Рабочая программа по предмету Человек и общество

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4»


400021, г. Волгоград, ул. Лимоновая, д. 1 тел/факс (8442) 45-65-97 E-mail: [email protected]

ОКПО 05206350, ОГРН 1023404292010, ИНН/КПП 3447018500 / 344701001


УТВЕРЖДЕНА СОГЛАСОВАНО

Директор Заместитель директора по УВР

ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4» ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4»

________________Т. А. Николкина ________________ Т. В. Калинина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Смирновой Екатерины Николаевны

учителя высшей квалификационной категории


по курсу «Человек и общество»

9 класс

(для обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта)

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол от «__» _________________ 201__г. № ___


20_ - 20_ учебный год



Оглавление.


  1. Пояснительная записка…………………………………………….стр.3-8

  2. Содержание программы 9 класс…………………………………стр.9-13

  3. Учебно -тематический план……………………...............................стр.14

  4. Карта отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков по предмету…………………………………………………………..стр.15-17

  5. Литература………………………………………………………..стр.18-19















Пояснительная записка.

Программа разработана для обучающихся, воспитанников 9-х классов со сложной структурой дефекта специальных (коррекционных) школах VIII вида.

В качестве базовой основы при создании рабочей программы «Человек и общество» для обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта использована «Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой для детей с легкой умственной отсталостью.

Данная Программа составлена на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;

  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;

  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;

  4. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4»;

  5. Учебного плана ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4»;

  6. Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г

Отсутствие программно-методического обеспечения обществоведческого характера, скудность разработок теоретико-методологической основы проведения коррекционно- развивающей работы по данному направлению с обучающимися, воспитанниками со сложной структурой дефекта определяет актуальность разработки рабочей программы учебного курса «Человек и общество».

Курс «Человек и общество» направлен на адаптацию подростков с выраженными нарушениями в развитии к окружающей жизни не путем проб и ошибок, а путем приобретения необходимых знаний, положительного социального опыта. Это поможет им уберечься от непоправимых ошибок, умению действовать в различных жизненных ситуациях, не выходя за рамки закона, уважая права и интересы окружающих людей. Все это определяет особую практическую значимость данного учебного курса.

Целью изучения данного курса является развитие социально - гражданской компетентности выпускников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и подготовка их к безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Учебный предмет «Человек и общество» в соответствии с учебным планом ГКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №4» входит в образовательную область «Образовательные курсы».

Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

При изучении учебного курса «Человек и общество» реализуются следующие задачи:

  • формирование у обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта знаний и умений, способствующих социальной адаптации в различных жизненных ситуациях;

  • развитие личности подростков со сложной структурой дефекта в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов в процессе восприятия социальной информации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие самостоятельного взаимодействия подростков с выраженными нарушениями развития в микро и макросоциуме;

  • освоение на уровне элементарной функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подростков с выраженными нарушениями развития социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных, экономических, межличностных отношений;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

  • воспитание позитивных качеств личности.

В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и его социальной сферы, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды.

Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, он все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

При изучении данного курса усиливается обращение к вопросам социальной адаптации обучающихся, воспитанников (их социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т.д.).

Содержание курса имеет чётко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков подростков, на самостоятельное взаимодействие в микро и макросоциуме, учебный материал максимально связывается с их реальной жизнью, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы.

Содержание учебного курса планируется таким образом, чтобы подростки со сложной структурой дефекта могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. Весь педагогический процесс при изучении данного курса должен строиться по следующим принципам:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Принцип индивидуального подхода.

Учебный курс "Человек и общество" включает в себя следующие разделы:

  • «Я и семья»

  • «Я и школа»

  • «Я и улица»

  • «Я и город»

  • «Я и государство»

Отбор предметного содержания каждого раздела произведен с учетом психофизиологических и социально-возрастных потребностей подростков с выраженными нарушениями интеллекта.

Работа по разделу «Я и семья» предполагает обобщение имеющихся представлений подростков со сложной структурой дефекта о самом близком их окружении - семье, ее членах, семейных традициях; происходит дальнейшее знакомство с элементарными правами и обязанностями подростков и их родителей в семье, с доступными для их понимания основами семейного права. Подростков учат понимать основы взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, доброжелательно относиться к своим соседям по дому и строить с ними процесс взаимодействия.

