- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по предмету Человек и общество
Рабочая программа по предмету Человек и общество
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова Е.Н. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4»
400021, г. Волгоград, ул. Лимоновая, д. 1 тел/факс (8442) 45-65-97 E-mail: [email protected]
ОКПО 05206350, ОГРН 1023404292010, ИНН/КПП 3447018500 / 344701001
УТВЕРЖДЕНА СОГЛАСОВАНО
Директор Заместитель директора по УВР
ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4» ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4»
________________Т. А. Николкина ________________ Т. В. Калинина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Смирновой Екатерины Николаевны
учителя высшей квалификационной категории
по курсу «Человек и общество»
9 класс
(для обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта)
Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол от «__» _________________ 201__г. № ___
20_ - 20_ учебный год
Оглавление.
-
Пояснительная записка…………………………………………….стр.3-8
-
Содержание программы 9 класс…………………………………стр.9-13
-
Учебно -тематический план……………………...............................стр.14
-
Карта отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков по предмету…………………………………………………………..стр.15-17
-
Литература………………………………………………………..стр.18-19
Пояснительная записка.
Программа разработана для обучающихся, воспитанников 9-х классов со сложной структурой дефекта специальных (коррекционных) школах VIII вида.
В качестве базовой основы при создании рабочей программы «Человек и общество» для обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта использована «Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой для детей с легкой умственной отсталостью.
Данная Программа составлена на основе следующих документов:
-
Закона РФ «Об образовании»;
-
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
-
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
-
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4»;
-
Учебного плана ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 4»;
-
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г
Отсутствие программно-методического обеспечения обществоведческого характера, скудность разработок теоретико-методологической основы проведения коррекционно- развивающей работы по данному направлению с обучающимися, воспитанниками со сложной структурой дефекта определяет актуальность разработки рабочей программы учебного курса «Человек и общество».
Курс «Человек и общество» направлен на адаптацию подростков с выраженными нарушениями в развитии к окружающей жизни не путем проб и ошибок, а путем приобретения необходимых знаний, положительного социального опыта. Это поможет им уберечься от непоправимых ошибок, умению действовать в различных жизненных ситуациях, не выходя за рамки закона, уважая права и интересы окружающих людей. Все это определяет особую практическую значимость данного учебного курса.
Целью изучения данного курса является развитие социально - гражданской компетентности выпускников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и подготовка их к безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Учебный предмет «Человек и общество» в соответствии с учебным планом ГКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №4» входит в образовательную область «Образовательные курсы».
Учебными пособиями данный курс не обеспечен.
При изучении учебного курса «Человек и общество» реализуются следующие задачи:
-
формирование у обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта знаний и умений, способствующих социальной адаптации в различных жизненных ситуациях;
-
развитие личности подростков со сложной структурой дефекта в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов в процессе восприятия социальной информации;
-
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие самостоятельного взаимодействия подростков с выраженными нарушениями развития в микро и макросоциуме;
-
освоение на уровне элементарной функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подростков с выраженными нарушениями развития социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных, экономических, межличностных отношений;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
-
воспитание позитивных качеств личности.
В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и его социальной сферы, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды.
Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, он все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
При изучении данного курса усиливается обращение к вопросам социальной адаптации обучающихся, воспитанников (их социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т.д.).
Содержание курса имеет чётко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков подростков, на самостоятельное взаимодействие в микро и макросоциуме, учебный материал максимально связывается с их реальной жизнью, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы.
Содержание учебного курса планируется таким образом, чтобы подростки со сложной структурой дефекта могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. Весь педагогический процесс при изучении данного курса должен строиться по следующим принципам:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Принцип индивидуального подхода.
Учебный курс "Человек и общество" включает в себя следующие разделы:
-
«Я и семья»
-
«Я и школа»
-
«Я и улица»
-
«Я и город»
-
«Я и государство»
Отбор предметного содержания каждого раздела произведен с учетом психофизиологических и социально-возрастных потребностей подростков с выраженными нарушениями интеллекта.
