Требования к написанию рефератов

Методическое пособие содержит основные требования по выполнению рефератов по профессии «Секретарь».      Реферат является составной частью и текущим этапом подготовки специалиста.     Успешное выполнение реферата свидетельствует о степени теоретической и методической подготовленности, практических умений и навыков будущего специалиста.     Наряду с теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по профессии, студент должен показать свои креативные способности.     В работе могут быт...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Ростовской области


Профессиональный лицей № 59





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО

НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

для студентов, обучающихся по специальности

034700.01 Секретарь



Разработал:

мастер п/о

Соловьева

Оксана Викторовна



г. Новошахтинск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Формирование личности студента как специалиста по профессии 034700.01 Секретарь, органично соединяющего теоретические и практические знания, изучающего технологии работы в области делопроизводства.

Важным средством в осуществлении поставленной задачи является текущая оценочная работа - написание реферата на определенную тему.

Настоящие методические указания содержат основные требования по организации, выполнению и защите рефератов по ПМ.01 «Информационно-документационная деятельность» и ПМ.02 «Организационная деятельность». В них содержатся сведения о структуре и содержании реферата. Использование настоящих указаний позволяет выработать единообразие требований, предъявляемых к работам различных направлений и тем, повысить качество выполнения и объективность их оценки.

К выполнению рефератов допускаются студенты, прошедшие полный или частичный курс теоретического обучения и выполнившие практическую часть программы.

При выборе темы реферата учитывается индивидуальные особенности студента, склонность к научно-исследовательской работе, способность самостоятельно работать с научной и справочной литературой, его знания, умения и навыки решения организационно - творческих задач.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕКУЩЕЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)


Реферат является составной частью и текущим этапом подготовки специалиста. Успешное его выполнение свидетельствует о степени теоретической и методической подготовленности, практических умениях и навыках будущего специалиста.

Цели написания реферата:

  1. Систематизация, закрепление и обобщение теоретических и практических знаний и умений в решении конкретных теоретических, практических задач.

  2. Закрепление и развитие навыков ведения самостоятельной работы; овладение умением написания реферата.

  3. Подтверждение профессиональной готовности к решению практических задач.

  4. Выявление уровня знаний и степени подготовленности студентов для самостоятельной профессиональной работы.

Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения реферата:

  1. Значимость выбранной темы реферата.

  2. Теоретическое и практическое применение полученных знаний.

  3. Овладение теорией, работа с литературными источниками.

  4. Обобщение материалов, полученных в результате проведенной работы.


ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКУЩЕЙ РАБОТЕ (РЕФЕРАТУ)


Решение перечисленных задач обуславливает выполнение соответствующих требований к текущей работе: теоретическая и практическая значимость темы реферата.

НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСТВА


Наряду с глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по специальности, практическими навыками решения методических и организационных задач студент должен показать свои креативные способности. В реферате должно быть проявлено умение создавать что-либо качественно новое, оригинальное и применение новых информационных технологий. Это может найти отражение в новизне подхода к решению теоретических и практических проблем в области документационного обеспечения управления. В работе могут быть использованы собственные разработки, полученные в результате прохождения курса лекций, выполнения практических заданий.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ТЕМЫ РЕФЕРАТА


Тема реферата должна быть значима, соответствовать по специальности и дисциплине. Реферат призван способствовать овладению современными принципами речевой коммуникации.

Значимость сводится к тому, что реферат выполняется на основе конкретных материалов, собранных студентами. Такой подход дает возможность студенту показать не только подготовку в вопросах теории, методики организации в области делопроизводства, но и проявить свои практические умения.

Успешное выполнение реферата зависит от умения студента точно выбрать наиболее значимую и конкретную тему.

При подготовке к написанию реферата надо рассмотреть и внимательно изучить название или тему реферата, чтобы название или тема были максимально приближены к данной дисциплине.

Необходимо разработать задачу и цель реферата.

