характеру труда.

  2. По отраслям народного хозяйства.

  3. По признаку материального производства.

  4. По уровню и характеру требуемой квалификации.

  5. По признакам, идущим от человека.

План составления профессиограммы:

  1. Общие сведения о профессии

- когда возникла,

-смежные профессии,

-перспективность роста квалификации,

-спрос на профессию в вашем городе, районе.

2. Характеристика процесса труда.

-важнейшие технологические операции,

-орудия труда,

-рабочее место,

-продукция,

-характер работы.

3. Санитарно - гигиенические условия труда

-режим труда и рабочий ритм,

-микроклиматические условия,

-медицинские противопоказания,

-основные меры по охране труда,

-возможные производственные травмы,

-профессиональные заболевания,

-продолжительность отпуска.

4. Психологические требования профессии к человеку

-возможные трудности и напряженные ситуации,

-основные качества, которыми должен обладать работающий.

5. Сведения о профессиональной подготовке

-пути получения профессии и характеристика учебных заведений,

-продолжительность обучения,

-условия поступления,

-основные изучаемые дисциплины,

-квалификация выпускника,

-зарплата работающего,

-перспектива профессионального роста и продвижения

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Что такое профессиограмма? Из чего складывается формула профессии?

  2. Что значит анализ профессии? Как вы себе его представляете?

  3. С какими новыми характеристиками труда профессионалов вы познакомились благодаря изучению психологических признаков труда?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ - ТРЕБОВАНИЯМ

Ознакомьтесь со схемой изучения профессий по психологическим характеристикам-требованиям.

Рассмотрите и проанализируйте профессиограммы профессий ваших родителей или 2-3 интересующих вас профессий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Составьте формулы выбранных вами профессий.

П

Т

Ч

З

Х







П

Т

Ч

З

Х







П

Т

Ч

З

Х






Задание №3.

Для того, чтобы выявить свои профессиональные склонности, а также получить некоторое представление о своих профессиональных способностях, можно воспользоваться анкетой «Ориентация». Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

ИНСТРУКЦИЯ: напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься тем или иным видом деятельности, затем проделайте то же самое по оценке ваших способностей, умений и навыков. В крайнем правом столбце запишите сумму баллов по каждому предмету и характеру труда. По величине суммарного балла можно определить наибольшую склонность к соответствующему типу профессий.


Анкета «Ориентация» «Я ХОЧУ»

0 - вовсе нет; 1 - пожалуй, так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.

Предмет труда

Вид деятельности

(желания, предпочтения)

Ответы в баллах

итого


ЧЕЛОВЕК

Обслуживание

0

1

2

3


Лечение

0

1

2

3

Обучение, воспитание

0

1

2

3

Защита прав и безопасности

0

1

2

3

Управление

0

1

2

3


ТЕХНИКА

Управление машинами

0

1

2

3


Ремонт оборудования

0

1

2

3

Обработка материалов

0

1

2

3

Сборка и наладка оборудования

0

1

2

3

Строительство

0

1

2

3


ЗНАКОВАЯ

СИСТЕМА

Редактирование

0

1

2

3


Расчёты, вычисления

0

1

2

3

Переработка информации

0

1

2

3

Изготовление чертежей

0

1

2

3

Приём и передача сигналов

0

1

2

3


ХУДОЖЕСТ-

ВЕННЫЙ

ОБРАЗ

Художественное оформление

0

1

2

3


Рисование, фотографирование

0

1

2

3

Произведения искусства

0

1

2

3

Игра на сцене

0

1

2

3

Шитьё, вышивание, вязание

0

1

2

3


ПРИРОДА

Уход за животными

0

1

2

3


Заготовка продуктов

0

1

2

3

Работа на воздухе

0

1

2

3

Выращивание овощей, фруктов

0

1

2

3

Ландшафтный дизайн

0

1

2

3


Характер

труда


Вид деятельности

(желания, предпочтения)



Ответы в баллах



итого


исполнительский

Ручная работа

0

1

2

3


Выполнение приказов

0

1

2

3

Копирование

0

1

2

3

Выполнение задания

0

1

2

3

Воплощение чужой цели

0

1

2

3


творческий

Умственная работа

0

1

2

3


Решение проблем

0

1

2

3

Создание новых образцов

0

1

2

3

Анализ, изучение, исследование

0

1

2

3

Планирование, конструирование

0

1

2

3


Анкета «Ориентация» «Я МОГУ»

0 - вовсе нет; 1 - пожалуй, так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.