Работа по разделу «Я и семья» предполагает обобщение имеющихся представлений подростков со сложной структурой дефекта о самом близком их окружении - семье, ее членах, семейных традициях; происходит дальнейшее знакомство с элементарными правами и обязанностями подростков и их родителей в семье, с доступными для их понимания основами семейного права. Подростков учат понимать основы взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, доброжелательно относиться к своим соседям по дому и строить с ними процесс взаимодействия.
В разделе «Я и школа» обучающиеся, воспитанники со сложной структурой дефекта знакомятся с правом каждого человека в стране на образование. Эта тема расширяет имеющиеся знания подростков об отношениях с одноклассниками, учителем и закрепляет представления о правах и обязанностях школьника, условиях успешной и интересной учебы в школе.
Раздел «Я и улица» предполагает общее знакомство обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта с элементами административного права, расширяются и закрепляются имеющиеся представления о правомерном поведении на улице, о возможных опасностях, о действиях при попадании в опасную ситуацию. Этот раздел носит практический характер и может быть адаптирован к психологическим потребностям конкретного подростка с выраженными нарушениями развития.
Раздел «Я и город» посвящен углублению имеющихся представлений обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта о своей малой Родине - городе Волгограде, о волгоградцах - жителях города, о памятных и культурных местах Волгограда. Школьники получают знания о правилах и нормах поведения в общественных местах (в театрах, магазинах, на природе, в транспорте), знакомятся с правами потребителя в сфере услуг, учатся отрабатывать умения по защите своих интересов и прав в различных социальных отраслях обслуживания населения.
Раздел «Я и государство» посвящен государственному устройству нашей страны, предполагает общее знакомство школьников со сложной структурой дефекта с символами государства, основными законами нашей страны, с основными правами и свободами человека.
При работе над содержанием курса «Человек и общество» обеспечивается преемственность по отношению к курсам «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Социально - бытовая ориентировка» (СБО), изучаемых в 1-8 классах, и переход к следующему этапу получения обществоведческих знаний, который связан с проблемами дальнейшей социализации подростков с выраженными нарушениями интеллекта.
Знания и умения, приобретаемые в процессе изучения данного предмета необходимо реализовывать на уроках чтения, письма, математики, ремесла, социально-бытовой ориентировки и в повседневной жизни.
Учебный курс «Человек и общество» рассчитан на годичный срок освоения и предполагает 66 часов в год (2 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В работе по учебному курсу «Человек и общество» должны учитываться дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности подростков с выраженным нарушением интеллекта. Наиболее важными принципами являются доступность, наглядность, индивидуальный подход, принцип практической направленности обучения и принцип коррекции. При изучении курса «Человек и общество» не менее половины часов должно быть отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п.
Успешность обучения школьников с умеренной и выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на уроке. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей. В процессе формирования у обучающихся, воспитанников с выраженной умственной отсталостью жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков целесообразно использовать следующие методы и приемы:
-
Беседа
-
Рассказ учителя
-
Ролевая игра
-
Экскурсии
-
Объяснение учителя
-
Упражнения в написании заявлений
-
Упражнения в написании памяток
-
Упражнения в составлении бланков
-
Наблюдение
-
Проблемные ситуации
-
Упражнения в составлении диалогов
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся, воспитанников по четвертям и по итогам года.
При прохождении курса организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым обучающимся, воспитанником. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков» с указанием фамилии каждого ученика.
В карте дается перечень основного содержания обучения в текущем учебном году.
Критерии оценки показателей, используемые в «Карте отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков», фиксируются в баллах.
Условные обозначения:
1. Побуждения:
3 балла - устойчивые;
2 балла - неустойчивые;
1 балл - ситуативные;
0 баллов - не проявляет.
2. Знания, представления:
3 балла - четкие, системные;
2 балла - четкие, краткие;
1 балл - отрывочные, фрагментарные;
0 баллов - не оформлены.
3. Умения, навыки:
3 балла - выполняет самостоятельно;
2 балла - выполняет с помощью взрослого;
1 балл - выполняет в общей со взрослым деятельности;
0 баллов - не выполняет.
Уровень сформированности знаний, умений и навыков отражается в сумме баллов по каждой теме предмета.
Высокий уровень - все ЗУН сформированы прочно.
Средний уровень - один и более компонентов, находятся в стадии становления.
