Рабочая программа Ландшафтная экология

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе: Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005.

Настоящий календарно-тематический план по ландшафтной экологии для 8 класса ориентирован на использование учебника: Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию (учебное пособие). КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2011

Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение разделу «Ландшафтная экология» в объеме 1 часа в неделю.

В связи с этим реализуется региональная программа по ландшафтной экологии для 8 класса (всего 17 часов), составитель Н.А.Чумаченко.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень

Основная цель курса:

- формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности протекающих в них процессов.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

В первом разделе рассматриваются основы географического анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта, взаимообусловленность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ландшафте.

Второй раздел посвящен типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии - природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, г. Саратове, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике.

Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона, района. Изучение отдельных разделов сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики.

Программа курса рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательных школ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность и др.

Одним из условий формирования компетенций является - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Место курса биологии в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 63 с УИП»

Данная программа рассчитана на 1 полугодие (с сентября по декабрь) - 8 класс.

Общее число учебных часов в 8 классе - 17 (1ч в неделю).

Учебно - тематический план

Всего - 17 часов (1ч в неделю).

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ

4

2.

ПРИРОДНО - АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ

7

3.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ

4

4.

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ: «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ»

1

5.

РЕЗЕВНОЕ ВРЕМЯ

1

ИТОГО

17


Условные обозначения в календарно-тематическом планировании:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом, УПЗУ - урок применения знаний и умений, КУ - комбинированный урок


Календарно-тематическое планирование курса «Ландшафтная экология» 8 класс

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Тип урока, вид занятия

Измерители, виды и формы контроля

Применение ИКТ

Домашнее задание

Сроки проведения

план

факт

I

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ

4


1

Географическая оболочка и ландшафт. Классификация геосистем.

1

УОНМ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.1.1, 1.2

1.09-5.09

2

Компоненты ландшафта.

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.1.3

7.09-12.09

3

Структура ландшафта.

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.1.4

14.09-19.09

4

Функционирование ландшафта

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.1.5

21.09-26.09

II

ПРИРОДНО - АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ

7


1

Антропогенное воздействие на ландшафт. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафта.

1

УОНМ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.1, 2.2

28.09-3.10

2

Классификация природно-антропогенных ландшафтов.

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.3

5.10-10.10

3

Урбанизированные территории.

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.4

12.10-17.10

4

Культурный ландшафт

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.5

19.10-24.10

5

Ландшафтный мониторинг.

1

УОНМ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.6

27.10-30.10

6

Охраняемые территории Саратовской области.

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.7

9.11-14.11

7

Ландшафт и здоровье человека.

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.2.8

16.11-21.11

III

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ

4


1

Ландшафтное районирование Саратовской области.

1

УОНМ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.3.1

23.11-28.11

2

Проблемы природопользования Саратовской области.

1

УОНМ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.3.2

30.11-5.12

3

Урбанизированные территории Саратовской области.

1

УОНМ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

П.3.3

7.12-12.12

4

Город в котором я живу

1

КУ, рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку. Видеофильмы. Клипы про Саратов.

презентация «Город в котором я живу»

14.12-19.12

16

Урок-обобщение: «Основные понятия ландшафтной экологии»

1

УПЗУ, викторина, тест

Вопросы и задания письменный,

устный опрос:

фронтальный и индивидуальный

Тематическая презентация к уроку.

21.12-26.12

Резервное время

1


28.12-29.12





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в ландшафтную экологию. 8 класс

Раздел I Основные понятия ландшафтной экологии - 4 часа

Биосфера и ландшафт. .Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах. (В,В, Докучаева, Л.С.Берга, Н.А.Солнцева,А.Г.Исаченко, Ф.Н.Милькова и др. ). Классификация ландшафтов. Компоненты ландшафта Биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.

Раздел II Природно-антропогенный ландшафт - 6 часов

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта.

Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные). Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные). Урбанизированные территории.

Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. Ландшафтный мониторинг. Охрана ландшафта, охраняемые территории в г. Саратове и Саратовской области.

Раздел III Региональная ландшафтная экология - 2 часа

Ландшафты Саратовской области. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области. Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области (экологические проблемы крупных городов; экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.). Влияние ландшафта на здоровье человека.

Резервное время - 4 часа

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЛАНДШАФТНУЮ ЭКОЛОГИЮ»

Учащиеся должны знать:

- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;

- многоаспектную ценность ландшафта;

- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

- экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г. Саратова, района расположения школы, дома;

- влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.

Учащиеся должны уметь:

- определять тип ландшафта;

- выявлять формы воздействия на него человека;

-давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом);

- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.



Критерии оценки учебной деятельности по экологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные

правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию (учебное пособие). КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2011

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, обучающие программы, выход в Интернет.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник:

Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию (учебное пособие). КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2011

Литература для учителя:

Владимиров В.В. Город и ландшафт. М.:Мысль,1986.

Охрана ландшафтов. Толковый словарь. М.: 1982.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.

Литература для учащихся:

Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов -на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.

Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,1996.

М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.

Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.

Интернет - ресурсы:

pro-landshaft.ru/element/?PHPSESSID=evo682ktk2fttuqjhbuk9qqji4 - элементы ландшафта

ecoindustry.ru/literature/view/391.html -основы ландшафтной экологии

ru.pages.wikia.com/wiki - ландшафтная экология

Мультимедиа.

1.Экологические проблемы России

2.Мультимедийный словарь по экологии

3.Презентации по ландшафтной экологии

4.Видеофрагменты

Образовательные диски:

CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 8-9 классы». Учебное пособие. Под редакцией А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.

Приложение.

Примерные темы для творческих работ и проектов учащихся.

1.г.Саратов. Памятники природы.

2. Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области.

3.Биографии ученых В,В, Докучаева, Л.С.Берга, Н.А.Солнцева, А.Г.Исаченко, и др.

4. Влияние ландшафта на здоровье человека.

5.Природная среда - источник инфекционных заболеваний.

6.Микроклимат жилых помещений.

7.Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн.

8.Охраняемые территории Саратовской области.

9. Город в котором я живу и др.

12


© 2010-2022