Планирование Основы алгоритмизации и программирования

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автоматизации

и информационных технологий № 20»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебной дисциплины ОП 06. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

код специальности/специальность230401 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям)

уровень подготовки: __базовый_______
















Москва

2014

ОДОБРЕНО

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 230401 Информационные системыи учебным планом


на заседании ПЦК «Библиотековедение», «ИС (по отраслям», «ОТЗИ»

Протокол № _от «»______2014 г.

Председатель

_____________________________/Е.Е. Швец/



УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учебного структурного подразделения «БТМ»

_____________________________/Т.И. Стеняева/

«_____» ________________________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. учебно-методическим отделением

_____________________________/С.Е. Коваленко/

«_____» ________________________20__ г.

Разработчик (автор): ____Федоткина М.В., преподаватель ________________________________________________________

Ф.И.О., должность, квалификационная категория


Рецензент:

Внешний: ______________________________________________

(Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория (ученая степень, звание)








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. условияреализации учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13




1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 «Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень) укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании в качестве факультативного курса для укрупненных групп специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, а также на курсах повышения квалификации для взрослого безработного населения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин к блоку общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» направлено на формирование общих компетенций (ОК 1-10) и ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 2.2 - 2.3 согласно ФГОС по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;

знать:

- общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;

- понятие системы программирования;

- основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры,

структуры данных, файлы, кассы памяти;

- подпрограммы, составление библиотек программ;

- объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -149 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 99 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 50 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

149

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

99

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

50

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено

-

Подготовка сообщений на темы:

- "Вспомогательные алгоритмы и процедуры";

-"Элементы языка. Типы данных.";

- "Табличные данные и массивы";

- "Особенности интерфейса";

- "Разработка приложений ";

- "Компоненты интегрированной среды";

- «Наследственные классы»

Составление опорного конспекта на темы:

- "Развитие архитектуры вычислительных систем";

- «Разновидность блок-схем»;

- "Ветвление и циклы";

- "Вспомогательные алгоритмы и процедуры";

- "Виды программирования";

- "Арифметические выражения";

- "Функции, связывающие различный тип данных";

- "Ввод с клавиатуры и вывод на экран";

- "Внешние подпрограммы и модули";

- "Виртуальные методы";

- "Конструкторы";

- "Деструкторы";

- "Создание интерфейса";

Составление опорной таблицы :

- «Операции логики»;

Составление опорной схемы на тему:

- "Особенности целочисленной и вещественной арифметики";

- "Основные понятия и средства компьютерной графики";

Составление терминологического словаря на тему:

- «Архитектура персонального компьютера»

20




21






3

4


2

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров.

1

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятияне предусмотрено

-

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорного конспекта по теме "Развитие архитектуры вычислительных систем"

1

Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования

27

Тема 1.1. Основные понятия алгоритмизации

Содержание учебного материала

8

2

Алгоритм. Свойства алгоритмов.

1,2

3

Формы записи алгоритмовБлок-схемы.

4

Основные алгоритмические конструкции.

5

Циклический алгоритм

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятия

1.Составление блок-схем алгоритмов.

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

2.Составление опорного конспекта по теме " Разновидности блок- схем"

3.Составление опорного конспекта на тему "Ветвления и циклы"

4.Подготовка сообщения на тему "Вспомогательные алгоритмы и процедуры"

5.Составление опорного конспекта на тему"Вспомогательные алгоритмы и процедуры"

5

Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации

Содержание учебного материала

4

6

Основы алгебры логики

1,2

7

Таблица истинности

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятия

2. Составление таблиц истинности

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

6. Составление опорной таблицы операции логики

3

Тема 1.3 Языки и системы программирования

Содержание учебного материала

2

8

Классификация языков программирования

1

Лабораторные работы не предусмотрено


Практические занятия не предусмотрено

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблон имени файла. Путь к файлу. Ввод команд. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблон имени файла. Путь к файлу. Ввод команд. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами.


Самостоятельная работа обучающихся

7.Составление опорного конспекта на тему "Виды программирования"

1

Раздел 2. Программирование на алгоритмическом языке

12

Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники

Содержание учебного материала

6


9

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память.