Предмет

труда

Способности, умения,

навыки

Ответы в баллах

итого


ЧЕЛОВЕК

Знакомиться с новыми людьми

0

1

2

3


Быть чутким, доброжелательным

0

1

2

3

Выслушивать людей

0

1

2

3

Разбираться в людях

0

1

2

3

Хорошо говорить, строить речь

0

1

2

3


ТЕХНИКА

Искать и устранять неприятности

0

1

2

3


Использовать приборы, машины

0

1

2

3

Разбираться в технических устройствах

0

1

2

3

Ловко обращаться с инструментами

0

1

2

3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

1

2

3


ЗНАКОВАЯ

СИСТЕМА

Быть сосредоточенным и усидчивым

0

1

2

3


Хорошо считать в уме

0

1

2

3

Кодировать информацию

0

1

2

3

Оперировать знаками и символами

0

1

2

3

Искать и исправлять ошибки

0

1

2

3


ХУДОЖЕСТ-

ВЕННЫЙ

ОБРАЗ

Создавать красивые вещи

0

1

2

3


Разбираться в литературе и искусстве

0

1

2

3

Петь, играть на муз. инструментах

0

1

2

3

Сочинять стихи, писать рассказы

0

1

2

3

Рисовать

0

1

2

3


ПРИРОДА

Разбираться в животных или растениях

0

1

2

3


Разводить растения или животных

0

1

2

3

Бороться с болезнями, вредителями

0

1

2

3

Ориентироваться в природных явлениях

0

1

2

3

Работать на земле

0

1

2

3

Характер

труда

Способности, умения,

навыки

Ответы в баллах

итого


исполнительский

Быстро выполнять указания

0

1

2

3


Точно следовать инструкциям

0

1

2

3

Работать по заданному алгоритму

0

1

2

3

Выполнять однообразную работу

0

1

2

3

Соблюдать правила и нормативы

0

1

2

3


творческий

Создавать новые инструкции, указывать

0

1

2

3


Принимать нестандартные решения

0

1

2

3

Легко придумывать новые способы работы

0

1

2

3

Брать на себя ответственность

0

1

2

3

Самостоятельно организовывать работу

0

1

2

3


ВЫВОДЫ: поработав по двум частям анкеты, можно найти оптимальный вариант, когда «могу» и «хочу» совпадут или будут близки. Подведите итоги анкетирования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты диагностики

Типы профессий:

1 - "человек-человек";

2 - "человек-техника";

3 - "человек-знаковая система";

4 - "человек-художественный образ";

5 - "человек-природа".

Классы профессий: А - исполнительский, Б - творческий

«Я ХОЧУ» - (А+Б) : 30 х 100 % - степень активности

«Я МОГУ» - (А+Б) : 30 х 100 % - уверенность в своих силах

Мои профессиональные интересы.

Типы профессий

Балл

Предлагаемые профессии


1



Я хочу


Я могу



2



Я хочу


Я могу



3



Я хочу


Я могу



4



Я хочу


Я могу



5



Я хочу


Я могу



Таким образом, по результатам методики мои профессиональные интересы лежат в области __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои интересы к группам профессий

Ранг

Название типа

(Ч-Ч, Ч-Т, Ч-ХО,

Ч-ЗС, Ч-П, Ч-Б)

Балл

Предлагаемые
профессии

1

2

3

4

5

6


Таким образом, по результатам методики мои профессиональные интересы лежат:

в первую очередь, в области__________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

во вторую очередь, в области _______________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 10. «Человек на рынке труда. Основные принципы

формирования рынка труда».

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Работодатель - человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести работника и делающий это.

Работник - лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).

Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемником в письменной форме.

Социальный пакет - дополнительные блага, получаемые сотрудником от работодателя в неденежной форме, независимо от результатов своей работы.

Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями.

Безработица - социально- экономическая ситуация, при которой часть активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

За что человек получает заработную плату.

  • Рабочее время

  • Затраты энергии (физической, психической, эмоциональной)

  • Мощность трудовых усилий (быстрота мышления и действий)

  • Условия труда (работа в ночь, на высоте, на холоде, риск)

  • Результат работы

  • Квалификация (опыт и умение выполнять определенную работу)

  • Потенциальные возможности работника (карьерный рост)

  • Личные качества

  • Личные достижения

  • Стаж работы

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Для чего существуют рынки труда?

