Дополнительная образовательная программа Компьютерного клуба Инфознайка

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

администрации Аткарского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

города Аткарска Саратовской области




Утверждена на педагогическом совете

протокол № _______ от___________ директор __________Кучменко Н. Ю.






Дополнительная образовательная программа

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Компьютерный клуб «Инфознайка»





Возраст учащихся 7- 10 лет Педагог дополнительного образования

Срок реализации 2 года I квалификационной категории

Лунёва Анастасия Сергеевна

г.Аткарск - 2015


Пояснительная записка.

Настоящая программа относится к программам научно-технической направленности.

Актуальность дополнительной образовательной программы

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех

отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной программы является рассмотрение информатики как прикладного предмета.

Практическая значимость программы

Занятие в компьютерном клубе «Инфознайка», подобно другим занятиям в школе, использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения занятия кроме своего частного назначения, предусмотренного планом занятия, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе.

На занятиях применяется работа с игровыми программами разного типа: открытыми, которые предназначены для развития интеллекта, фантазии, творчества; закрытого, где решаются дидактические, логические задачи; исследовательскими, предполагающими экспериментирование, графические диктанты.

Во время обучения каждое действие отрабатываться отдельно, с осознанием всех входящих в него операций. Только в этом случае учащийся поймёт его содержание и логику. Для лучшего запоминания учащимся рекомендуется проговаривать все операции, которые они выполняют. По мере освоения того или иного навыка, происходит процесс сокращения действий, и доведение этого навыка до автоматизма. То есть навык постепенно превращается в умение.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для формирования начальных знаний в области информатики.

Основными задачами являются:

Обучающие:


  1. Сформировать навыки работы в программах: ТuxРaint, KoluerPaint, Microsoft Word.

  2. Научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ.

Развивающие:

  1. Развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

  2. Развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение.

  3. Развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность.

  4. Способствовать развитию познавательного интереса к информатике.

  5. Развитие мотивации к сбору информации.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии

  2. Формирование активной жизненной позиции

  3. Выработать у обучающихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения на 72 часа.

I год обучения - 36 часов.

II год обучения - 36 часов.

Для реализации программы необходимо:

- помещение для занятий;

- учебно - методическая литература;

- наглядный материал;

- технические средства.

Формы и режим занятий

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки


Критериями результативности обучения по данной программе являются

- соответствие теоретических знаний программным требованиям

- осмысленность и правильность использования специальной терминологии,

- соответствие практических умений и навыков программным требованиям,

- отсутствие затруднений при работе со специальным оборудованием,

- самостоятельность при выполнении практической работы,

- креативность в выполнении творческих заданий.

Чтобы определить уровень освоения технических навыков в течение учебного года, после изучения каждой темы, с учащимися проводится тестирование, которое позволяет определить, усвоили ли учащиеся данный материал. Из результатов обработки тестов становится видно, что материал детьми усваивался должным образом, а с теми детьми, которые что-то не усвоили, проводится дополнительные задания по теме.

Способы проверки результатов


В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

  2. через отчётные просмотры законченных работ.





Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД


Регулятивные УУД


Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Предметные УУД

  • умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в компьютерном клубе и самообразования»;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • культура работы на компьютере

  • определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно);

  • составлять план действий по решению проблемы (задачи);

  • осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут;

  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.


  • поиск и выделение необходимой информации (работа с графическими объектами);

  • умение применять различные инструменты рисования и палитру графических редакторов ТuxРaint, KoluerPaint;

  • обучение работе с разными видами информации по форме представления;

  • умение осуществлять выбор;

  • перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами


  • аргументировать свое мнение;

  • инициативное сотрудничество;

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками


  • для чего нужны основные устройства компьютера;

  • пользоваться мышью и клавиатурой;

  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

  • демонстрировать сформированные умения и навыки работы в графических редакторах ТuxРaint, KoluerPaint;

  • решать текстовые задачи;

  • анализировать и интерпретировать данные;

  • набирать текст на клавиатуре;

  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;

  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

  • устанавливать шрифт.

Учебно-тематический план I года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

1

1


2.

Компьютер для начинающих

8

4

4

3.

Технология обработки текстовой информации.

13

1

12

4.

Технология обработки цифровой информации.

2

1

1

5.

Программа для рисования TuxPaint.

7

1

6

6.

Технология обработки графической информации.

4

1

3

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Всего

36

9,5

26,5


Содержание курса 1года обучения

№ п/п

тема

содержание

часы

Материально-техническое оснащение

Методическое оснащение

Форма занятия

Форма подвед. итогов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на занятиях.

1

1


Компьютер,

Проектор.

Операционная система, плакат по ТБ.

Демонстрационная система,

рассказ , беседа


2.

Компьютер для начинающих.

1.Что такое информация? Виды информации по способу

восприятия.

2.Виды информации по способу представления.

3. Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер? Включение и выключение компьютера.

4.Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью.

5.Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: перемещение мышки, щелканье мышкой.

6.Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте» .

7.Знакомство с клавиатурой. Упражнение с клавиатурой «Числа на кубиках», «Падающие буквы», «Падающие слова».

8.Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ним. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.

8

4

4

Компьютер,

Проектор.

Клавиатурный тренажер

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Викторина

3.

Технология обработки текстовой информации

1. Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Open Office Writer. Настройка рабочей среды.

2.Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания.

3. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.

4. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.

5.Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений.

6.Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы.

7. Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы.

8. Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.

9.Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых строк.

10.Набор и редактирование текста.