2

10000

Периферийные устройства компьютера. Программный принцип управления компьютером.

11

Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды компьютерных программ. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблон имени файла. Путь к файлу. Работа с каталогами и файлами.

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятия

3. Работа с файлами и каталогами: копирование, переименование, удаление

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблон имени файла. Путь к файлу. Ввод команд. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблон имени файла. Путь к файлу. Ввод команд. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами.

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

8. Составление терминологического словаря по теме «Архитектура персонального компьютера»

9. Подготовка сообщения на тему «История операционных систем»

4

Раздел 3. Программирование на алгоритмическом языке

45

Тема 3. 1 Основные элементы языка

Содержание учебного материала

2

12

Основные элементы языка TurboPascal. Структура программ в TurboPascal. Типы данных в TurboPascal

2

Лабораторные работыне предусмотрено

-



Практические занятия не предусмотрено

-

Контрольные работы не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка сообщения на тему: "Элементы языка. Типы данных."

1

Тема 3.2 Операторы языка

Содержание учебного материала

2

13

Оператор присваивания, перехода, пустой оператор.Арифметические выражения. Составной оператор. Циклические конструкции

3

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятия

4.Составление программ линейной структуры и разветвляющейся структуры

5.Составление программ циклической структуры

4

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

11.Составление опорного конспекта на тему: "Арифметические выражения"

3

Тема 3.3 Строки и множества

Содержание учебного материала

2

14

Строковый тип данных. Операции над строками. Операции над множествами.

2

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятия

6.Работа со строковыми переменными

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

12.Составление опорной схемы на тему: "Особенности целочисленной и вещественной арифметики"

2

Тема 3.4 Массивы

Содержание учебного материала

2

2

15

Описание и использование массива. Ввод и вывод массива. Обработка массива. Сортировка массива.

Лабораторные работыне предусмотрено

-

Практические занятия

7.Обработка одномерных массивов

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

13.Подготовка сообщения на тему: "Табличные данные и массивы"

2

Тема 3.5 Процедуры и функции

Содержание учебного материала


2

16

Процедуры: определение, назначение. Функции: определение и назначение. Стандартные процедуры и функции.

3

Лабораторные работы не предусмотрено


-




Практические занятия

8. Использование процедур и функций


2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

14. Подготовка опорного конспекта на тему: "Функции, связывающие различный тип данных"

2

Тема 3.6 Организация ввода-вывода данных. Работа с файлами

Содержание учебного материала


2

2

17.

Ввод-вывод данных. Типы файлов

Лабораторные работыне предусмотрено


-



Практические занятия

9. Работа с файлами


2

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

15. Подготовка опорного конспекта на тему: "Ввод с клавиатуры и вывод на экран"


3

Тема 3.7 Библиотеки подпрограмм

Содержание учебного материала

2

2

18

Стандартные модули

Лабораторные работы не предусмотрено


-

Практические занятия

10. Использование библиотеки подпрограмм


2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

16. Подготовка опорного конспекта на тему: "Внешние подпрограммы и модули"

2

Раздел 4 Программирование в объектно-ориентированной среде (Delphi 6)


62

Тема 4.1 Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП)

Содержание учебного материала

2

2

19.

Объект. Свойства объекта. Методы, класс, интерфейс

Лабораторные работыне предусмотрено


-



Практические занятия не предусмотрено

-

Контрольная работа не предусмотрено


-

Самостоятельная работа обучающихся

17. Составление опорной схемы на тему: "Основные понятия и средства компьютерной графики

2

Тема 4.2 Интегрированная среда разработчика

Содержание учебного материала

2

20

Интерфейс среды разработчика Delphi 6

3

Лабораторные работыне предусмотрено


-



Практические занятия

11.Создание проекта с использованием компонентов управлением текста

12.Создание проекта с использованием компонентов управлением текста


4

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работаобучающихся

18.Подготовка сообщения на тему: "Особенности интерфейса"

3

Тема 4 .3 Иерархия классов

Содержание учебного материала

4

22

Классы объектно-ориентированного языка программирования

2

23

Классы объектно-ориентированного языка программирования

Лабораторные работыне предусмотрено

-



Практические занятия не предусмотрено


-

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работаобучающихся

19.Составление опорного конспекта на тему: "Виртуальные методы"