  2. Кто и каким образом может оказаться «лишним» на своём рабочем месте?

  3. Что должен делать человек, оказавшийся без работы?

  4. Кого можно считать безработным?

  5. Всякий ли безработный получает пособие по безработице?

  6. Какие качества человека и почему могут помочь ему избежать безработицы, а какие повышают шансы лишиться работы?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Из приведённого набора качеств попробуйте выбрать те из них, которые самым неожиданным образом могут повлиять на трудовую судьбу человека.

Объясните свой выбор.

самоуверенность, угодничество, хитрость, фантазия, смелость, готовность к риску, уступчивость, предприимчивость, лживость, грубость, скромность, пьянство, ум, лень, сила воли, вежливость, жадность, образованность, зависть, совесть

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Представьте себя 25-летним человеком и составьте на себя анкету для биржи труда, из которой должно быть ясно, что именно в ваших услугах нуждаются престижные фирмы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема 11. «Пути получения профессии. Основные уровни

профессионального образования».

Профессиональное образование - овладение определёнными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности.

Стипендия (от. лат. stipendium - плата) - денежное пособие, регулярно выдаваемое обучающимся на дневных отделениях (факультетах) различных учебных заведений.

Профессиональные образовательные программы реализуются в учебных заведениях профессионального образования, которые подразделяют на:

  • учреждения начального профессионального образования;

  • учреждения среднего профессионального (среднего специального) образования (ссузы);

  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);

  • учреждения дополнительного профессионального образования;

  • другие образовательные учреждения.

Гарантии прав граждан на получение профессионального образования. Нормативные документы.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Статья 16. Общие требования к приёму граждан в ОУ.

Статья 21. Профессиональная подготовка.

Статья 22. Начальное профессиональное образование.

Статья 23. Среднее профессиональное образование.

Статья 24. Высшее профессиональное образование.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование.

Статья 26. дополнительное образование.

Статья 50. права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

Конституция Российской Федерации.

Статья 43. Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Статья 11. Приём в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Проанализируйте нормативные документы и составьте перечень гарантий прав граждан на получение профессионального образования.

  2. Подумайте, какие действия вы предпримете, если не поступите с первого раза в учебное заведение после окончания школы.

  3. Составьте план приобретения выбранной профессии с наименьшими для вас финансовыми затратами. Учтите возможные затраты на проезд к месту учёбы, проживание, питание.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Выйти в Интернет на сайт Государственной службы занятости населения Мурманской области и найти интересующую вас информацию об учебных заведениях Мурманской области; видах и формах обучения; составить список специальностей, востребованных на рынке труда.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Проанализировать полученную информацию и сформулировать выводы, ответив на вопросы:

  1. Какие профессии и специальности можно получить в учреждениях профессионального обучения?

  2. Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 12. «Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить

себя на рынке труда».

Вакансия (от лат.- пустующий, свободный) - наличие незанятого рабочего места, должности в организации или на предприятии, на которую может быть принят новый работник.

Анализ (от греч. analysis - разложение) - уточнение логической формы рассуждения.

Резюме (от франц. - краткое изложение) - составленный по определённым правилам набор сведений о претенденте на работу

Вариант трудоустройства - любое лицо или организация, которые могут предложить работу.

Собеседование с работодателем - разговор, взаимодействие между двумя людьми, работодателем и соискателем на вакансию, по поводу трудоустройства.

Источники получения информации:

  • ЛКС (личная контактная связь):

  • члены семьи и родственники;

  • друзья и знакомые;

  • преподаватели.

  • ярмарка вакансий.

  • Государственная служба занятости населения.

  • коммерческие агентства по найму и подбору кадров.

  • СМИ

Личный дневник учёта вариантов трудоустройства.

1. Куда обратиться: адрес фирмы, организации; по какой вакансии; с какой целью.

2. К кому обратиться: фамилия, имя и отчество работодателя или того, кто может оказать содействие в трудоустройстве.

3. Дата и время встречи для обсуждения вакансии.

4. Форма подачи информации о себе: по телефону, в письменной форме, лично, через друзей и знакомых.

5. Возможный результат: отказ в работе, согласие о встрече, изменение даты или времени, дата и время дополнительной встречи, «будут иметь в виду», принят на работу.

Документы, необходимые для предъявления себя работодателю.