Данные вопросы могут помочь определиться при выработке задачи и цели, а также при написании работы:

  • Какой вопрос заключен в теме реферата?

  • Почему я выбрал эту тему?

  • Чем интересна тема?

  • Для кого я пишу реферат?

  • Что я этим хочу сказать?

  • Что нового будет в моем реферате?

  • Чем он будет отличаться от других рефератов? и др.

Надо изучить тему реферата во всех направлениях, которых касается дисциплина. Он может предполагать обращение с вопросами к определенному разделу дисциплины.

Работа может быть подготовлена в письменном и устном виде. При использовании материала появляется необходимость его грамотного планирования, квалифицированной интерпретации полученных фактов и сведений.

Широко используемой формой работы при написании реферата является сравнение. Сравнение применяется для сопоставления полученной информации в различные периоды исторического развития или измерения полученных данных. Чтобы метод сравнения был плодотворен, необходимо учитывать предъявляемые к нему требования. Сравнению подлежат лишь те явления, между которыми существует объективная общность. Кроме того, сравнение осуществляется по наиболее важным, существенным признакам. Применение анализа сравнения может быть направлено на решение описательного (установление сходства и различий) или аналитического характера (объяснение, предсказание, практические рекомендации).

Выбор темы реферата тесно связан с предшествующей самостоятельной работой.

Важнейшим критерием выбора темы становится её актуальность. Она должна быть социально значимой.

Написание реферата начинается с определения актуальности темы, объекта и предмета реферата.

Уточнив объект и предмет реферата, студент обосновывает гипотезу - научное предложение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. При определении цели реферата необходимо исходить из его направленности. Если реферат носит теоретико-прикладной характер, то его цель связана с поиском типового решения проблемы. В том случае, когда исследование носит прикладную направленность, его цель увязывается с практическим регулированием определенных исследований.

В соответствии с целью реферата определяются задачи, которые направлены на решение рассматриваемых в реферате проблем.

Предварительно студент совместно с преподавателем уточняет содержание реферата. Определяются объем и сроки окончания работы.

За правильность подбора необходимого научного и практического материала, результативность экспериментальной работы, логичность выводов в реферате отвечает автор работы.

СТРУКТУРА ТЕКУЩЕЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)


Типовая структура реферата предполагает наличие следующих разделов:

  • введение

  • содержание

  • теоретическая часть

  • практическая часть

  • выводы и рекомендации

  • заключение

  • список использованной литературы

  • приложение

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)


Оформление реферата - это процесс, происходящий параллельно с созданием содержания, который сопутствует составлению плана, поиску архивного материала и т.п. В этот период определяется формы, характер и объем иллюстративного материала.

Работа печатается на белой бумаге стандартного формата (А4). Каждая страница, кроме титульного листа, включая иллюстрации, приложения, нумеруется. Рекомендуемый объем работы - 10-20 страниц машинописного текста, все листы должны быть скреплены или сброшюрованы.

Титульный лист оформляется на стандартном листе и содержит название образовательного учреждения, название темы, фамилию, имя, отчество студента, номер группы, фамилию, имя, отчество, должность педагога.

Содержание. Следующий лист за титульным содержит содержание, представляющее развернутый план реферата, включающий: введение, главы, параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения. Названия глав, параграфов должны быть точны и соответствовать содержанию, раскрываемому в них.

Основной текс. В заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры, исключены сокращения в подписях под иллюстративным материалом. В основном тексте могут быть использованы общеизвестные аббревиатуры, например: РФ, МГУКИ, и др.

Ссылки в тексте на отдельные примеры, номера, таблицы, графики, отдельные иллюстративный материал, приложения нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. При использовании материалов, заимствованных у других авторов, необходимы прямые высказывания, брать в кавычки и в сноске указывать источник. Если цитата передается своими словами, то кавычки не обязательны; в сноске указывается источник, откуда этот материал был взят.