20.Составление опорного конспекта на тему: "Конструкторы"

3

Тема 4.4 Этапы разработки приложения

Содержание учебного материала

2

24

Интерфейс пользователя

3

Лабораторные работыне предусмотрено


-




Практические занятия

16.Объявление класса, создание экземпляров класса

17.Объявление класса, создание экземпляров класса

18.Создание наследованного класса

6

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работаобучающихся

21.Составление опорного конспекта на тему: "Деструкторы"

22.Подготовка сообщения на тему: «Наследственные классы»

4

Тема 4.5 Визуальное событийно-управляемое программирование

Содержание учебного материала

4

25

Основные компоненты интегрированной среды разработки Delphi 6.

2,3

26

Основные компоненты интегрированной среды разработки Delphi 6.

Лабораторные работы не предусмотрено


-




Практические занятия

19.Разработка и отладка программы «Калькулятор».

20.Разработка и отладка программы «Калькулятор».

21.Разработка и отладка программы со вставкой графических компонентов

22.Разработка и отладка программы со вставкой графических компонентов

23.Разработка и отладка программы со вставкой графических компонентов



10

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работаобучающихся

23.Подготовка сообщения на тему: "Разработка приложений "

24.Подготовка сообщения на тему: "Компоненты интегрированной среды"


7

Тема 4.6 Разработка оконного приложения

Содержание учебного материала

2

27

Создание интерфейса приложения

2,3

Лабораторные работы не предусмотрено


-



Практические занятия

24.Разработка оконного приложения

25.Разработка оконного приложения

4

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работаобучающихся

25. Подготовка опорного конспекта на тему: "Создание интерфейса"

3


Итого

149





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики, математики и информатики.

Оборудование учебного кабинета:

  • Перечень основного оборудования:

  • сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет;

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • шкафы для методической литературы;

  • информационные стенды.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска- Interwrite;

  • проектор-Epson;

  • компьютерное рабочее место для преподавателя;

  • Принтер-HP Deskjet 1280;

  • Сканер-Epson perfection v200 PHOTO.

Описание оборудования на рабочем месте:

  • процессортипаIntel® Core™ i5-2400

  • процессор с тактовой частотой 3.10Ghz;

  • ОЗУ 4,0 GB;

  • HDD 2Tb;

  • акустическая система -Genius;

  • операционная система - Windows 7x 32;

  • антивируснаяпрограмма -Microsoft security Essentials;

  • Программа архиватор-Winrar;


  • офисное ПО: текстовый процессор, табличный процессор, программа для создания мультимедийных презентаций-Microsoftoffice 2007;

  • система управления базами данных-Microsoftoffice 2007;

  • интегрированная среда разработки программного обеспечения-Microsoftoffice 2007;

  • система визуального проектирования-Microsoftoffice 2007.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. И.Г. Семакин, А.П. Шестаков, «Основы алгоритмитизиции и программирования», «Академия»,2012.

  2. И.Н.Бекман, Компьютерные науки, «Феникс»,2014

  3. Культин Н., «Основы программирования в Delphi 7»: «БХВ-Петербург»,2012

Дополнительная литература:

  1. Карпиенко Е.В.«Основы программирования», «Феникс»,2013

  1. Интернет-ресурсы:

5. Курс дистанционного обучения: lessons-tva.info/edu/e-inf1/e-inf1-4-2.html [Электронный ресурс], свободный доступ

6.Курс лекций vvpnews.ru/referat136.html [Электронный ресурс], свободный доступ

7. Курс лекций teacher.ucoz.net/Lection/Algoritm/Part1.pdf [Электронный ресурс], свободный доступ



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ

Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

- использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка результатов выполнения творческих заданий;

Знания:

- общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические

конструкции;

- тестирование;

- понятие системы программирования;

- письменный опрос (проверочная работа);

-основные элементы процедурного языка программирования, структуру

программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры

данных, файлы, кассы памяти;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

-подпрограммы, составление библиотек программ;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- устный опрос (индивидуальный).

- объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и

объектов, их свойств и методов

- письменный опрос (проверочная работа);


© 2010-2022