  • Резюме с информацией о жизненном, учебном и профессиональном пути.

  • Презентационные документы: диплом; свидетельство; аттестат.

  • Рекомендательные письма работодателей с предыдущей работы.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыВопросы для закрепления и повторения материала:

  1. Назовите два качества, одно из которых помогает, а другое мешает вам устанавливать контакты с другими людьми. Подумайте, что нужно сделать, чтобы уменьшить ваши барьеры в общении.

  2. Осудите, какие приёмы позволяют людям улучшить качество общения и взаимопонимания между собой.

  3. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Каких качеств вам

недостаёт, чтобы стать соискателем престижного рабочего места?

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Попробуйте проанализировать объявления о вакансиях и ответьте на вопросы?

1. Работники каких профессий часто встречаются в объявлениях?

2. Какие требования предъявляют работодатели к кандидатам на вакантные места?

3. Насколько ваши личные качества соответствуют требованиям, содержащимся в объявлениях?

Задание №2.

Очень важно уметь анализировать информацию о вакансиях. Давайте для примера изучим объявление о вакансии в газете и попробуем ответить на следующие вопросы:

  • Что именно ищет работодатель?

  • Каковы его конкретные требования к кандидату на вакансию?

  • Нормы и режим рабочего времени.

  • Что работодатель хочет получить дополнительно?

  • Какие скрытые требования не указаны в объявлении о вакансии?

  • Адрес расположения места работы?

  • Каким транспортом можно добраться?

  • Сколько времени уйдёт на дорогу?

Задание №3.

Познакомьтесь с планом составления резюме. Потренируйтесь в составлении резюме.

Составьте собственное резюме для приёма на работу.

План составления резюме.

  1. Заголовок (фамилия, имя, отчество).

  2. Основные личные данные:

  • дата и место рождения,

  • домашний адрес,

  • контактные телефоны,

  • семейное положение.

  1. Цель (зачем вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищете).

  2. Образование (в обратном хронологическом порядке) по схеме:

- дата начала учёбы - дата окончания учёбы;

  • название учебного заведения, факультет, специальность, квалификация;

  • награды различных конкурсов, олимпиад, конференций, в том числе школьных;

  • номера соответствующих дипломов, свидетельств и сертификатов;

  • информация о курсах повышения квалификации и стажировках.

5. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке) по схеме:

- дата начала работы - дата окончания работы;

  • название фирмы, её сфера деятельности;

  • название Вашей должности, количество подчинённых (если были);

  • описание Ваших должностных функций, уровень ответственности и полномочий;

  • примеры конкретных достижений.

  1. Дополнительное образование - курсы, семинары, тренинги, стажировки (в обратном хронологическом порядке).

  2. Дополнительные навыки: ПК, степень владения иностранными языками, наличие а/м, водительских прав, машинопись, другое.

  3. Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).

  4. Перечислите увлечения своих активных увлечения, хобби (например: спорт, туризм, танцы, но только если они имеют отношение к работе или если их можно счесть серьёзным личным достижением.).

10. Дата составления резюме.

Тема 13. «Пути получения профессионального образования».

Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути её получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере.


Виды профессиона-льного образования


Основное базовое образование


Где можно получить


Срок обучения


Квалификация


Начальное профессиональ-ное образование

Полное общее

(11 классов)

Основное общее

(9 классов)

Профучилища

Лицеи

Техникумы Колледжи


1 -2 года

Работник высокой квалификации по любой профессии исполнительс-кого класса

Среднее профессиональ-ное образование

Основное общее

(9 классов)

Начальное профессиональ-ное

Полное общее

(11 классов)

Колледжи Техникумы


2 - 3 года

Специалист средней квалификации по большинству профессий исполнительс-кого класса

Высшее профессиональ-ное образование

Основное общее образование

(11 классов)

Среднее профессиональ-ное

Институты Университеты Академии

Высшие школы

Творческие вузы

Аспирантура

Докторантура

2 года - неполное высшее

4 года - базовое высшее (бакалавр)

5 лет - специалист

дипломированный

6 лет - магистр

Специалист высокой квалификации по любой профессии творческого класса

Факторы, влияющие на выбор профессии 8 факторов выбора профессии /по Е.А. Климову/: 1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. 2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. 4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. 5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

Каждый выбирающий будущую профессию оказывается в сложной ситуации, когда приходится принимать во внимание не только сведения об особенностях профессий, но и факторы, влияющие на выбор человеком профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник. Обозначьте каждую вершину пиктограммой, цифрой или абривиатурой. Эта схема-модель ситуации выбора профессии может послужить вам в качестве опорного наглядного средства, когда вы неоднократно будете возвращаться к обдумыванию стоящих перед вами вопросов. Она поможет вам не забыть о восьми важных обстоятельствах. Важно, чтобы они были согласованы между собой и соответствовали склонностям и способностям, а так же обеспечивались информированностью.