Графики, схемы, таблицы должны быть органично связаны с содержанием работы и нумеруются сквозной нумерацией. Название подобных материалов помещается под иллюстрацией.

Используемая литература является составной частью реферата и является своеобразным ключом к источникам, которыми пользовался студент при её написании: она позволяет судить о степени осведомленности в области изучаемой проблемы студента как будущего специалиста.

Список используемой литературы обычно идет в алфавитном порядке. Если используются иностранные источники, данные на языке оригинала, то они обычно размещаются по алфавиту после перечня источников на русском языке.

В списке литературы указываются все источники, которыми пользовался автор (не менее 3 - 4 источников), и приводятся следующие сведения:

  • для книг - фамилия, инициалы авторов, название книги, издательство, место и год выпуска, количество страниц (например: 12. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания и правила оформления. - М.: Ось - 89, 1999. -304 с.);

  • для статей - фамилия и инициалы авторов, название статьи, журнала, газеты или сборника, год издания, номер страницы;

  • для отчетов - название, организация, место и год выпуска.

Приложения. Эта часть реферата имеет дополнительное иллюстративно - справочное значение, но является необходимой для более глубокого освещения изучаемой темы реферата.

По содержанию приложения очень разнообразны: это могут быть копии подлинных документов, фотографии, рисунки, выдержки из других материалов. в приложении студент помещает весь инструментарий, который был им использован в работе.

В приложении могут содержаться подтверждающие эскизы и фотоматериалы, аудио - и видеоматериалы. Здесь же находит освещение и деятельность автора реферата.

Технически оформить реферат желательно на ПК. Располагать следует текст на одной стороне листа, отступив от левого края 2-3 см. Объем реферата (контрольной работы) должен составлять 10-20 страниц, через 1,5 интервала.

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ТЕКУЩЕЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)


Защита реферата происходит публично на лекциях. Она носит характер дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов.

Речь студента, защищающего свой реферат, должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение реферата. Рубрики этой части соответствуют тем смысловым аспектам, которые характеризуют актуальность выбранной темы реферата, а также поясняются цели, задачи реферата, дается характеристика состава и общей структуры реферата.

Вторая часть последовательно раскрывает логику написанных глав, характеризует каждую главу.

Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится в соответствии с заключением реферата. Здесь целесообразно перечислить общие выводы.

К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы: схемы, таблицы, графики, диаграммы, афиши, пригласительные билеты, слайды, кино- и фотоматериалы, аудио- и видеокассеты, компьютерные дискеты и т.д. Материалы должны быть оформлены в удобном для демонстрации виде.

Целесообразно подготовить письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания, которые содержатся в отзыве на работу. Такая подготовка способствует снятию излишнего волнения и дает возможность спокойно отвечать на вопросы. Ответы должны быть краткими, четкими, хорошо аргументированными.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)


Оценкой отлично оценивается текущая работа, которая содержит самостоятельно оригинальное раскрытие темы реферата, в которой предлагаются авторские решения задач по наиболее актуальным вопросам речевой коммуникации, а также работа, в которой широко использованы научные материалы кафедры. Работа должна в целом отвечать всем без исключения требованиям, предъявляемым к текущим работам.

Оценкой хорошо оценивается работа, которая содержит достаточно глубокий теоретический анализ избранной темы, выдвигает научно обоснованные практические рекомендации по решению важнейших задач речевой коммуникации и отвечает основным требованиям, предъявляемым к текущим работам.

Оценкой удовлетворительно оценивается работа, в которой недостаточно глубоко рассмотрена тема реферата, практические рекомендации не подкреплены, а также не учтены основные требования, предъявляемые к текущей работе.

Оценка неудовлетворительно оценивается работа, которая не содержит научно- теоретического и практического рассмотрений темы реферата и не отвечает основным требованиям, предъявляемым педагогом.

Работа, не выдержавшая защиты, возвращается студенту для устранения недостатков и может быть допущена к повторной защите.


© 2010-2022