В разделе «Я и школа» обучающиеся, воспитанники со сложной структурой дефекта знакомятся с правом каждого человека в стране на образование. Эта тема расширяет имеющиеся знания подростков об отношениях с одноклассниками, учителем и закрепляет представления о правах и обязанностях школьника, условиях успешной и интересной учебы в школе.

Раздел «Я и улица» предполагает общее знакомство обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта с элементами административного права, расширяются и закрепляются имеющиеся представления о правомерном поведении на улице, о возможных опасностях, о действиях при попадании в опасную ситуацию. Этот раздел носит практический характер и может быть адаптирован к психологическим потребностям конкретного подростка с выраженными нарушениями развития.

Раздел «Я и город» посвящен углублению имеющихся представлений обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта о своей малой Родине - городе Волгограде, о волгоградцах - жителях города, о памятных и культурных местах Волгограда. Школьники получают знания о правилах и нормах поведения в общественных местах (в театрах, магазинах, на природе, в транспорте), знакомятся с правами потребителя в сфере услуг, учатся отрабатывать умения по защите своих интересов и прав в различных социальных отраслях обслуживания населения.

Раздел «Я и государство» посвящен государственному устройству нашей страны, предполагает общее знакомство школьников со сложной структурой дефекта с символами государства, основными законами нашей страны, с основными правами и свободами человека.

При работе над содержанием курса «Человек и общество» обеспечивается преемственность по отношению к курсам «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Социально - бытовая ориентировка» (СБО), изучаемых в 1-8 классах, и переход к следующему этапу получения обществоведческих знаний, который связан с проблемами дальнейшей социализации подростков с выраженными нарушениями интеллекта.

Знания и умения, приобретаемые в процессе изучения данного предмета необходимо реализовывать на уроках чтения, письма, математики, ремесла, социально-бытовой ориентировки и в повседневной жизни.

Учебный курс «Человек и общество» рассчитан на годичный срок освоения и предполагает 66 часов в год (2 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В работе по учебному курсу «Человек и общество» должны учитываться дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности подростков с выраженным нарушением интеллекта. Наиболее важными принципами являются доступность, наглядность, индивидуальный подход, принцип практической направленности обучения и принцип коррекции. При изучении курса «Человек и общество» не менее половины часов должно быть отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п.

Успешность обучения школьников с умеренной и выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на уроке. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей. В процессе формирования у обучающихся, воспитанников с выраженной умственной отсталостью жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • Беседа

  • Рассказ учителя

  • Ролевая игра

  • Экскурсии

  • Объяснение учителя

  • Упражнения в написании заявлений

  • Упражнения в написании памяток

  • Упражнения в составлении бланков

  • Наблюдение

  • Проблемные ситуации

  • Упражнения в составлении диалогов

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся, воспитанников по четвертям и по итогам года.

При прохождении курса организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым обучающимся, воспитанником. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков» с указанием фамилии каждого ученика.

В карте дается перечень основного содержания обучения в текущем учебном году.

Критерии оценки показателей, используемые в «Карте отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков», фиксируются в баллах.

Условные обозначения:

1. Побуждения:

3 балла - устойчивые;

2 балла - неустойчивые;

1 балл - ситуативные;

0 баллов - не проявляет.

2. Знания, представления:

3 балла - четкие, системные;

2 балла - четкие, краткие;

1 балл - отрывочные, фрагментарные;

0 баллов - не оформлены.

3. Умения, навыки:

3 балла - выполняет самостоятельно;

2 балла - выполняет с помощью взрослого;

1 балл - выполняет в общей со взрослым деятельности;

0 баллов - не выполняет.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков отражается в сумме баллов по каждой теме предмета.

Высокий уровень - все ЗУН сформированы прочно.

Средний уровень - один и более компонентов, находятся в стадии становления.

Ниже среднего - один и более компонентов несформированы.

Характеристика достижений (вносятся в примечание): инициативность, проявление познавательной активности, осознанность, проявление познавательных, нравственных чувств.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- здоровьесберегающее обучение.