Задание №2.

Так как же определить для себя "Кем мне быть?" Внимательно изучите

«Семь шагов к взвешенному решению» и постарайтесь выполнить каждое задание.

На выполнение этого задания потребуется внимание, терпение, заинтересованность, хорошее настроение и время.
1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составить перечень требований выбираемой профессии
выбираемая профессия и будущий род занятий:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

выбираемая профессия и жизненные ценности:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

выбираемая профессия и жизненные цели:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
желательный уровень профессиональной подготовки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
выбираемая профессия и мои склонности и способности:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
желательные содержание, характер и условия работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проверить результаты
Для того, чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху
Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 14. «Моя профессиональная карьера».

Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.

Профессиональная карьера - деловая карьера работника последовательно

проходящего в своей деятельности различные её стадии по росту и

повышению.

Профессиональная компетентность - это сформированность в труде

различных сторон деятельности и общения, в которых самореализована

личность работника, обеспечивающая устойчивые положительные результаты

в работе.

Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и его

профессии.

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыЗадания для самостоятельной работы:

Задание №1.

1. Подробно разберите требования избранной профессии к человеку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, знания, умения, опыт, здоровье).

2. Сравните эти требования со своими индивидуальными качествами и выявите соответствующие и несоответствующие.

3. Наметьте план самовоспитания и развития необходимых качеств.


Задание №2.
Прежде всего, вы должны четко разграничить понятия "мечта и цель". Мечта, обычно, достаточно абстрактна и обобщена, цель же прекрасна тем, что ее, как правило, достигают. Цель - это желание, заряженное эмоцией. Чтобы мечта стала целью, попробуйте выразить ее более конкретно - в событиях, поведении, образах и в понятиях, которые поддаются измерению.

Чтобы сказку сделать былью.

  1. Составьте список возможных препятствий на пути к цели.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте личный план достижения поставленной цели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!

Непременные условия преобразования мечты в цель:
1. Цель должна быть ваша: не друзей, не знакомых или родственников, а ваша! Представьте конец цели: как будто уже все состоялось, удалось и цель достигнута. Если радости в конце нет - значит, цель не ваша, возможно, вам ее внушил или навязал кто-то другой, а может, вы просто хотите быть на кого-то похожи и принимаете чужой путь за свой собственный.
2. Поставьте себе точную дату, когда ваша цель будет достигнута.

Если вы по какой-то причине не смогли, или не захотели это сделать, вынуждена вас огорчить: вы никогда не достигнете цели. Это обязательное условие. Но помните, цель должна быть реальна: свой банк или вилла в Монако, главная роль в голливудском фильме или Всемирная сеть типа Интернет через два месяца - нереально.
3. Цель должна быть положительна.

Нельзя давать себе установки типа: "Не хочу быть бедным". Нужно формулировать так: "Хочу быть финансово независимым". Не рассматриваются в данном случае и такие ситуации, чего бы следовало избежать, или кем не быть, или как не делать. Часто учащиеся старших классов указывают в своих сочинениях, что не будут жить с родителями, работать на заводе или находиться у кого-либо в подчинении. Так вот, к цели это имеет весьма отдаленное отношение. Я бы назвала это просто пожеланиями. Цель должна быть всегда конкретна: стать не просто студентом, а студентом конкретного ВУЗа и факультета, не просто руководителем, а организовать и возглавить конкретный бизнес или предприятие.
4. Чем вы готовы пожертвовать или заплатить ради достижения своей цели?

Будет ли ваша цель честной, достигнутой "за ваш счет"? Ведь наивно полагать, что в жизни что-либо бывает бесплатно. Попробуйте составить список возможных жертв: время, деньги, здоровье, добрые отношения с друзьями и знакомыми, любовь, нервы, доброе имя, отказ от удовольствий, дружба, соблюдение здорового образа жизни и прочее. Попытайтесь честно ответить себе на вопрос, на что вы готовы пойти, ради достижения своей цели, чем пожертвовать, и сможете ли вы потом смело и прямо смотреть людям в глаза.
5. А теперь составьте список возможных препятствий.