Ниже среднего - один и более компонентов несформированы.
Характеристика достижений (вносятся в примечание): инициативность, проявление познавательной активности, осознанность, проявление познавательных, нравственных чувств.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающее обучение.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации рабочей программы «Человек и общество» предполагается, что обучающиеся, воспитанники могут приобрести практические знания, умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту.
Содержание программы.
9 класс.
2 раза в неделю - 66 часов.
1. Введение (2 часа).
Программное содержание:
Что изучает предмет "Человек и общество".
Что такое право? Знакомство с рабочей тетрадью по предмету.
2. Я и семья (7 часов).
Программное содержание:
Семья, родители, родные. Ценность семьи.
Что такое дружная семья? Семейные традиции.
Домашнее хозяйство. Труд ребенка в семье.
Права ребенка в семье. Как защитить свои права?
Права и обязанности родителей.
Дом, в котором мы живем. Наши соседи.
Обобщающий урок по разделу "Я и семья".
3. Я и школа (6 часов).
Программное содержание:
Зачем учиться? Ступени образования (закон "Об образовании").
Права и обязанности школьника.
Условия обучения - наше здоровье.
Дружба. Верность. Взаимопомощь.
Мои сверстники и друзья.
Обобщающий урок по разделу "Я и школа".
4. Я и улица (11 часов).
Программное содержание:
Что такое право? Правонарушение.
Поведение на улице. Административные правонарушения.
Жизнь и здоровье человека. Преступление.
Кража. Соучастие в преступлении.
Животные на улице (как правильно выгуливать собаку, как вести себя при встрече с бездомным животным).
Опасности на улице (как нужно вести себя на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей; как не стать жертвой похищения).
Находка на улице (как с ней поступить).
Полезные телефоны (куда обратиться за помощью).
Обобщающий урок по разделу "Я и улица".
5. Я и город (20 часов).
Программное содержание:
Мой город - Волгоград. Памятные и культурные места города.
Предприятия бытового обслуживания населения. Как "устроен" магазин?
Делаем покупки сами. Сделка.
Оплата товара. Наличные деньги. Пластиковые карты.
Опасные товары и продукты.
Права потребителя.
Как защитить свои интересы?
Кто отвечает за причиненный ущерб? Кража.
Учреждения социальной защиты населения.
Активный и пассивный отдых горожан.
Отдыхаем дома: компьютерная безопасность.
Отдыхаем на природе: правила поведения в лесу.
Красная книга. Заповедники.
Путешествуем по стране: едем на поезде.
Отдых на воде: купаемся и загораем.
Правила поведения в театре и кинотеатре.
Обобщающий урок по разделу "Я и город".
-
Я и государство (17 часов).
Программное содержание:
Моя Родина - Россия.
Гражданство. Документы, удостоверяющие личность.
Россия - многонациональное государство. Народы России.
Символы государства: флаг.
Символы государства: герб.
Символы государства: гимн.
Москва - столица нашей Родины.
Конституция - основной закон государства.
Органы власти: Президент.
Органы власти: Государственная Дума.
Органы власти: Совет Федерации.
Органы власти: правительство.
Основные права и свободы человека в России (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные).
Правосудие в стране. Защита граждан.
Обобщающий урок по разделу "Я и государство".
-
Повторение (3 часа).
Программное содержание:
Урок - викторина "Человек и общество".
Итоговый урок.
Предполагаемые результаты освоения учебного материала по предмету (для учителя):
Обучающиеся, воспитанники могут приобрести знания:
- знать название своей страны, города, улицы;
- знать название столицы своей страны;
- знает близких и дальних родственников;
- знает традиции своей семьи;
- знает права и обязанности школьников;
- знать кто такой "гражданин";
- знать свои основные права и обязанности гражданина РФ;
- знать в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав;
Обучающиеся, воспитанники могут овладеть умениями:
- иметь представление о государстве и его устройстве (что такое Родина, как называется государство, в котором мы живем; символы государства; кто управляет государством);
- иметь представление о праве и видах правовой ответственности (что такое право, правонарушение; роль правоохранительных органов);
- уметь пользоваться своими правами в конкретной жизненной ситуации, знать в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав;
- уметь с помощью взрослого составлять заявления, заполнять бланки, анкеты.