Ожидаемые результаты освоения программы:


В результате реализации рабочей программы «Человек и общество» предполагается, что обучающиеся, воспитанники могут приобрести практические знания, умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту.

Содержание программы.

9 класс.

2 раза в неделю - 66 часов.

1. Введение (2 часа).

Программное содержание:

Что изучает предмет "Человек и общество".

Что такое право? Знакомство с рабочей тетрадью по предмету.

2. Я и семья (7 часов).

Программное содержание:

Семья, родители, родные. Ценность семьи.

Что такое дружная семья? Семейные традиции.

Домашнее хозяйство. Труд ребенка в семье.

Права ребенка в семье. Как защитить свои права?

Права и обязанности родителей.

Дом, в котором мы живем. Наши соседи.

Обобщающий урок по разделу "Я и семья".

3. Я и школа (6 часов).

Программное содержание:

Зачем учиться? Ступени образования (закон "Об образовании").

Права и обязанности школьника.

Условия обучения - наше здоровье.

Дружба. Верность. Взаимопомощь.

Мои сверстники и друзья.

Обобщающий урок по разделу "Я и школа".

4. Я и улица (11 часов).

Программное содержание:

Что такое право? Правонарушение.

Поведение на улице. Административные правонарушения.

Жизнь и здоровье человека. Преступление.

Кража. Соучастие в преступлении.

Животные на улице (как правильно выгуливать собаку, как вести себя при встрече с бездомным животным).

Опасности на улице (как нужно вести себя на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей; как не стать жертвой похищения).

Находка на улице (как с ней поступить).

Полезные телефоны (куда обратиться за помощью).

Обобщающий урок по разделу "Я и улица".

5. Я и город (20 часов).

Программное содержание:

Мой город - Волгоград. Памятные и культурные места города.

Предприятия бытового обслуживания населения. Как "устроен" магазин?

Делаем покупки сами. Сделка.

Оплата товара. Наличные деньги. Пластиковые карты.

Опасные товары и продукты.

Права потребителя.

Как защитить свои интересы?

Кто отвечает за причиненный ущерб? Кража.

Учреждения социальной защиты населения.

Активный и пассивный отдых горожан.

Отдыхаем дома: компьютерная безопасность.

Отдыхаем на природе: правила поведения в лесу.

Красная книга. Заповедники.

Путешествуем по стране: едем на поезде.

Отдых на воде: купаемся и загораем.

Правила поведения в театре и кинотеатре.

Обобщающий урок по разделу "Я и город".

  1. Я и государство (17 часов).

Программное содержание:

Моя Родина - Россия.

Гражданство. Документы, удостоверяющие личность.

Россия - многонациональное государство. Народы России.

Символы государства: флаг.

Символы государства: герб.

Символы государства: гимн.

Москва - столица нашей Родины.

Конституция - основной закон государства.

Органы власти: Президент.

Органы власти: Государственная Дума.

Органы власти: Совет Федерации.

Органы власти: правительство.

Основные права и свободы человека в России (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные).

Правосудие в стране. Защита граждан.

Обобщающий урок по разделу "Я и государство".

  1. Повторение (3 часа).

Программное содержание:

Урок - викторина "Человек и общество".

Итоговый урок.













Предполагаемые результаты освоения учебного материала по предмету (для учителя):

Обучающиеся, воспитанники могут приобрести знания:

- знать название своей страны, города, улицы;

- знать название столицы своей страны;

- знает близких и дальних родственников;

- знает традиции своей семьи;

- знает права и обязанности школьников;

- знать кто такой "гражданин";

- знать свои основные права и обязанности гражданина РФ;

- знать в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав;



Обучающиеся, воспитанники могут овладеть умениями:

- иметь представление о государстве и его устройстве (что такое Родина, как называется государство, в котором мы живем; символы государства; кто управляет государством);

- иметь представление о праве и видах правовой ответственности (что такое право, правонарушение; роль правоохранительных органов);

- уметь пользоваться своими правами в конкретной жизненной ситуации, знать в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав;

- уметь с помощью взрослого составлять заявления, заполнять бланки, анкеты.