Только разделите их на две категории - те, что вокруг нас, и те, что находятся внутри нас. Обычно молодые люди соглашаются с тем, что труднее преодолевать те, которые находятся в нас самих. Иногда их еще называют саботажниками. Каждый человек (и не раз) пытался уйти от трудностей и препятствий с помощью отговорок типа: это не сработает; будь я постарше (или помоложе); мне никто не помогает; если бы у меня были для этого средства; слишком рано (или слишком поздно); я пока к этому не готов; а что скажут друзья (знакомые, родственники); никто не понимает моих трудностей; никто не оценит моих стараний; нет на это времени, слишком много других дел; ничего не получится все равно и прочее. Нужно признать существование этих трудностей и или научиться их переформулировать в позитивные, или преобразовать в более маленькие цели, которые придется решить по пути к главной. Например: "это не сработает" переформулируем " Но ведь у других работает! Чем я хуже?" Или "Я пока к этому не готов" - здесь четко нужно выяснить, в чем именно: Знаний не хватает? Силы воли? Денег? Тогда вперед, за знаниями, работаем над силой воли, зарабатываем деньги. Вот такое получается дерево целей. Ну как? Не очень страшно? Тогда можно стартовать.

6. Цель должна быть наглядна.

Напишите план с точными сроками, этапами, отмечайте, то есть просто записывайте на бумаге результаты ваших шагов и действий. Определите и позвольте себе за особо успешное выполнение намеченных участков пути бонусы или призы, поощряйте себя и хвалите. Постарайтесь предусмотреть и форс-мажорные обстоятельства, собственно, как вы планируете вести себя в неординарных ситуациях, где и насколько позволите сделать себе поблажку или отступить (или чем поступиться). Хорошо было бы составить договор с самим собой, как рекомендуют некоторые специалисты, где будут указаны все сроки, соглашения о плате (вознаграждениях), и штрафы. Но и придерживаться его придется вам!







ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ht.ru//prof

(тесты, описание профессий, вузы)

career.ru

(построение карьеры студентов)

vacansia.ru/

Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: зарплаты, информация, анализ и статистика. Консультации специалистов.

jobfair.ru/

Виртуальная ярмарка вакансий: молодым специалистам, выпускникам, студентам. Представление компаний с активной политикой на рынке труда молодёжи; содействие в поиске кандидатом "своей" компании; информация по Ярмаркам вакансий, Дням карьеры.

jobs.ru

Как грамотно составить и разместить резюме.

allpravo.ru

Собеседование при устройстве на работу.

murman.rostrud.ru/portal

Государственная служба занятости населения.

rio.murmansk.ru

murman.webdoska.ru

gla-murmansk.ru

murman.al.ru

mkap.ru

murman.rostrud.ru/portal

murmansk.zarplata.ru/

Информация о вакансиях

http//:psihologu.info

Тесты



НА ДОСУГЕ

«ПРОФГОЛОВОЛОМКИ»

1 Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры 2. Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

3. Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыПриложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры 4. Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьерыПриложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

5. Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры 6 Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры


П7. Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

8. Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

Угадайте пословицу

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры

Расшифруйте поговорку

Приложение по ТПК Дневник профессиональной карьеры


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. Сборник нормативных документов. Технология. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии. Профильный уровень /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2007 год.


  1. Технология. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент Государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.

Издательство "Дрофа" г.Москва, 2007 год.


  1. Твоя профессиональная карьера" Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И.

Шалавиной Издательство "Просвещение" г.Москва, 2003 год.

4. Путёвка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учеб.- спра. пособие

для 9,10,11 кл. общеобразоват. учреждений / В.Н. Аверкин, О.М.

Зайченко. - М. : Просвещение, 2005 год.

5. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной

направленности. Методическое пособие для учителя с электронным

сопровождением курса /авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина,

Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. - 2-е изд.; доп. - М.:

Глобус, 2008 год - 101 с. - (Профильная школа).

6. "Тесты по профориентации для учащихся" Составление А.А.Аркадьев.

Издательство ООО "Современная школа" г.Минск, 2008 год.


















ДЛЯ ЗАМЕТОК:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022