• Преподавателю
  • Другое
  • МЕтодоческая разработка Инновационные особенности методики текущего контроля учащихся на уроках производственного обучения

МЕтодоческая разработка Инновационные особенности методики текущего контроля учащихся на уроках производственного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные особенности методики текущего контроля учащихся на уроках производственного обучения



Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Основная задача производственного обучения - формирование у учащихся профессиональной компетентности, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии.

Урок производственного обучения включает следующие структурные элементы: вводный инструктаж; самостоятельная работа (упражнения) учащихся; текущий инструктаж и заключительный инструктаж.
При раскрытии цели урока очень важно не просто дать информацию о том, что должны сделать учащиеся, но и разъяснить, для чего они будут это делать, чему научатся.
В центре воспитательной работы ставится формирование у учащегося интереса и глубокого уважения к профессии, поскольку, только став центром всех интересов человека, это превращается в первую жизненную потребность.
Для лучшего усвоения материала на уроках производственного обучения использую элементы современных педагогических технологий:
- игровые технологии, применяемые на уроках производственного обучения в виде уроков-конкурсов, уроков-диспутов, «технологии сотрудничества» (звеном учащихся проводится проверка знаний по пройденному материалу, изучаемому на уроках теоретического обучения, а также на предыдущих уроках производственного обучения, связанному с материалом данного урока, и назначается звено ОТК (отдел технического контроля), которые совместно с мастером в течении дня осуществляют контроль за организацией рабочего места каждого учащегося, за соблюдением технологии, определения качества изделия по окончании урока).
- групповые технологии, служащие более эффективному формированию профессиональных умений (задания выполняются звеньями),
- мультимедийные технологии: компьютерные презентации, слайды с элементами анимации, аудио и видеофрагменты.
На каждом уроке производственного обучения работаем над выпуском готовой продукции. Поэтапная аттестация и проверочные работы проводятся в виде конкурса профессионального мастерства среди учащихся.
При объяснении учащимся нового материала, особое внимание уделяется организации рабочего места. Учащиеся знакомятся с материалами инструментами, приспособлениями, которые будут применяться на уроке. Для реализации взаимосвязи производственного обучения применяются наглядные пособия, компьютерные презентации, техническая и учебно-технологическая документация, инструкционно - технологические карты, стенды, образцы изделий.
Основу вводного инструктажа составляет - объяснение и показ приемов и способов выполнения учебно-производственного задания. Главная задача состоит в том, чтобы заложить прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений. Объясняются и показываются наиболее рациональные приемы, способы и последовательность выполнения задания. Демонстрируются образцы (эталоны) для предстоящих работ.
Очень важно, при показе технологии выполнения приемов, давать попутные пояснения, обращать внимание на существенное, сравнивать с выполнением приемов в условиях производства, подводить итоги показа.
Рассматриваются типичные ошибки, способы их предупреждения и устранения, способы контроля качества работ, безопасные условия труда.
Облегчает показ и усвоение приемов видеофрагмент, наличие на рабочем месте инструкционно - технологических карт трудовых процессов и приёмов.
Закрепление и проверка усвоения учащимися материала по вводному инструктажу проводится в форме опроса, который носит теоретический и практический характер. Предлагается повторить выполнение технологических операций с учетом правил организации рабочего места, правил безопасности труда.
В конце вводного инструктажа учащимся выдаются тесты, которые они должны заполнить по мере выполнения задания, и назначается звено ОТК (отдел технического контроля), которые совместно с мастером будут проверять качество выполненных работ.
Основная часть урока производственного обучения - самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

По моему опыту, текущий инструктаж занимает значительное время на уроке производственного обучения. Как правило, во время текущего инструктажа мы делаем обходы рабочих мест учащихся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов.

Первый целевой обход проводится для контроля начала работы, второй - для проверки организации рабочих мест учащихся. Третий целевой обход мы проводим, чтобы убедиться в том, что учащиеся соблюдают технику безопасности электросварочных работ.

В процессе четвертого целевого обхода мы наблюдаем за правильностью выполнения вспомогательных операций. Далее название целевых обходов совпадает с названием основных операций выполняемого трудового процесса. Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастера производственного обучения применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой каждого учащегося или бригады. Мастер производственного обучения наблюдает, правильно ли учащийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи, которые перед ним ставятся, может ли он работать в коллективе. Мастер должен быть постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный инструктаж, если учащийся начал допускать ошибки. Для того чтобы предотвратить брак в работе, мастер переходит к беседе с учащимся и объясняет причину ошибок или технологию производственного процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом показа трудовых действий, так как необходимо еще раз показать правильное выполнение операций. Индивидуальная работа с учащимися требует от мастера не только профессионального мастерства, но и большого такта и терпения. Иногда учащийся повторяет ошибки, после того как ему несколько раз показали выполняемые операции. В этом случае важно найти причину ошибок. Можно выявить несколько факторов, влияющих на правильность выполнения учебно-производственных работ. Часто источником ошибок являются незнание теоретического материала, невнимание во время вводного инструктажа. Эти причины легко выявляются и устраняются. Иногда причины ошибок обнаруживаются в особенностях физиологического развития учащегося: памяти, зрительного восприятия, выносливости и т.д. Не следует забывать еще об одном факторе - потере или отсутствии интереса к выполнению работ. Мастер, имеющий опыт работы, легко это заметит. Лучше заранее планировать учебно-производственное задание так, чтобы интерес к нему не угасал даже тогда, когда учащийся почувствует, что изучаемые операции он освоил. Проводя текущий инструктаж, мастер производственного обучения учитывает, что в группе есть способные учащиеся, которые быстро осваивают приемы и операции, качественно выполняют учебно-производственные задания. В этом случае начинающему мастеру можно предложить несколько путей. Очевидно, такие учащиеся хорошо известны мастеру, поэтому для них необходимо запланировать учебно-производственные задания повышенной трудности или творческую работу. Другой путь - предложить дополнительные задания или участие в выпуске готовой продукции мастерской. Можно попросить их помочь учащимся, у которых не получаются какие-либо операции. Этот путь редко используется в методике профессионального обучения, хотя учащиеся лучше находят способы объяснения непонятного учебного материала друг другу. Мы рассмотрели несколько типичных ситуаций, которые возникают во время текущего инструктажа. Как мы уже отметили, ведущей формой общения с учащимися в этот период является индивидуальный инструктаж. Групповой инструктаж применяется в том случае, когда учебно-производственное задание выполняется бригадой.
При выполнении данного задания, главное - самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности, соблюдение технологической последовательности, правил безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены. Мастер осуществляет контроль за учебно-производственной деятельностью учащихся, разъясняет, советует по корректировки действий.
Во второй половине рабочего времени учащиеся начинают физически уставать, поэтому проводим следующий элемент - физическую зарядку. Комплекс простейших физических упражнений может служить для учащихся также средством «разминки», обеспечивающим повышение работоспособности организма после длительных однообразных напряжений, более продуктивно и качественно выполнять производственные задания.
Заключительный инструктаж - конечный этап урока производственного обучения. Каждое выполненное задание принимается и оценивается совместно со звеном ОТК, и в загрузочной ведомости оценивается по разработанным критериям оценок умений и знаний учащихся:
- организация рабочего места использование инструмента,
- соблюдение правил техники безопасности,
- определение качество изделия,
- оценка за день.
В процессе заключительного инструктажа звено ОТК делает анализ деятельности, совместно с мастером разбирают типичные ошибки, причину их возникновения и способы устранения, отмечают лучших учащихся, которые проявили наибольшую активность и самостоятельность, добились хорошего качества выполняемой работы.



© 2010-2022