Учебно-тематический план учебного курса «Человек и общество»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

2

2.

Я и семья.

7

3.

Я и школа.

6

4.

Я и улица.

11

5.

Я и город.

20

6.

Я и государство.

17

7.

Повторение.

3


Всего:

66















Карта отслеживания

динамического развития знаний, умений и навыков

по предмету "Человек и общество"

9 класс

Учитель _____________________________________________________

Класс __________________________ Дата ________________________



Показатели развития

Фамилия, имя, возраст учащегося

Примечание








































Побуждения:

Интерес к окружающему









Знания, представления:

Знает права и обязанности школьников







Знает повседневный труд членов своей семьи







Знает о правомерном поведении на улице







Знает, как поступить с находкой на улице







Знает название города, в котором живет







Знает правила поведения в общественных местах







Знает название своей страны







Знает государственные символы России







Знает, кто управляет государством







Имеет представление о праве и правонарушении







Знает основные права и обязанности гражданина РФ







Знает роль правоохранительных органов







Знает в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав







Умения, навыки:







Умеет сделать покупку в магазине







Соблюдает навыки безопасной работы с компьютером







Умеет сообщить по нужному телефону о правонарушении, преступлении







Умеет с помощью взрослого составить заявление







Умеет с помощью взрослого заполнить бланки, анкеты








Общее количество баллов







Уровень сформированности ЗУН








Критерии оценки показателей:

1. Побуждения:

3 балла - устойчивые;

2 балла - неустойчивые;

1 балл - ситуативные;

0 баллов - не проявляет.

2. Знания, представления:

3 балла - четкие, системные;

2 балла - четкие, краткие;

1 балл - отрывочные, фрагментарные;

0 баллов - не оформлены.

3. Умения, навыки:

3 балла - выполняет самостоятельно;

2 балла - выполняет с помощью взрослого;

1 балл - выполняет в общей со взрослым деятельности;

0 баллов - не выполняет.

Уровни сформированности ЗУН по программе:

Высокий уровень ( 60 баллов ) - все ЗУН сформированы прочно. Средний уровень ( 30 баллов и выше ) - один и более компонентов, находятся в стадии становления. Ниже среднего ( 29 и менее баллов) - один и более компонентов не сформированы.

Характеристика достижений (вносится в примечание):

инициативность, проявление познавательной активности, осознанность,

проявление познавательных, нравственных чувств.











Литература.

1.Астахов П. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин. - М.: Эксмо, 2011.

2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! - Кишинев: ВИРТ, Санкт-Петербург: Дорваль, 1993.

3. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами.М., 1996.
4. Кристен У. Поддерживающая коммуникация // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
5. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1990.

6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2000.
7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 1998.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология.- 1984. -№ 1.
9. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.

10. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2008. 11. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2008. 12. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Владос, 2006 (раздел "Обществознание").

13. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2001.

14. Человек и общество: программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Выпуск 2. - Санкт-Петербург: "Образование", 1996.



Дополнительная литература для учителя:


  1. Астахов П. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин. - М.: Эксмо, 2011.

  2. Бородицкая М.Я. На кого же он похож? - М.:Малыш, 1988.

  3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М.: РОСМЭН, 1996.

  4. Вачков И.В. Психология для малышей. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.

  5. Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг//Дошкольное воспитание: 1999. - № 7.

  6. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996.

  7. Князева О, Стеркина Р. Я, ты, мы. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание: 1999. - №7.

  8. Козлова С. Я - Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру//Дошкольное воспитание: 1996. - № 1.

  9. Усачев А.А. Приключения маленького человечка. - М.: Панас, 1994.
    Уэст Д. Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать. - М.: Росмэн, 1994.

  10. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Совершенство, 1998.

Дополнительная литература для обучающихся, воспитанников:



1. Антонов В.В. Изучаем права человека: Рабочая тетрадь для учащихся

начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 2011.

2. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию "Маленьким детям - большие права" - М., 2010.

3. Имею право: В помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. -Мурманск, 2006.

4. Права человека: Дидактическое пособие в помощь педагогам дошкольного образования.- Киров: Весна Дизайн, 2008.















© 2010-2022