Учебно-тематический план учебного курса «Человек и общество»
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Введение.
2
2.
Я и семья.
7
3.
Я и школа.
6
4.
Я и улица.
11
5.
Я и город.
20
6.
Я и государство.
17
7.
Повторение.
3
Всего:
66
Карта отслеживания
динамического развития знаний, умений и навыков
по предмету "Человек и общество"
9 класс
Учитель _____________________________________________________
Класс __________________________ Дата ________________________
-
Показатели развития
Фамилия, имя, возраст учащегося
Примечание
Побуждения:
Интерес к окружающему
Знания, представления:
Знает права и обязанности школьников
Знает повседневный труд членов своей семьи
Знает о правомерном поведении на улице
Знает, как поступить с находкой на улице
Знает название города, в котором живет
Знает правила поведения в общественных местах
Знает название своей страны
Знает государственные символы России
Знает, кто управляет государством
Имеет представление о праве и правонарушении
Знает основные права и обязанности гражданина РФ
Знает роль правоохранительных органов
Знает в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав
Умения, навыки:
Умеет сделать покупку в магазине
Соблюдает навыки безопасной работы с компьютером
Умеет сообщить по нужному телефону о правонарушении, преступлении
Умеет с помощью взрослого составить заявление
Умеет с помощью взрослого заполнить бланки, анкеты
Общее количество баллов
Уровень сформированности ЗУН
Критерии оценки показателей:
1. Побуждения:
3 балла - устойчивые;
2 балла - неустойчивые;
1 балл - ситуативные;
0 баллов - не проявляет.
2. Знания, представления:
3 балла - четкие, системные;
2 балла - четкие, краткие;
1 балл - отрывочные, фрагментарные;
0 баллов - не оформлены.
3. Умения, навыки:
3 балла - выполняет самостоятельно;
2 балла - выполняет с помощью взрослого;
1 балл - выполняет в общей со взрослым деятельности;
0 баллов - не выполняет.
Уровни сформированности ЗУН по программе:
Высокий уровень ( 60 баллов ) - все ЗУН сформированы прочно. Средний уровень ( 30 баллов и выше ) - один и более компонентов, находятся в стадии становления. Ниже среднего ( 29 и менее баллов) - один и более компонентов не сформированы.
Характеристика достижений (вносится в примечание):
инициативность, проявление познавательной активности, осознанность,
проявление познавательных, нравственных чувств.
Литература.
1.Астахов П. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин. - М.: Эксмо, 2011.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! - Кишинев: ВИРТ, Санкт-Петербург: Дорваль, 1993.
3. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами.М., 1996.
4. Кристен У. Поддерживающая коммуникация // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
5. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1990.
6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2000.
7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 1998.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология.- 1984. -№ 1.
9. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.
10. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2008. 11. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2008. 12. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Владос, 2006 (раздел "Обществознание").
13. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2001.
14. Человек и общество: программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Выпуск 2. - Санкт-Петербург: "Образование", 1996.
Дополнительная литература для учителя:
-
Астахов П. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин. - М.: Эксмо, 2011.
-
Бородицкая М.Я. На кого же он похож? - М.:Малыш, 1988.
-
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М.: РОСМЭН, 1996.
-
Вачков И.В. Психология для малышей. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.
-
Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг//Дошкольное воспитание: 1999. - № 7.
-
Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996.
-
Князева О, Стеркина Р. Я, ты, мы. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание: 1999. - №7.
-
Козлова С. Я - Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру//Дошкольное воспитание: 1996. - № 1.
-
Усачев А.А. Приключения маленького человечка. - М.: Панас, 1994.
Уэст Д. Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать. - М.: Росмэн, 1994. -
Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Совершенство, 1998.
Дополнительная литература для обучающихся, воспитанников:
1. Антонов В.В. Изучаем права человека: Рабочая тетрадь для учащихся
начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 2011.
2. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию "Маленьким детям - большие права" - М., 2010.
3. Имею право: В помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. -Мурманск, 2006.
4. Права человека: Дидактическое пособие в помощь педагогам дошкольного образования.- Киров: Весна Дизайн, 2008.