11.Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста.

12.Действия с фрагментами текста.

13. Изменение шрифта документа. Сохранение текстового документа.

13

4

9

Компьютер,

Проектор.

Клавиатурный тренажер

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Викторина, тестирование.

4.

Технология обработки цифровой информации

1.Назначение и функциональные возможности программы калькулятор. Знакомство с интерфейсом.

2.Настройка рабочей среды программы Калькулятор.

Выполнение простейших вычислений.

2

1

1

Компьютер,

Проектор.

Программа Калькулятор

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Решение простых вычислений






5.

Программа для рисования Tux Paint

1.Знакомство с программой для рисования Tux Paint.

2.Работа в программе Tux Paint. Упражнение «Раскрась картинку».

3. Работа в программе Tux Paint. Упражнение «Раскрась картинку».

4.Рисование в программе Tux Paint.

5. Рисование в программе Tux Paint.

6. Рисование в программе Tux Paint.

7.Конкурс рисунков.

7

1

6

Компьютер,

Проектор.

Графический редактор Tux Paint

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Конкурс рисунков

6.

Технология обработки графической информации

1.Назначение и функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды.

2. Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка. Создание изображений инструментами: Прямоугольник ,Эллипс.

3.Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник. Настройка инструментов.

4.Редактирование компьютерного рисунка. Создание рисунка с помощью геометрических фигур. Сборка рисунка из деталей.

4

1

3

Компьютер,

Проектор.

Графический редактор KPaint.

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Создание рисунка

7.

Итоговое занятие

Обобщающее занятие. Подведение итогов

1

0,5

0,5

Компьютер,

Проектор.



викторина


Всего

36

9,5

26,5



Учебно-тематический план II года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

1

1


2.

Компьютер , информация, операционная система.

7

4

2

3.

Информация вокруг нас

5

3

2

4.

Обработки текстовой информации

7

2

5

5.

Обработка графической информации

7

3

4

6.

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

8

3

5

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5


Всего

36

16,5

19,5

Содержание курса 2 года обучения

№ п/п

тема

содержание

часы

Материально-техническое оснащение

Методическое оснащение

Форма занятия

Форма подвед. итогов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

Повторение правил поведения в кабинете информатики. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на занятиях.

1

1


Компьютер,

Проектор.

Операционная система, плакат по ТБ.

Демонстрационная система,

рассказ , беседа


2.

Компьютер , информация, операционная система

1.Информация и информатика.

2. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

3. ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

4. Группы клавиш . Основная позиция пальцев на клавиатуре.

5. Вспоминаем клавиатуру (практика)

6.Управление компьютером.

7.вспоминаем приемы управления компьютером (практика) .

7

4

2

Компьютер,

Проектор.

Клавиатурный тренажер

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Викторина

3.

Информация вокруг нас.

1. Действие с информацией .

2. Файлы и папки.

3. Хранение информации. Носители информации.

4. Создаем и сохраняем файлы (практика). Работаем с папками.

5. Передача информации. Кодирование информации.

5

3

2

Компьютер,

Проектор.

Клавиатурный тренажер

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Викторина, тестирование.

4.

Обработка текстовой информации

1.Формы представления информации. Текст как форма представления информации.

2.вводим тест (практика).

3. Редактируем текст

4. Работа с фрагментами текста

5. Форматируем текст.

6. Табличная форма представления информации.

7. Создаем простые таблицы.

7

2

5

Компьютер,

Проектор.

Программа Word

Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Решение простых вычислений






5.

Обработка графической информации

1. Компьютерная графика.

2.Графические редакторы.

3.Устройства ввода графической информации.

3. Изучаем инструменты графического редактора.

4. работаем с графическими фрагментами.

5. Планируем работу в графическом редакторе.

6. Рисование в программе Tux Paint. Конкурс рисунков.

7. Рисование в программе Paint.

7

3

4

Компьютер,

Проектор.

Графический редактор Tux Paint Графический редактор Paint


Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Конкурс рисунков

6.

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

1.Обработка информации. Изменение формы представления информации.

2. Систематизация информации. Поиск информации.

3.Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.

4.Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущих изображений.

5.Создаем списки

6. Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор.

7. Создаем анимацию.

8.Создание проекта

8

3

5

Компьютер,

Проектор.

Интернет, программаpower point


Демонстрационная система,

рассказ , беседа

Создание рисунка

7.

Итоговое занятие

Обобщающее занятие. Подведение итогов

1

0,5

0,5

Компьютер,

Проектор.



викторина


Всего

36

16,5

19,5


















Методическое обеспечение программы

Основная форма работы по программе - индивидуальные занятия и с малой группой обучающихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании.

В процессе обучения и при оценке знаний используются различные формы и методы работы (конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование).

Программа компьютерного клуба «Инфознайка» предполагает включение в учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение развивающих игр.

Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На занятиях большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного обучающегося, так и всю группу, что способствует лучшему освоению программы.



Список литературы

1. Макарова Н.В «Информатика» -2 и 3 классы Учебник. . 2007год

2. Предметно-содержательный журнал «Современный урок: начальная школа»,

Факультатив по информатике «Развитие логического и алгоритмического

мышления на уроках информатики в начальной школе». № 4, 7,8 2010 г.

3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для

учащихся 2 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.

4. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для

учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.

Для детей:

1.Ерёмина С.В. Тетрадь пособие по информатике для 1 и 2 классов.

2. Ерёмина С.В. Тетрадь пособие по информатике для 2 и 3 классов.


© 2010-2022